21.jpg

«ОНИ ДОЛГО УПИРАЛИСЬ»

Турецкая компания «Кастамону Интегрейтед» в лице своих дочек «Компас инжинринг» и «Санрайз капитал» на днях начала в центре Набережных Челнов работы по подготовке к строительству жилого комплекса «Общегородской центр» (его также называют и Sunrise sity — «Город восходящего солнца» или «Солнечный город» ред.). Об этом проекте было впервые объявлено буквально недавно — в сентябре этого года на проходившем в Казани татарстано-турецком деловом форуме.

Проект в случае его успешной реализации решит одну из главных городских проблем Челнов. В разгар перестройки бурная застройка города затормозилась, и его центральная часть с тех пор в значительной степени представляет собой пустыри с автостоянками и недостроенным объектами. Власти города не раз предпринимали попытки вернуться к этой проблеме, но решить ее никак не удавалось.

Решение пришло довольно неожиданно — после того как в ОЭЗ «Алабуга» пришел турецкий резидент — компания «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» — совместная российско-турецкая деревообрабатывающая компания. Кроме Турции и России корпорация Kastamonu Entegre имеет заводы в Болгарии, Румынии, Боснии и Герцеговине, она является одним из крупнейших мировых производителей в секторе деревянных панелей. В «Алабугу» турки пришли еще в 2010 году, сразу став приоритетным проектом. Президент РТ Рустам Минниханов лично заложил первый камень в фундамент завода по производству МДФ-панелей.

Как рассказывают в исполкоме Челнов, на турков тогда обратили внимание власти автограда. Начальник управления архитектуры, градостроительного и жилищного развития Рафар Шакиров рассказал нам следующее:

- Когда «Кастамону Интегрейтед» зашли в «Алабугу», мы пригласили их и спросили: «Может, и здесь возьметесь? У вас вроде все получается, есть оборотные средства». Их и привезти сюда было непросто, они долго упирались. Мэр ездил к ним 5 или 6 раз, и только ради застройки центра. Ему удалось показать «Кастамону Интегрейтед» город, и они сказали: действительно, неплохой город, и мы очень хорошо относимся к Рустаму Нургалиевичу... Мы им обещали всячески помогать и с планировкой, и со всем остальным. Они только на таких условиях пришли, да и то благодаря нашим замечательным связям с Турецкой Республикой.

05.jpg

Проект застройки жилого комплекса «Общегородской центр» — крупнейший для Челнов со времен строительства КАМАЗа. Только первая из трех очередей проекта по плану обойдется туркам в 3,7 млрд. рублей, при этом освоено будет лишь 5,8 из 26 га общей площади 19 комплекса автограда. Примерную оценку общей стоимости проекта озвучил во время интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» генеральный консул Турецкой Республики в Казани Сабри Тунч Ангылы, который сообщил, что к окончанию строительства в 2018 году объем инвестиций составит порядка $500 миллионов. Всего здесь будет построено около 3 тыс. квартир.

Проект, как сообщил газете «БИЗНЕС Online» Шакиров, не предусматривает ни школ, ни садиков: только жилье бизнес-класса, административные и торговые объекты на 16 тыс. кв. метров.

За годы бережного сохранения пустыря в центре автограда идей по его застройке было множество, в том числе и комплексных. Первоначально, по старому генплану города, это место должно было стать средоточием общественной жизни Челнов. Администрация и сегодня лелеет надежду частичного воплощения былых грандиозных замыслов.

«Там должна была быть огромная эспланада для проведения демонстраций, — рассказал Шакиров газете «БИЗНЕС Online». — Планы были грандиозные, и если бы не перестройка, мы бы центр, наверное, достроили. Мосты, которые остались над улицей команды «КАМАЗ-Мастер», соединяют 17 и 18 комплексы с общегородским центром. Масса гуляющих людей с бульвара Энтузиастов должна была пересекать проспект Мира, входить по бульварам в 17 и 18 комплексы, дальше по мостам — в 19 комплекс, затем по таким же мостам проходить проспект Сююмбике и дальше уже спускаться к Каме. Сегодня такое мостовое соединение 19 комплекса с соседними мы ненавязчиво предлагаем инвестору. Хотелось бы эту связь осуществить, запустить мосты, потому что это великолепная задумка. Если посмотреть на них со стороны проспекта Мира, сразу становится ясна мудрость тех архитекторов».

full222.jpg
Гасан Мамедов

РОКОВАЯ ОШИБКА ХАМАДЕЕВА, ЗА КОТОРУЮ РАСПЛАЧИВАЮТСЯ ПООЧЕРЕДНО ХАЛИКОВ И ШАЙХРАЗИЕВ

Однако, как выяснила газета «БИЗНЕС Online», грандиозные планы челнинских властей и турецких бизнесменов натолкнулись на земельный вопрос. Огромная территория в центре города за почти три десятилетия не раз становилась объектом интереса различных бизнес-структур. Однако в большинстве случаев власти города отказывали им в каком-либо строительстве на этой территории, надеясь, что в лучшие времена центр города все же удастся застроить комплексно. Но наиболее настойчивым бизнесменам удалось все же получить солидные куски земли в этой части автограда. В частности, 3,2 га территории в центре контролирует известный в городе бизнесмен и лидер азербайджанской общины Гасан Мамедов. Еще 11,9 га, по словам Шакирова, владеют структуры влиятельного предпринимателя Алексея Миронова (руководитель «ADG Челны», совладелец ГК «ЕвроГрупп»).

10.jpg

Бизнес-структуры последнего и прежде располагали самым большим куском центра, а три месяца назад на аукционе Миронов выкупил все, что было вокруг его участка. В мае компания компания «ADG Челны» уже выкупила за 11 млн. рублей право годовой аренды на 4,6 га, но тот аукцион был признан несостоявшимся из-за отсутствия других участников. Целевое назначение земли указывалось однозначно — многоэтажное строительство, однако сегодня участие компаний Миронова в подряде, не считая статуса землепользования, остается неясным. Сам Миронов, до которого дозвонился корреспондент «БИЗНЕС Online», отказался от комментариев.

В компании «Санрайз Капитал» реакция на вопросы о земле была чуть более медленной, но не более результативной: на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online» в «Санрайз Капитал» после длительных внутренних обсуждений решили не отвечать. Вероятно, роль «ЕвроГрупп» в подряде «Компас Инжиниринг» пока не вполне отчетлива. Однако следует предположить, что некие договоренности между ним, властями и турецкими инвесторами либо уже достигнуты, либо идет процесс переговоров.

400x280.jpg

Элчин Мамедов

Ситуация же вокруг участка Мамедова приобрела откровенно скандальный характер. Мамедов, 25 лет проработавший в правоохранительных органах и занимавший заметные посты в УВД автограда, долгое время находится в жестких противоречиях по поводу этой земли с руководством Челнов. В январе 2001 года в то время мэр Рашит Хамадеев выделил ИП Мамедову этот участок в бессрочное пользование для строительства культурно-досугового и торгового центра. Но уже в июне того же года власти города, одумавшись, решили участок изъять. Мамедов подал в Арбитражный суд РТ и выиграл дело, а в 2003 году ему удалось даже закрепить за собой право собственности на участок. Еще через два года, в бытность мэром Ильдара Халикова, горсовет Челнов обратился в суд и выиграл судебную тяжбу у Мамедова, то есть эту сделку удалось дезавуировать. Но все же право пользования участком осталось за ним, хотя полноценно распоряжаться участком Мамедов не может.

12.jpg

И вот в середине ноября, когда Мамедов явно был наслышал о девелоперских планах турков, его сын Элчин, представляющий юридические интересы отца, выложил в интернете видеообращение к президенту России Владимиру Путину с жалобами на власти города.

«Уважаемый Владимир Владимирович! — говорит Элчин Мамедов в видеообращении. — Хочу вам сообщить о незаконном бездействии исполкома города Набережные Челны, так как они препятствуют деятельности индивидуального предпринимателя Мамедова Гасана Самед оглы». Далее Мамедов-младший пересказывает историю судебных разбирательств и, напоминая, что суд вынес решение о выдаче предпринимателю градостроительной документации, переходит к конкретным претензиям: «Возбуждены два исполнительных производства в пользу предпринимателя, но исполком города просто их игнорирует и не исполняет. Предприниматель Мамедов неоднократно писал в гепрокуратуру и следственный комитет, но все обращения направляются в Набережные Челны. Он также обращался с просьбой привлечь к уголовной ответственности руководителя исполкома за неисполнение решения суда, но по данному факту было вынесено 6 отказных материалов, в них было сказано, что не удается установить ответственное лицо. Причиной сложившейся ситуации, по нашему мнению, может являться личная коррупционная заинтересованность исполкома города. Уважаемый Владимир Владимирович, прошу вас вмешаться и отдать поручение для проведения независимой проверки».

13.jpg

Обвинение громкое, остается ждать на него реакции, хотя очевидно, что это рычаг для переговоров. Ведь тем временем стало известно, что поезд тронулся — первая очередь застройки турецкого проекта не касается границ земли Мамедова — два 25-этажных дома и две 18-этажки по проекту разместятся до участка предпринимателя. Исполком, по словам Шакирова, готовит к аукциону землю второго этапа застройки, и пока он пропускает участок Мамедова. В таком виде участок остается белым пятном прямо посередине концептуального эскиза Sunrise City, представленного на сентябрьском татарстано-турецком форуме Минниханову и министру экономики Турции Заферу Чаглаяну.

Мамедов, в свою очередь, как стало известно корреспонденту «БИЗНЕС Online», готов обменять участок на торговые площади, которые построят турки. Отдать землю и получить в собственность готовые торговые площади — неплохая сделка, но, очевидно, вопрос заключается в том, сколько площади турки готовы уступить за 3,2 га пустыря. Элчин Мамедов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» желаемый метраж не озвучил, но сообщил, что надеется подписать договор, поскольку такой обмен изначально явился инициативой турецкой компании. Заметим, что аппетит Мамедовых не может быть скромным, учитывая, как он разогрет за последний десяток лет. Элчин ведет речь об упущенной выгоде: свою землю Мамедов не мог использовать с 2001 года иначе как только пустить на нее автовладельцев из близлежащих домов. Сначала он устроил на участке автостоянку «Премьера», потом закрыл ее по требованию исполкома, однако соседи по привычке загоняют сюда машины: земля все равно пустует, на ней хранятся только фундаментные блоки, приготовленные под строительство. Между тем с 2006 года Мамедову начисляли земельный налог почти по 2,5 млн. рублей в год (кстати, начальник правового управления исполкома Ринат Канеев в СМИ обвинял Мамедова в том, что он налог не оплачивал) — в соответствии с целевым назначением участка, словно на нем желаемый торговый комплекс давно стоит.

В конце минувшей недели должны были состояться очередные переговоры Мамедова с турецкой компанией по этому вопросу, однако, по нашим данным, достичь договоренностей об обмене земли на торговые площади Мамедову так и не удалось. Но у него есть и другой план. «Решение о застройке было принято на уровне президента республики, и мы считаем, что нужно пойти навстречу, — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Мамедов-младший. — Но хочу заметить, что владелец земли уже получал аккредитацию в банках, готовых профинансировать строительство, есть у нас и конкретный подрядчик, который готов освоить участок в соответствии с общим проектом. Поэтому если мы с застройщиком не придем к общему мнению, то начнем строительство самостоятельно».

До сих пор Мамедовы не могли начать строительство, поскольку исполком отказывался внести требуемые корректировки в проект застройки общегородского центра. Мамедовы обязали исполком к подготовке градостроительного плана через суд в 2010 году, однако решение так и не было исполнено. В прошлый четверг, видимо, уже учитывая приход турецкого застройщика, руководитель исполкома Фархад Латыпов, наконец, подписал постановление о корректировке проекта планировки центра, что развязывает руки и Мамедовым — существование документа позволит отстроиться и им.

«ПОЖЕЛАНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯ — ДЕЛО ДЕСЯТОЕ»

В исполкоме ситуацию не считают критичной. Шакиров в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сообщил, что свежее постановление Латыпова о корректировке проекта планировки — это лишь необходимая формальность, которая не повлияет на общий проект.

- Нас обязали выполнить корректировку проекта, мы ею сейчас занимаемся, но здания-то в любом случае останутся на своих местах, — пояснил Шакиров. — Это просто публичный акт, который позволит всем землепользователям поучаствовать в концепции застройки. Они увидят, что в отношении их земель кто-то ведет какую-то разработку, и смогут обратиться в исполком, узнать, что именно мы хотим строить. Мы им покажем, что мы хотим, они скажут, что хотят чего-то другого. В общей концепции проектировщик учтет и общие интересы.

04.jpg

Однако из дальнейших разъяснений Шакирова ясно, что пожелания землепользователя — все-таки дело десятое, и теоретически по проекту он может вообще получить на свой кусок бремя в виде зеленых насаждений.

- Корректировка нужна для соблюдения гласности и открытости, но вообще-то по вопросам градостроительной документации решение единолично принимает руководитель исполкома. С учетом протокола и рекомендаций оргкомиссии публичных слушаний он может утвердить или отклонить проект планировки. И если проектировщик, к примеру, разместит на месте планируемого жилого дома парк, землепользователь обязан будет подчиниться.

«ТАКИЕ ПРОЕКТЫ ДОЛЖНЫ ГОТОВИТЬСЯ КАК МИНИМУМ ГОД»

Оценить важность сохранения былой концепции и прокомментировать решение о застройке центра города жильем и магазинами газета «БИЗНЕС Online» попросила челнинских экспертов отрасли.

Вячеслав Нилов — гендиректор ООО «Челныпроект», бывший главный архитектор Набережных Челнов:

- Сохранить мосты с практической точки зрения не так важно. Они были предназначены для шествий и парадов и несли больше представительскую функцию. Сейчас все должно выглядеть теплее, скромнее и уютнее. В сохранении старой концепции большого смысла нет.

Юрий Шеин — гендиректор ООО «Междуречье», зампредседателя депутатской комиссии по жизнеобеспечению населения и градостроительству:

- Обычно от желания до начала реализации проходит очень много времени. То, что они хотят начать строительство уже в этом году, удивительно. Дай Бог. Потребность в жилье сегодня в городе реально существует. Центр недостроен, хотя коммуникации там уже есть, и место козырное. Но такие проекты должны готовиться как минимум год, учитывая общественные слушания, геологию и множество других вопросов.

На этой территории в советское время было запроектировано скопление зданий общественного назначения — театры, загс, много чего еще. Когда мы еще при Ильдаре Шафкатовиче изучали этот вопрос, мы поняли, что социальная составляющая необходима, второй составляющей должна стать коммерческая. Не знаю, что там теперь будет по проекту, но это не должно быть одно жилье. Обязательно должны быть школы и садики. К сожалению, горсовет по регламенту не рассматривает проекты застройки в принципе. Проект рассматривается исполкомом и градостроительным советом, в который входят архитекторы.

11.jpg

Владимир Нестеренко — гендиректор ООО «Каминвестгражданстрой», главный архитектор проектов Набережночелнинской организации союза архитекторов России:

- Для профессиональной оценки нужно знать проект, а его еще никто не видел. Если говорить в общих чертах, то общегородской центр — это самая важная градостроительная концепция, к ней надо относиться предельно внимательно, ее надо обсуждать в среде профессионалов, в первую очередь архитекторов. Эта застройка обязана спасти город от серого однообразного ландшафта. Но градостроительного совета не было. Я имею в виду профессиональный градостроительный совет, в котором решения принимают архитекторы — у нас такого совета вообще нет, уже давно. Сегодня при застройках речь идет о том, чтобы максимально дорого продать квадратный метр, но о комфорте разговоров нет и быть не может в таких условиях. Для проектирования социальной инфраструктуры существуют санитарные нормы, предусматривающие радиус обслуживания тех или иных потребностей населения, все должно строиться согласно СНИПам. К примеру, у нас сплошь и рядом нарушения с парковками, да и с другой инфраструктурой тоже. Должны быть спортивные и детские площадки, бульвары, зелень... Нельзя говорить о комфортности жилья, если все эти моменты не обеспечиваются проектом. В свое время проекты застройки 19 комплекса готовили и Москва, и Санкт-Петербург, потом союз архитекторов принимал участие. Сегодня же о качестве проектов спрашивают у заказчиков, которые прямо заинтересованы в строительстве, а мнения профессионалов уже никого не интересуют.