СЕРЬЕЗНЫЙ ПАРТНЕР
Почти каждый пятый корпоративный кредит в Татарстане выдан Сбербанком — на долю крупнейшего банка страны приходится 19% совокупного объема кредитов для предприятий республики. Напомним, на 1 октября корпоративный портфель банка в РТ составил 106,14 млрд. рублей. «Для нас Сбербанк — это серьезный партнер, который вносит большие суммы налогов. Он эффективно работает и активно участвует в наших программах развития бизнеса, благодаря которым создано свыше 2 тысяч новых рабочих мест», — заявил вчера на прошедшем в главном офисе «Банка Татарстан» заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» (ТНХИ) президент РТ Рустам Минниханов.
В мероприятии, помимо главы республики и генералов татарстанского бизнеса, участвовал президент — председатель правления Сбербанка Герман Греф. Но прежде он, прибыв в Казань после полудня, возложил в аэропорту цветы в память погибших в крушении «Боинга» 17 ноября и вместе с Миннихановым осмотрел недавно реконструированный офис «Банка Татарстан» на улице Бутлерова. Любопытно было наблюдать за тем, как сотрудники офиса выстроились у перил на каждом из пяти этажей атриума в главном холле здания Сбербанка — церемония приветствия высоких гостей была тщательно отрепетирована. Внизу же, в зоне обслуживания клиентов, Грефа встречали девушки модельной внешности, которых, как оказалось, собрали сюда со всех казанских офисов банка. Впрочем, глава Сбербанка к такому приему, похоже, оказался не совсем готов — его дорогой костюм с голубым галстуком дополняли... стоптанные кроссовки.
«Я ПОМНЮ, КАК ОНИ МНЕ ВЫВОРАЧИВАЛИ РУКИ»
Заседание СД «Татнефтехиминвест-холдинга», естественно, превратилось в презентацию Грефу татарстанских проектов. Минниханов коротко рассказал о достижениях республики в области развития индустриальных площадок: инвестиции в ОЭЗ «Алабуга» превысили 50 млрд. рублей, выручка предприятий КИП «Мастер» составила по итогам прошлого года 32 млрд. рублей, технополиса «Химград» — 11 млрд. рублей. Всего в Татарстане функционируют 9 технопарков и 8 бизнес-инкубаторов. Отметил президент РТ и инвестиции в республику со стороны турецких компаний, заявленный объем которых превышает $1,5 миллиарда. «Моя задача — создать индустриальные площадки во всех районах. Особенно в депрессивных наших регионах-реципиентах, где очень сложно сделать что-то новое», — рассказал Минниханов и передал слово гостю.
- Я летел сейчас в самолете и внимательно посмотрел на состояние вашей экономики. Вы сделали то, что нам в России не удалось сделать. У вас очень сбалансированная структура ВРП, — с ходу заявил Греф, назвав главными «виновниками» успеха управленцев двух поколений — Минтимера Шаймиева и Минниханова. — Мы говорим про Сингапур, но то, что делается в Татарстане, — это пример а-ля Сингапур, потому что за 20 лет республика изменилась радикальнейшим образом. И дай вам 40 лет, сколько было у Сингапура, и у вас будет не хуже, чем там. В нашей стране такие примеры, как ваш, нужны.
По словам Грефа, когда он приводит и приводил в бытность свою министром экономического развития России в пример Татарстан в других регионах, ему там отвечали: «Ну Татарстан — это отдельная история, они и налоги не платили, и у них есть нефть».
- Но я всегда говорю на это: нефти у них значительно меньше, чем в некоторых других регионах. И добыча у них не сильно выросла, зато переработка выросла на порядки, — продолжил глава Сбербанка, а затем вспомнил свои министерские времена. — Я помню, как они мне выворачивали руки. Как я этот мост (через Каму в районе Сорочьих гор — авт.) не хотел финансировать. Выкрутили руки!
Погрузившись в воспоминания истории 2000 - 2001 годов, Минниханов рассказал собравшимся на заседание директорам татарстанских «крупняков» о том, как он тогда заманил Грефа, приземлившись на мост на вертолете. «Приземлились, а там половины моста нет. Я говорю ему: дайте денег. Он: сколько? Я говорю: миллиард. Много. Тогда 900 миллионов. В итоге столько и дал», — под смех «генералов» рассказал президент РТ.
- Если других губернаторов я даже не знал, как они выглядят, то Рустам Нургалиевич и Минтимер Шарипович — это постоянный контакт. И никто никому не мешал действовать точно так же, — вернувшись к расхваливанию Татарстана, отметил Греф. — Мы будем с вами во всем, что бы вы ни делали. Мы с вами всегда ставили не короткие задачки, а на 10 лет вперед. Нефтехимический кластер — задачка на десятки лет вперед. Где-то что-то сорвется, не получится, но ничего, главное — не останавливаться.
«РАНЬШЕ МЫ О ТАКИХ ПРОЕКТАХ ТОЛЬКО МЕЧТАЛИ»
Гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин, обращаясь к Грефу, признался, что именно от него он впервые услышал слово «кластер» — 9 августа 2005 года в Нижнекамске. «Спасибо, Герман Оскарович!» — поблагодарил Яруллин за науку. Кстати говоря, это было немного странно слышать, так как остальная татарстанская элита услышала это слово еще в 1995 году, когда в республике работала компания «Монитор» из Гарварда, а наши эксперты тогда засели за книжку Майкла Портера «Международная конкуренция», где и было впервые введено понятие кластеров...
Затем он коротко рассказал о перспективных проектах экономического развития республики, реализуемых и планируемых к реализации. По словам Минниханова, который то и дело дополнял доклад Яруллина своими ремарками, перспектива развития нефтяного комплекса РТ — битумная нефть, а также сланцевые нефть и газ, изучение и разработка добычи которых — план на отдаленную перспективу. Тем временем запуск совместного с китайцами мегазавода по выпуску минеральных удобрений в Менделеевске — вопрос уже ближайшего времени. По словам президента РТ, «Аммоний» начнет работу в 2015 году. Гендиректор ТНХИ рассказал о многострадальном проекте продуктопровода («Мы все с этой идеей носимся, но нас не хотят слушать», — прокомментировал Минниханов), перспективах переработки нефти в Татарстане, производстве стекловолокна и других проектах.
Предправления банка «Спурт» и совладелица Казанского завода синтетического каучука (КЗСК) Евгения Даутова обратилась к Грефу с предложением прокредитовать их главный проект — строительство производства метилхлорсиланов на КЗСК. Производство этого сырья для силиконовой промышленности было развито во времена СССР, который занимал 30% мирового рынка силиконов. «Сегодня у нас менее 1 процента, — сообщила Даутова. — На территории СССР было четыре завода по метилхлорсиланам. Сейчас ни одного завода не осталось, все ввозим из-за рубежа. Но, к счастью, этот материал оказался нужен военным, поэтому родилась федеральная целевая программа по импортозамещению». По словам Даутовой, новое производство сгенерирует 755 рабочих мест и бюджетный эффект в размере 2,3 млрд. рублей за 10 лет. «ФЦП действует, нас в этом плане сильно поддерживает татарстанское правительство и лично Рустам Нургалиевич. КНИТУ помогает в подготовке кадров, «Союзхимпромпроект» сделал проект завода. Кремний и метанол — все сырье отечественное. Метанол будет выпускать завод «Аммоний», — перечислила банкир. — Мы уже получили всю проектную документацию. Прошли экспертизу, даже умудрились сделать это дважды, потому что меняли по ходу дела проектную мощность. И в октябре получили разрешение на строительство. Общий объем инвестиций в проект составит 7,4 миллиарда рублей, из которых 5,7 миллиарда планируется привлечь в виде кредитов в рамках проектного финансирования. При этом годовая выручка предприятия прогнозируется в сумме 5 миллиардов рублей, а весь проект окупится за 6 лет при внутренней норме рентабельности 17,8 процентов. В настоящее время уже начато строительство, нулевой цикл, проводятся тендеры и закупка оборудования. Завод планируем ввести в конце 2015 года».
- В принципе, проект не такой большой, но для государства — стратегически важный, поддержал Даутову Минниханов. Мы восстанавливаем то, что у нас в стране было, но теперь нет. Зато если нас блокируют в этой части, мы в любой момент сможем заместить импорт.
- 200 миллионов долларов — это не маленький проект, а хороший. Раньше мы о таких проектах только мечтали, — парировал Греф.
Гендиректор ОАО «Генерирующая компания» Раузил Хазиев рассказал о проекте модернизации казанской ТЭЦ-2. Проект, как уже рассказывала газета «БИЗНЕС Online», реализуется в рамках государственной программы договоров о предоставлении мощности (ДПМ) и предусматривает установку двух газовых турбин General Electric общей мощностью 220 МВт, что позволит увеличить выработку электроэнергии и сократить энергодефицит в казанском регионе. Стоимость проекта — 12,8 млрд. рублей, ввод в эксплуатацию новой установки запланирован на 2015 год.
- Нас толкают быстрее находить решения. И Генерирующая компания знает, как из этой ситуации выйти. До этого дня мы почти не брали кредитов, работали только за счет собственных средств, — отметил Хазиев. — Все работают по ДПМ, но мы не работали. 8 месяцев мы бегали за ними, и теперь у нас есть соглашение. Реализация проекта даст 12,5 миллиардов рублей дополнительного денежного потока.
По словам Хазиева, Генерирующая компания рассчитывает получить под этот проект кредит на 5 лет на 5 млрд. рублей. При этом компания вложит 7,8 млрд. рублей собственных средств. Кроме того, уже сегодня обсуждаются варианты реализации двух других связанных с возможностью привлечения ДПМ проектов — модернизация елабужской ТЭЦ и казанской ТЭЦ-1, каждый из которых оценивается в 12 млрд. рублей. У Генерирующей компании в настоящее время есть подходящее по техническим параметрам предложение о финансировании проекта от Газпромбанка, решение по которому пока не принято.
- Надо понять, почему Газпромбанк нас опережает. Это мелкий кэптивный банк, — под смех в зале в шутку заявил Греф, видимо, вспомнив еще и историю двухлетней давности с долгами «Казаньоргсинтеза». — Мы будем активны в этих направлениях. Все проекты интересные, нам сам Бог велел их финансировать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.