Ровно месяц вчера исполнился с того момента, как татарстанское управление Федеральной антимонопольной службы по РТ (УФАС) признало ОАО "Татнефть", ООО "Татнефть-АЗС-Центр" и ОАО "ХК "Татнефтепродукт" виновными в установлении монопольно высоких цен на моторное топливо. Однако, как выясняется, дальше деклараций дело не пошло – до сегодняшнего дня административное дело так и не возбуждено, соответственно, угроза наложения многомиллионных штрафов на эти компании пока повисла в воздухе.

ЦЕНЫ СНИЗИЛИСЬ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Как сообщил в минувшую среду на пресс-конференции в татарстанском УФАС замруководителя антимонопольной организации Олег Булгаков, административное дело в отношении трех компаний-нарушителей не возбуждено. Будут ли на них наложены штрафы антимонопольного законодательства? Булгаков не дал прямого ответа на этот вопрос, заданный ему корреспондентом газеты «БИЗНЕС Online». Однако, по его мнению, разбирательство вокруг "бензинового сговора" уже сделало свое благое дело, по крайней мере, для автомобилистов – цены значительно снизились.

"Если бы не было августовско-июльской команды Путина и если бы не было последующей работы ФАС, бензин бы сейчас стоял на планке 25 рублей и никто бы с этим не спорил. Сравните: 13-14 рублей за литр 92 бензина и 25 рублей", - сказал замруководителя УФАС.

КАРТЕЛЬ – ЭТО ХУЖЕ, ЧЕМ МОШЕННИЧЕСТВО

Тем не менее, по отношению к другим нефтяным компаниям России антимонопольное ведомство применяет суровые санкции. Так, вчера стало известно, что в Новосибирске региональное УФАС оштрафовало доминирующего в области топливного трейдера ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" на 13,11 млн. рублей за нарушение закона в части необоснованного завышения цен на бензин и дизтопливо. Ранее штрафу подверглись ОАО "ТНК-ВР Холдинг", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "ЛУКОЙЛ". Заметим, это лидеры отрасли в стране. Две из них, как раньше говорили, олигархические компании. И ничего. Наказаны. Штрафы составили очень крупные суммы - от 1 до 1,5 млрд. рублей.

Как известно, позиция антимонопольного ведомства по отношению к картельным сговорам очень жесткая – в одном из своих недавних выступлений руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что сговор монополистов – это одно их худших нарушений в рыночной экономике.

"Самое опасное экономическое преступление – это картель, - сказал Артемьев в интервью "Ведомостям". - Это круче, чем мошенничество, лжепредпринимательство, незаконное предпринимательство и все остальное. В Европе самые маленькие штрафы измеряются сотнями миллионов евро. Самый маленький был 150 миллионов евро, самый большой – 1,5 миллиона евро. За однократное вступление в картель!"

В чем же дело? Почему жесткая позиция антимонопольного ведомства есть, а татарстанские компании все еще не понесли заслуженного наказания? По мнению наблюдателей, пауза объясняется тем, интересы трех компаний, уличенных в бензиновом сговоре, лоббируются в высоких кабинетах в Казани. Скорее всего, с благой целью – видимо, считается, что они уже достаточно напуганы санкций и дело до реального наказания можно не доводить. Тем более, на дворе кризис и лишних денег у предприятий явно нет. Возможно, в результате татарстанским антимонопольщикам пришлось оказаться между молотом и наковальней.

С одной стороны – жесткий наказ Путина, который велел расправиться с монополистами на бензиновом рынке. С другой – под прицелом находятся компании, как никто близкие к региональной власти, представители которой не раз говорили, что в условиях кризиса контролирующие и регулирующие структуры могли бы и ослабить хватку. Хотя, возможно, именно в этом случае стоило бы устроить публичную порку для нарушителей. Как раз именно потому, что они "свои". Тогда бы правильные выводы сделали бы и другие бизнес-структуры (как татарстанские, так и пришлые), пытающиеся пользоваться своим положением на рынке. И в целом такое решение (безусловно, болезненное!) имело бы мощный терапевтический эффект для деловой среды в республике.

УВЕЩЕВАТЬ, А НЕ НАКАЗЫВАТЬ?

Но пока руководители республики предпочитают действовать путем увещеваний и уговоров. Например, в начале марта на заседании совета директоров ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов предложил ТАИФ-НК снизить отпускные цены на моторное топливо для республиканских АЗС, чтобы они были на уровне оптовых цен уфимских производителей бензина.

"Я, конечно, заинтересован, чтобы максимальное количество бензина ТАИФ-НК продавалось в Татарстане, но цена должна соответствовать",— сказал тогда Минниханов. И пообещал, что будет докладывать о случаях "несоответствия" цен президенту. Премьер при этом отметил, что ТАИФ-НК на своих заправках создает "нездоровую конкуренцию", продавая топливо по отпускным ценам (ТАИФ владеет сетью из 20 АЗС) и порекомендовал ТАИФу привести цены к соответствию и в рознице.

Кстати, интересная деталь: в эти же дни мэр Казани Ильсур Метшин на "деловом понедельнике" высказался о заправках ТАИФ-НК в позитивном ключе, заметив, что рекомендует заправлять автомобили муниципалитета именно там – в силу низкой цены.

ГДЕ ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ?

Практически все участники рынка, в том числе и сами нарушители, избегают каких-либо комментариев по поводу сложившейся ситуации. Похоже, всех устраивает "зависшая" ситуация.

Владелец сети частных автозаправок, пожелавший остаться неназванным, в разговоре с корреспондентом газеты «БИЗНЕС Online» выразил большое сомнение в том, что "Татнефть" и "Татнефтепродукт" действительно будут оштрафованы. По его мнению, "бензинового сговора" в Татарстане как такового и не было. Зато была команда приструнить местных монополистов, и в деле больше политики, чем реальных нарушений антимонопольного законодательства. Как считает владелец сети заправок, даже если штрафы будут наложены, они будут опротестованы в Арбитражном суде, поскольку татарстанские антимонопольщики еще недостаточно подкованы в работе с игроками топливно-энергетического комплекса. "Это только слова, что они одновременно повышали цены на бензин, а где доказательства, где "отпечатки пальцев", телефонные переговоры?" - интересуется он.

Возможно, также думают и в "Татнефти" с "Татнефтепродуктом". Мол, не пойман - не вор. Доказательства? Лучшее доказательство – это окрик Путина прошлым летом, обращенный к нефтяникам и ФАСу о том, почему мировые цены на нефть упали, а в России бензин в растет в цене… И каждый автовладелец в Татарстане мог бы тогда присоединиться к голосу премьера. Какие еще нужны доказательства?

Наталья Голобурдова

Справка

АЗС "Татнефти" и "Татнефтепродукта" – основные игроки на рынке моторного топлива. Из 733 заправок в Татарстане им принадлежит 288.

16 марта 2009 года УФАС признало "Татнефть" и "Татнефтепродукт" нарушителями антимонопольного законодательства.

По данным УФАС, с июля 2007 года по июнь 2008 компании одновременно устанавливали одинаковые цены на нефтепродукты. К тому же они необоснованно закладывали в себестоимость бензина расходы на оплату услуг посредников. Например, "Татнефть" сдает АЗС в аренду своей "дочке" - "Татнефть-АЗС Центр", что поднимает цену бензина более чем на 5%.

По данным УФАС, "Татнефть" и "Татнефтепродукт" вместе занимают более 50% розницы бензина и дизтоплива, а в более чем половине районов республики – даже 100% рынка.

Представители компаний в ценовом сговоре не сознаются. На последнем заседании по делу в УФАС первый заместитель гендиректора ОАО ХК "Татнефтепродукт" Хафиз Гаффаров заявил, что "Татнефть" и "Татнефтепродукт" не занимают доминирующего положения на рынке, поскольку их общая доля составляет только 39,9 %, а бензин подорожал из-за повышения оптовых цен.