Ильшат Гарифуллин
Большие шансы оказаться на свободе есть у Ильшата Гарифуллина, осужденного в прошлом году по делу ОП «Дальний»

КОМУ СВЕТИТ СВОБОДА?

Вчера Владимир Путин внес в Госдуму проект амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции. Сегодня стало известно, что парламентарии рассмотрят постановление об амнистии уже 21 декабря, и, в случае если депутаты примут ее, в России за полгода могут освободить около 25 тыс. заключенных.

Президентская амнистия будет касаться только тех, кто совершил преступления небольшой и средней тяжести. Прежде всего под амнистию попадут несовершеннолетние, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, беременные, женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, инвалиды I и II групп. Освободят от наказания и тех, кто имеет условные сроки, а также находится под судом или следствием. Не распространят амнистию на совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, а также на осужденных более двух раз за умышленное преступление. В тексте указа перечислены статьи, на которые амнистия не распространится, в нем более 110 составов преступлений.

Большие шансы оказаться на свободе есть у осужденных в прошлом году бывших сотрудников отдела полиции «Дальний» Ильшата Гарифуллина и Рамиля Нигматзянова. Напомним, они не являются фигурантами основного дела, им вменяли только незаконное задержание казанца Сергея Назарова, который спустя несколько дней погиб после пыток в отделе полиции, предположительно, от рук их коллег. 25 сентября прошлого года суд приговорил Гарифуллина к 2 годам и 6 месяцам колонии-поселения, а Нигматзянова к 2 годам колонии-поселения. Скорее всего, они выйдут по амнистии досрочно, разменяв таким образом полтора года.

Равиль Нигматдзянов
Суд приговорил Рамиля Нигматзянова (справа) к 2 годам колонии-поселения

Кстати, именно возможное освобождение этих полицейских благодаря амнистии подвергают критике правозащитники. «Осужденные полицейские со сроками менее пяти лет выходят. А это почти все дела о пытках. Два осужденных за «Дальний» участковых выходят», — пишет в своем микроблоге в Twitter председатель ассоциации правозащитных организаций «Агора» Павел Чиков.

Кстати, задержанные на месте драки у вокзала в Нурлате, которая произошла в ночь с 27 на 28 июля 2013 года, тоже попадают под амнистию. Во-первых, потому что, согласно постановлению, они как раз являются фигурантами ст. 213 ч. 2 УК РФ («Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное группой лиц по предварительному сговору»), по которой люди, осужденные или находящиеся под следствием, могут быть освобождены. Во-вторых, согласно постановлению, освобождаются и те, кто сейчас находится под следствием. Напомним, согласно последним данным, опубликованным «БИЗНЕС Online» ранее, стычка между «коренными жителями Нурлата» и «выходцами из кавказских республик» произошла из-за ложного сообщения о том, что последние «бомбят» магазин первых.

А также из-за замечания кавказцев шумной молодежи, которая не стала пропускать его мимо ушей. В настоящее время по делу проходят 6 человек: 22-летний Алмаз Алимов, 25-летний Фамил Ахмедов, 24-летний Родион Богданов, 47-летний Джаруллаг Магомедов, 25-летний Алиасхаб Саидов, 21-летний Александр Тутаков. Все они с августа находятся в бугульминском СИЗО. Двое из них — Магомедов и Ахмедов — имеют отношение к небезызвестной в Нурлате фирме ООО «Строитель». Первый являлся ее директором, а Фамил числился юристом.

9068.jpg
Осужденная Роза Фарукшина пользуется отсрочкой, так как воспитывает несовершеннолетнего ребенка

Под амнистию, судя по проекту постановления, может попасть осужденная в 2011 году владелица паба «Лепрекон» Роза Фарукшина, где в результате пожара погибли четыре человека. В настоящее время женщина, которую приговорили к трем годам колонии, пользуется отсрочкой, так как воспитывает несовершеннолетнего ребенка.

А вот осужденному за взяточничество бывшему главе Верхнего Услона Александру Тимофееву, скорее всего, выйти по амнистии не удастся, так как он понес наказание за преступление, относящееся к категории тяжких.

«Мы пока не можем сказать, сколько всего будет освобождено человек в Татарстане. Единственная цифра, которой мы пока оперируем: у нас всего в исправительных учреждениях содержится около 1,8 тысячи осужденных, которые отбывают наказание за преступления небольшой и средней тяжести, — сообщила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь УФСИН РФ по РТ Инга Мазуренко. — Но среди этих заключенных есть и те, кто судимы второй и более раз, среди них есть осужденные, у которых перечень статей идет в совокупности, есть и те, кто совершил преступления против личности. Какая часть из них будет отпущена, мы пока сказать не можем. Когда постановление будет принято, мы в каждом исправительном учреждении будем проводить работу по изучению личных дел осужденных, будем более детально решать этот вопрос».

В России амнистию уже прочат участницам панк-группы Pussy Riot — отдельным пунктом в проекте амнистии прописано, что от наказания освобождаются лица, подследственные и осужденные по ч. 2 и ч. 3 ст. 212 («Массовые беспорядки»), ст. 213 («Хулиганство») и ч. 1 ст. 264 («Нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжкий вред здоровью»). Таким образом, кроме девушек из панк-группы, будут освобождены еще и участники массовых погромов в Бирюлеве, 8 фигурантов так называемого «болотного дела», экологи с Arctic Sunrise. Опираясь на постановление Путина, можно сказать, что обвинения с Алексея Навального по амнистии не снимут и Михаил Ходорковский продолжит отбывать свой срок. Статьи, по которым они осуждены, в проект не включили. Минует амнистия и фигурантку дела «Оборонсервиса» Евгению Васильеву, а вот бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, скорее всего, «простят». Напомним, его в настоящее время обвиняют в халатности, амнистия на эту статью также распространяется.

Александр Тимофеев
А вот осужденному за взяточничество Александру Тимофееву, скорее всего, выйти по амнистии не удастся, так как он понес наказание за преступление, относящееся к категории тяжких

«Я НЕ ДУМАЮ, ЧТО ПРЕЗИДЕНТ УЧИТЫВАЛ СОТРУДНИКОВ «ДАЛЬНЕГО»

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ от Татарстана:

— Конечно, постановление об амнистии можно назвать гуманным. 20 тысяч человек выйдут на свободу — разве это не гуманность? Сама что ни на есть гуманность. Это как раз реализация гуманистических основ любого государства. Власть периодически должна быть снисходительной, от этого она становится сильнее, но при этом надо понимать границу, к чему мы можем отнестись сквозь пальцы. Это не должны быть насильственные преступления, не должны быть преступления, которые повлекли за собой тяжкие последствия. Не должно быть снисхождения к преступлениям, которые посягают на половую свободу, на свободу личности. Поэтому, мне кажется, вполне сбалансированный проект. Он является продуктом совместного творчества президента, гражданского общества.

Я думаю, что президент, вряд ли учитывал сотрудников «Дальнего», он учитывал категорию этой статьи. Что касается отдельных людей, то представитель президента Песков неоднократно говорил, что амнистия делается не под конкретных людей, а под категорию лиц. Если мы говорим, что в период тяжелого экономического положения мы стараемся создавать различные механизмы, позволяющие инвестировать денежные средства, устанавливаем налоговый режим, но при этом должны понимать ответственность за хищения бюджетных средств, регионов, государственных унитарных предприятий, либо за уклонение от уплаты налогов, то тут должен быть сбалансированный принцип, чтобы мы знали, что здесь снисхождения государства не будет.

Я бы ничего не стал менять в постановлении об амнистии. Президент главнее, я буду думать, как президент. Все, что внес президент, будет принято Госдумой. Я думаю, что поправок не будет.

Леонид Ольшанский — заслуженный адвокат России:

— Любая амнистия — акт гуманизма. Она, конечно, нужна. Правильно сказал сегодня Жириновский, что одна треть людей сидит ни за что. Общая концепция амнистии правильная, что убийцы, грабители, насильники не попадают под амнистию. А лица, совершившие нетяжкие деяния, женщины, пенсионеры и так далее под нее попадают. Крайне важно разгрузить тюрьмы и лагеря, закрыть уголовные дела. У нас обвинительный пункт, к сожалению, в нашем государстве не искоренен.

У нас в понятие тяжкого и особо тяжкого преступления не входит, как раньше было, убийство отдельно и мошенничество отдельно. Все, за что УК предусматривает больше пяти лет, — тяжкое, все, за что УК предусматривает более 10 лет, — особо тяжкое. Формально мошенничество до 10 лет, значит, попадает под раздел тяжких деяний, и значит, не попадает под амнистию. Вот такой порядок.

Я сторонник того, что вне зависимости от того, что гласит статья УК, подлоги, хищения, обвесы, обсчеты покупателей — ко всему этому надо применять наказания, не связанные с лишением свободы, по моему убеждению. Если его поймали за то, что в банке «химичил», то он уже завтра в этом банке «химичить» не сможет. А вот тот, кто убил или украл, то его надо от общества изолировать, потому что, не дай Бог, он снова убьет или изнасилует в лифте.

Амира Марданова — адвокат:

— Насколько мне известно, проект постановления об амнистии очень хорошо затрагивает тех осужденных, которые совершили преступления в несовершеннолетнем возрасте, инвалидов I, II и III группы, женщин и вообще родителей, имеющих детей до трех лет — эти моменты радуют.

Стоит отметить, что проект постановления об амнистии вносится президентом. Политический момент никуда не исчезает, и от него никуда не уйдешь. В случае с Ходорковским и Навальным, которые не попадают под амнистию, — это наказание в назидание всем остальным в качестве воспитательной меры. Я считаю несправедливым то, что амнистия не касается осужденных по экономическим преступлениям, это неправильно.