1612615_20131125235128.jpg
Для Путина встреча с понтификом – возможность укрепить свой авторитет через связь с духовным лидером Запада, который имеет и политическое влияние (фото: kremlin.ru)

ЧЕТВЕРТАЯ ВСТРЕЧА С ПОНТИФИКОМ

Вчера вчером президент России Владимир Путин встретился с Папой Римским Франциском, 266-м понтификом, первым иезуитом в Ватикане за всю долгую историю западной христианской церкви. Встреча проходила за закрытыми дверями. Официальная версия: понтифик и российский президент вроде как обсудят сирийскую проблему (оба они считаются миротворцами в данном вопросе), но наверняка им есть о чем поговорить (обе державы играют не последнюю роль в мире). Путин, будучи главой государства и правительства, встречается уже с третьим по счету хозяином святого престола и впервые — с Франциском. После установления дипломатических отношений между Россией и Ватиканом Путин в 2000 и 2003 годах встречался с Иоанном Павлом II и в 2007 году — с Бенедиктом XVI. Путин, однако, ни разу (по понятным причинам — РПЦ этого не допустит или будет категорически против) не приглашал посетить с визитом Россию ни одного папу римского.

Встреча один на один проходила в зале библиотеки Ватикана, где обычно проводятся переговоры на высшем уровне, передает «Интерфакс». Подробности разговора с глазу на глаз не разглашаются. Известно, что стороны обменялись подарками. Путин подарил Франциску Владимирскую икону Владимирской Божией матери, а тот, в свою очередь, вручил президенту керамическое изделие, на котором были изображены Ватиканские сады. На прощание Франциск через Путина передал привет Патриарху Кириллу.

О подоплеке сегодняшнего визита главы российского государства газета «БИЗНЕС Online» побеседовала с Ольгой Четвериковой — доцентом кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО университета МИД России, кандидатом исторических наук, известным специалистом по Ватикану, автором книги «Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства».

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ АКТИВНОЙ ДУХОВНОЙ ЭКСПАНСИИ В РОССИИ

— Ольга Николаевна, какое значение, по вашему мнению, имеет встреча Владимира Путина и Папы Римского Франциска?

— Ватикан, кроме того, что является церковной структурой, еще и политическая структура, государство. Поэтому Папа имеет не только духовную власть, влияние, но и политическую. Церковь фактически организована как некий государственный институт. Поскольку одна из основных задач католицизма — фактический контроль над Русской православной церковью, миграция русских православных в сферу влияния католицизма, то политические моменты используются активно. С тех пор, как были установлены дипломатические отношения, католики получили дополнительный политический инструмент для активной духовной экспансии у нас в России, и, соответственно, на уровне дипломатии это тоже осуществляется успешно.

Поэтому встреча с Путиным для Папы очень важна, потому что он предстает не только как лидер духовный, но и как политический, который тоже осуществляет политику примирения на Ближнем Востоке, в Сирии. Таким образом он укрепляет позиции католической церкви. Поскольку речь идет именно о духовном противостоянии, духовной борьбе и попытке размыть православие и втянуть его в сферу влияния католицизма, в первую очередь папства и папизма, то политические инструменты сейчас имеют значение.

— На встрече обсуждался сирийский вопрос. Как думаете, только ли такая была повестка дня?

— Кто же его знает... Надо у самого Путина спросить, о чем он говорил. Для Путина это тоже возможность укрепить свой авторитет, поскольку он встречается с духовным лидером Запада. В данном случае он ориентируется не на Русскую православную церковь, а на авторитет западного духовного лидера. Думаю, тут речь идет только об идейных аспектах, идеологических, то есть укрепление политического авторитета через эту связь.

Решение сирийской проблемы совершенно в другом. В Сирии не идет гражданская война, в Сирии осуществляется экспансия, интервенция с использованием наемных бандитских формирований. Там только 3 процента сирийцев, остальные 97 процентов — иностранцы. Источник совсем в другом месте — в Вашингтоне. Поэтому говорить о спасении христиан можно только обращаясь к тому, кто реализует эту политику экспансии. В этом плане вот что характерно: госсекретарь США Керри является католиком, поэтому если бы Папа Римской реально хотел что-то сделать, то он, как глава католической церкви, должен был обратиться к Керри и призвать его прекратить эту политику. Тогда бы мы поняли, что действительно совершен шаг, Папа Римский действительно что-то может изменить. А когда идут общие рассуждения о мире, о спасении, а при этом продолжается та же политика, ничего не предпринимается, ясно, что это чисто пропагандистская кампания. На этой проблеме Папа Римский просто укрепляет свой авторитет.

— Получается, речь не идет о сближении католической и православной церквей?

— Укрепляя папский авторитет такими встречами, такими совместными заявлениями, как бы посылается сигнал и нашим о дальнейшем сближении. Таким образом Путин еще больше легитимизует Папу в глазах православной общественности для того, чтобы снять внутренние ограничения по совместным действиям с католиками, потому что для нас, православных, католическая церковь остается еретической, главная ересь папизма определяется и в поведении церкви. Поэтому ни на какой союз с католической церковью мы идти не можем. Когда все это переводится в плоскость политических дел, то снимаются эти ограничения и способствуют еще большему открытию православной церкви к еще большему союзу с католиками. В первую очередь это выгодно Папе Римскому и Западу, потому что Папа используется как одна из фигур глобальной системы правления, задача которой — поставить под контроль РПЦ.

Русскую православную церковь? Думаете, это возможно?

— Через сближение, конечно. Смотрите, как активно отдел внешних церковных связей говорит о необходимости сближения, о совместных действиях с католиками, в чем-то даже — союзе. Более того, говорят, что мы должны забыть все наши разногласия. А что такое разногласия? Речь идет о самом догмате католицизма — непогрешимости учения Папы Римского. Во всех документах католической церкви прописано, что только те церкви являются истинным христианством, которые признают власть Папы Римского. У них это главное условие. Поэтому это и является для них конечной целью сближения — вынудить православных признать папский догмат, папскую власть, идею папского первенства.

— Вам не кажется, что Путин слишком часто встречается с папами римскими: дважды встречался с Бенедиктом XVI, до этого и Иоанном Павлом II.

— Кажется, но это уже вопросы к нему. Я не могу его понять.

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРОЯЩЕМУСЯ НОВОМУ ГЛОБАЛЬНОМУ ПОРЯДКУ

— Вы говорили, что Папа Римский выступает не только как духовная фигура, но и как политическая. По вашему мнению, какую политику он ведет?

— Его миссия, поскольку он строит систему глобального правления, — давать идеологическое обоснование строящемуся новому глобальному порядку, то есть это создание наднациональной структуры управления. Поэтому не случайно понтифик в 2009 году сказал, что необходимо создать мировую политическую власть. Католическая церковь — хорошо организованная структура с жесткой иерархией, во главе которой стоит деятель, который обладает непогрешимостью в своем учении. Догмат о непогрешимости еще никто не отменял, он был принят в 1870 году. Он говорит о том, что когда Папа говорит как учитель, он обладает непогрешимостью в силу того, что Господь наделил ею церковь, а Папа выступает в качестве главы этой церкви. Поэтому фактически он может отказаться от христианских ценностей, но структура сохранится. Поскольку структура хорошо организована, ее задача — полтора миллиарда христиан интегрировать в создаваемую систему ценностей, которая поощряется и основывается на терпимости и признании прав человека в качестве нормы поведения. Нормой являются нормативно-правовые акты, определяющие права человека — вот это религия. Поэтому они сейчас проводят ревизию морали, подводя под ценности толерантности. Толерантность — это фактически либертарианство, свобода от морали, свободный секс и прочее — все то, что мы видим сегодня. Поэтому задача Папы вписать католическую церковь в новый духовный порядок, изменив ее ценности, моральные установки.

— Для этого же нужны и православные?

— Они должны втягивать и РПЦ, поскольку Папа исходит из того, что настоящее сближение происходит из признания папской власти, то есть главой всей церкви является Папа Римский — только такое условие. Поэтому что бы мы ни выдвигали, они понимают это только так. Любой контакт с ними — признание их лидирующей роли. Глобальная система правления уже существует, но мы никогда не сможем в ней никакую роль сыграть, потому что она основывается на ценностях и правилах, которые не мы определяли. Папа в этой глобальной системе играет очень важную роль — идейно-политическую, политика через идеологию, через идеологическое обоснование нового глобального порядка. Поэтому каждый, кто обсуждает с ними те или иные направления, признает этот порядок. Они определяют эту игру.

— Получается, что Путин сейчас идет на уступки Ватикану?

— Инициатива, конечно, на их стороне, и правила определяют они.

— Как, по вашему мнению, РПЦ дальше будет выстраивать с католиками отношения?

— Я не знаю, как они будут это делать. Сейчас они должны определиться и четко дать свою позицию, потому что в свете последних решений Папы Римского, всех его последних ревизий говорить о единстве с католиками в борьбе за сохранение традиционных христианских ценностей уже не приходится. Как можно говорить о сохранении ценностей, если они допускают их ревизию? Если уже страшный смертный содомский грех Папа провозглашает не грехом, то куда еще дальше? Там происходят глубинные фундаментальные изменения, и этому надо давать оценку.

Справка

Ольга Четверикова — кандидат исторических наук. Кафедра истории и политики стран Европы и Америки, доцент.

Окончила факультет МО МГИМО в 1983 году. Работала в Институте общественных наук на кафедре международного рабочего движения. Специализировалась по проблемам социальной и политической истории стран Латинской Америки. Имеет научные статьи по проблемам изучения особенностей политических религиозных движений, политического сознания и политической культуры латиноамериканских стран. Кандидатская диссертация на тему «Тенденции и противоречия рабочего движения в Перу в 1975 - 1980 годах» посвящена исследованию социальных конфликтов Перу в период пребывания у власти военного режима Моралеса Бермудеса. После работы в институте сотрудничала в ряде газет и журналов, занималась вопросами политической истории России, имеет публикации по темам, связанным с русской политической культурой.

Область научных интересов: основы и эволюция европейского религиозного сознания, Римско-католическая церковь в европейской геополитике, этнические и религиозные конфликты в Западной Европе в конце XX - начале XXI веков, финансовые механизмы европейской политики новейшего времени, религиозно-финансовые аспекты глобализации, новые религиозные движения и корпоративная религия.