Волна отказов госучреждений и крупных компаний РТ от проведения предновогодних корпоративов из-за совпадения традиционного времени их проведения с сороковинами жертв крушения «Боинга» грозит обрушить рынок банкетных услуг Казани. У тех, кто делал ставку на крупных клиентов, сорвался ряд заказов, а в брони образовались бреши. Впрочем, ненадолго — освободившиеся даты и умы креативщиков уже занимают небольшие компании, порой весьма оригинальные в запросах. В обилии предложений, цен и в предпочтениях заказчиков в этом новогодне-корпоративном сезоне разбиралась корреспондент «БИЗНЕС Online».
СКРОМНЕЕ ОБЫЧНОГО
«Черный ноябрь», поздний снег, разговоры о грядущем кризисе — в этом году предновогоднее настроение татарстанцев как-то не складывается. Так, согласно online-опросу, проведенного нашим изданием неделю назад, 31% респондентов не будут проводить вечеринку для коллектива, поскольку после недавнего крушения «Боинга» считают это неуместным, 6% ограничатся торжественным подведением итогов года. Еще 13% сообщили, что в их организации никогда не проводятся подобные мероприятия.
Отпраздновать приближение Нового года с коллегами собираются в общей сложности 36% высказавшихся, из них 10% отметили, что в этом году мероприятие пройдет «скромнее обычного». Желающим обвинить эти 36% в душевной черствости напомним, что многие из ныне отказавшихся от корпоратива публично заявили об этом лишь после инициативы Кремля. Совпадение? Возможно...
Так или иначе, но стереотипы уже трещат по швам. Сегодня новогодний корпоратив — все чаще не банальная пьянка, за «раскрепощение» на которой потом бывает стыдно в последующие полгода, а эффективный инструмент командообразования. Более того, это отличная возможность вовлечения сотрудников в ряды любителей спорта и активного отдыха, где стресс, накопившийся за год, снимается не алкоголем, а адреналином. Поэтому сегодня в тренде — снять большой коттедж (если повезет) или домики на базе, продумать культурную программу и... оторваться по полной.
ТРЕНД №1: БЛИЖЕ К ПРИРОДЕ И ОТКРЫТЫМ ПРОСТРАНСТВАМ
Как рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор агентства Fiesta event Эльмира Гарипова, кафе и рестораны как площадки для проведения новогодних корпоративов уже считаются делом обыденным. «В качестве альтернативы мы предлагаем загородную базу в 15 минутах езды от центра Казани. Спортивные игры идут на «ура» — людям нравится активный отдых на природе. Пейнтбол, квесты (игры по типу «зарницы» — ред.)... Кроме того, на базе очень удобно проводить файер-шоу и запускать салюты», — перечисляет Гарипова. Стоимость загородного удовольствия (до 30 декабря) — от 1,6 тыс. рублей на человека, куда также входит небольшой банкет и шоу-программа. «Трансфер стараемся включать в бюджет мероприятия», — отмечает директор Fiesta event.
«Отмечать в офисах уже не популярно, да и что там можно организовать? Максимум одного музыканта, Деда Мороза со Снегурочкой. А чем ближе Новый год, тем больше компаний снимает базы отдыха, загородные дома», — констатирует Ирина Кримштейн, руководитель творческого объединения Amigos.
Тенденцию водить корпоративный хоровод в лесу вокруг живой елки подтверждает и Азат Санатуллин, директор Premium Event — клиентам уже «все приелось». По его словам, на прошлой неделе сняли бронь крупные компании. «Но мы не стали на них давить, уговаривать, вернули деньги. В этом году у нас очень много мелких компаний (среди заказчиков корпоративов — ред.) — 15 - 20 человек. Вообще рынок просел — в прошлом году в это время уже все было продано», — отмечает Санатуллин.
Отметим, что в свете загородных предпочтений клиентов участники рынка все активнее присматриваются к кейтерингу (выездное банкетное обслуживание — ред.): либо уже начали оказывать данные услуги, либо планируют туда податься в следующем году.
ТРЕНД №2: ТРЕЗВОСТЬ И РЕЗВОСТЬ
«Многие хотят в этом году безалкогольных мероприятий, причем необязательно, что это компании сферы «халяль». Например, медцентры заказывают «трезвый» банкет на 40 - 50 человек», — делится наблюдением Гарипова. Кроме того, по ее словам, если раньше небольшие компании по 20 - 30 человек не хотели, чтобы их праздник соседствовал с кем-то еще, то теперь могут и объединиться с другой фирмой по принципу «вместе веселее!»
А вот Санатуллин «сухой закон» на корпоративах не встречал: «Хотя крупным заказчикам нужна не просто пьянка-гулянка, насчет безалкогольных корпоративов я не слышал. Как пили, так и пьют».
Как известно, наступающий 2014-й — год Лошади, поэтому неудивительно, что сегодня растет число желающих провести новогодние гуляния в компании с этим прекрасным животным. Однако, как подчеркивает владелица конно-спортивного клуба «Престиж» Анастасия Николаева, алкоголь и конь — вещи несовместимые. «Разгоряченных спиртным мы ни верхом, ни в сани не сажаем. Да и «ковбоем» стать у нас не удастся — во время верховой прогулки инструктор ведет коня за повод», — рассказывает Николаева. Собственно, гостей клуба «удовольствие» похмелья не интересует — по словам нашей собеседницы, у них есть бронь на 10 утра 1 января 2014 года. И прибывшие, само собой, будут трезвыми — иначе их к лошадям просто не подпустят.
Спортивное направление в «Престиже» тоже есть, но, по словам Николаевой, такие кони в прокате не ходят. А любители небыстрой конной езды смогут за 500 рублей с человека прогуляться по конюшням, покататься с коллегами на санях либо верхом. Бывает, что в клуб приезжает компания в 70 - 80 человек, но, как выясняется, кони от ездоков не устают. «Лошади для того, чтобы быть здоровой, нужно в день пробегать 60 - 70 километров», — поясняет Николаева.
Но кобылки бывают разные — с некоторыми можно и потанцевать. «В преддверии Года Лошади мы предлагаем ковбойский «танец с лошадками». У нас моложавые, эффектные Дед Мороз и Снегурочка. Можно предложить танец-микс: две Снегурочки и две ковбойши, обойдется в 6 тыс. рублей. В этом году также популярна программа «в стиле Гетсби» (по мотивам недавнего фильма «Великий Гетсби» с Ди Каприо в главной роли — авт.)», — рассказывает руководитель шоу-балета «Авация» Рашид Исмаилов. По его словам, вначале им казалось, что в этом сезоне будет вал заказов, но в первых числах декабря многие крупные заявки были отозваны. «Зато появились приглашения из других городов — мы работаем в других регионах России и за рубежом», — отмечает руководитель шоу-балета.
ТРЕНД №3: КВЕСТЫ, ИЛИ «НИКАКИХ «О-ХО-ХО!»
Как отмечает Кримштейн, чтобы угодить сегодняшнему заказчику корпоративов, ведущие должны быть живыми, интерактивными, ни в коем случае не пошлыми. То же относится и к главному персонажу праздника — Деду Морозу: никаких «О-хо-хо!» вокруг елочки между непрерывным «поднимем же бокал!» Для любителей экзотики в соцсетях предлагает свои услуги афро-Дед Мороз. В традиционном образе главный персонаж новогоднего праздника предстанет перед участниками банкетов в известных ресторанах и банкетных залах города.
«Если клиенты хотят динамики в программе, мы даем контакты event-агентств. Каждый должен зниматься своим делом», — убеждена начальник отдела бронирования гостиничного комплекса Hayall Оксана Кучеева. А клиенты, словно малые дети, обожают интерактивные костюмированные игры — так называемые квесты.
«Один из самых популярных сценариев — пиратский, здесь и сокровища, и любовь, и конкуренция. В общем, все как в реальной жизни. На втором месте — раскопки в Древнем Египте, там целый детектив, вплоть до кровавого фараона и его коварных приближенных», — делится Елена Сурикова, владелец компании «Квестория-Казань». По ее словам, каждому члену коллектива можно подобрать в квесте свою роль даже если человек никогда раньше актерские способности не проявлял. Стандартный квест рассчитан на 20 - 25 человек, но, оказывается, есть версии и на 50 - 100 участников.
Сурикова также отмечает, что участие в квесте не предполагает изрядного принятия спиртного: «Мы рекомендуем перед стартом игры пару бокалов шампанского или вина, чтобы снять напряжение, но не более». По ее словам, в среднем на игру уходит часа три, при этом ее можно провести как в ресторане, так и на природе.
Кроме вышеперечисленного, любителям активных и модных развлечений одна из казанских event-компаний предлагает аттракцион по мотивам известной оnline игры Angry Birds. Аттракцион в данном случае оффлайновый, а цена на него, видимо, установлена с учетом популярности оригинала — 15 тысяч рублей.
ТРЕНД №4: КУЛЬТУРНИЧАЕМ
— Люди стали заказывать предновогодние корпоративы стабильно, да и в целом благосостояние клиентов и культурный уровень заказов в этом сезоне заметно выросли. Причем если раньше было нормальным взять «набор» из ди-джея и ведущего, то сейчас к этому еще и группу заказывают, либо подтанцовку, — рассказывает Кримштейн. По ее словам, шансон и та же попса уже не так популярны — для предновогоднего настроения клиенты предпочитают джаз, латину, а также каверы (перепевки известных хитов, как правило, англоязычных — ред.) со своей аранжировкой. Также в тренде — саксофон: люди слушают, танцуют...одним словом, предновогодняя романтика. Любопытно, что, по наблюдениям Кримштейн, клиенты стали «больше соображать» по музыкальному оборудованию: «Хотя это не их забота, приятно, когда они сами заранее интересуются, с чем к ним приедет артист».
Наша собеседница подтверждает: «стрип-кураж» уже не в моде, да и в целом, по ее словам, пошла волна безалкогольных и некурящих корпоративов. «Если раньше некоторые настаивали на своем алкоголе и чуть ли не на своих салатиках, то сейчас это считается дурным тоном. В общем, все гламурненько, культурно», — характеризует Кримштейн общее настроение клиентов.
ТРЕНД №5: «ОБЫЧНЫЙ ВЕДУЩИЙ РАБОТАЕТ НЕ ХУЖЕ ИМЕНИТОГО»
Кримштейн обрисовала и ситуацию с ценами на артистов. По ее словам, сейчас и до 20 декабря — одни расценки, более или менее стабильные, до 30-го — повыше, в зависимости от группы или артиста. «В среднем кавер-группа «второго эшелона» в Казани берет в это время 5 тысяч рублей за выступление, местные «звезды» — 20 - 25 тысяч. Тот же джаз всегда заказывают два выхода по три-четыре песни. Это, конечно, не Москва, где «ножницы» могут составлять от 20 до 120 тысяч. Понятно, что начинающие хоть всю ночь могут играть почти даром, но известные музыканты, как правило, более трех часов отказываются работать — или плати деньги», — рассказывает руководитель ТО Amigos. А в канун Нового года и в новогоднюю ночь цены взлетают вдвое и до бесконечности.
«В Казани есть Топ-5 «брендовых» ведущих, они уже загибают цены. И хотя на них еще есть свободные места, скорее всего, они «отобьются», — отмечает Кримштейн. По информации Санатуллина, «брендовые» ведущие запрашивают от 45 и до 70 тыс. рублей. «В предновогодние дни обычный ведущий — ниже среднего — запрашивает за вечер от 25 тысяч. Стоимость банкета у нас порядка 1,1 - 1,3 тыс. рублей на человека, и за доплату в 500 рублей мы предоставляем обширную программу: ведущий, ди-джей, Дед Мороз со Снегурочкой, восточные танцы, бармен... Это очень дешево», — поясняет Санатуллин.
«Да, среди ведущих есть «бренды», очень дорогие. Но большинство «обычных» ведущих работает не хуже именитых, просто они не раскручены», — убежден генеральный директор event-агентства «Академия торжеств» Ильнур Садыков.
Как сообщил Исмаилов, цена участия его танцоров в программе корпоратива начинается от 1,5 тыс. на одного артиста. Танец с участием трех артистов стоит 4,5 тысячи. «Мы выезжаем везде — бывает, что и в коттедже программу показываем. Если есть хороший звук-свет — отлично, но стараемся узнать об этом заранее», — отмечает Исмаилов.
ТРЕНД №6: ВОСТОЧНАЯ СКАЗКА
Уходящий год для казанцев оказался богат на новые ресторанные открытия, причем преимущественно в сегменте восточной кухни. Однако и эти роскошные заведения столкнулись с отказами от ранее сделанных заявок на предновогодние банкеты.
Так, существенное снижение брони (по корпоративным предновогодним банкетам) — более чем на 50% — отмечает известный казанский ресторатор Айрат Забиров, оценивая динамику по ресторану азербайджанской кухни «Султанат», который рассчитан на 800 гостей и считается крупнейшим в республике. Однако Забиров считает это нормальным: «Заработать можно и в другие периоды». Ресторатор рассказал, что в новогоднюю ночь «Султанат» будет работать в двух форматах: «Банкетный зал на 200 человек, с обширным меню, нашей программой и известным ведущим Русланом Шарафутдиновым, билет будет стоить 5 тысяч рублей, и первые два этажа — в штатном режиме».
Средний чек, по словам Забирова, составляет в «Султанате» 1,5 тыс. рублей — и в обычные, и в предновогодние дни. При этом меню сохраняется в рамках концепции заведения (восточная, азербаджанская кухня), поскольку, выполняя все возможные прихоти сотен гостей, повара попросту «разорвутся». Кроме того, Забиров подтвердил наличие спроса на банкеты-халяль в обычной жизни ресторана, но отметил, что случаев безалкогольных предновогодних корпоративов у них пока не было.
На празднование Нового года приглашает и ресторан турецкой и европейской кухни «Финджан», открывшийся в этом году при гостинице Suleiman Palace. Как сообщается на сайте заведения, стоимость брони в новогоднюю ночь — 5,5 тыс. рублей с гостя: сюда входят «изысканное меню от шеф повара, напитки из бара и, конечно же, новогодняя программа».
— По моим наблюдениям и по оценке коллег, спрос на предновогодние корпоративы в этом году заметно сократился. Заказывают, как правило, небольшие компании, — отмечает директор ресторана «Финджан» Радик Ибатуллин. По его словам, ценовая «вилка» между средним чеком банкетного обслуживания до 31 декабря и непосредственно в новогоднюю ночь примерно двукратна. Случаев, чтобы несколько разных фирм объединились в общем предновогоднем банкете, в практике Ибатуллина не встречалось.
«ЗАЧЕМ НАМ ПЕВЕЦ, ЕСЛИ ПОСЛЕ ПАРЫ БОКАЛОВ У НАС ВСЕ — ЗВЕЗДЫ ЭСТРАДЫ??»
Своими наблюдениями о спросе на предногодние корпоративы в Казани, ценовой политике и предпочтениях клиентов поделились с «БИЗНЕС Online» и другие эксперты рынка:
Ильнур Садыков — генеральный директор event-агентства «Академия торжеств»:
— Заказы начали поступать буквально на днях — возможно, увидев поздний снег, люди только-только почувствовали приближение Нового года.
Клиенты в этом сезоне предпочитают уединение: проще снять коттедж и оттусить. В основном заказчики корпоративов сегодня — это средние компании на 30 - 50 человек и сотрудники филиалов неместных фирм. Есть несколько вариантов проведения праздника, в зависимости от того, что хотят видеть. Некоторым нужен только «пастух» — ведущий на вечер у нас стоит от 18 тысяч, да фотограф. В этом году мне приходится убеждать клиентов, чтобы заказали вокалиста — народ рассуждает так: «Зачем нам певец, если после пары бокалов у нас все сотрудники — «звезды» эстрады?» А ведь в нашем городе много хороших и недорогих артистов, как грибы растут трио, дуэты. Конечно, среди новичков в большинстве своем студенты, которые хотят подзаработать. По моему опыту, сегодня заказчики предпочитают слышать на своем корпоративном празднике хороший, академический вокал, уникальный голос, серьезные песни.
Плюс у нас свои Дед Мороз и Снегурочка: хорошие, интерактивные артисты, которые могут 40 минут непрерывно развлекать аудиторию. Часто заказывают саксофон — сотрудники танцуют медленный танец, очень романтично.
По «трезвым» корпоративам — нет, не встречал, это Россия.
Ришат Бикметов — администратор ресторана национальной кухни «Биляр» (на Бутлерова):
— Поток заказов нормально идет. Звонят каждый день. Причем и из других городов — где-то 50/50. В основном заказчики — средние компании, 40 - 60 человек. Есть пока пара дней пустых дат, например, как ни странно, 29-е, воскресенье.
Мы предлагаем пять вариантов банкетного меню, от 1,5 тысяч рублей — и национальная, и европейская кухня, на любой вкус. Но по моим наблюдениям, наши гости достаточно консервативны в выборе блюд, изыски не хотят брать. Хотя в принципе у нас к новогоднему столу есть и гусь с яблоками — весом в 2,5 килограмма за 5 тысяч, и стерлядь фаршированная — 3 тысячи рублей за килограмм. Программы у нас нет, только фоновая музыка — национальная.
Диана Стрюкова — администратор «Арт-кофе»:
— В принципе, только начинают бронировать (корпоративы — ред.). Но снижения спроса не заметно. Думаю, количество и содержание заказов будет такое же, что и в прошлом году. Банкетное меню специально для предновогодних корпоративов у нас пока не разработано, но у нас в принципе разнообразная кухня. К нам приходят, в основном, постоянные гости, знающие меню. Хотя и они могут попросить шеф-повара поэкспериментировать. Программа есть, но все очень консервативно: традиционный Дед Мороз со Снегурочкой, плюс ди-джей.
Сергей Селиверстов — управляющий сети ресторанов «Максимилианс»:
— Отказ многих крупных компаний (от проведения в этом году предновогодних корпоративов) в целом на сети не сказался. В Казани бронь сняли несколько заказчиков, какие-то даты с 18-го по 30-е частично освободились, но это ненадолго, а вообще на это время у нас практически все заказано, однако, для желающих еще есть возможность остановить свой выбор на проведении предновогоднего вечера в ресторане «Максимилианс». Кроме того, нам не принципиален «размер» заказчика — мы проводим банкеты от 6 до 650 человек. Бывает, что небольшие компании объединяются — например, фирмы работают рядом, и сотрудники не против вместе повеселиться на предновогоднем корпоративе.
Сборные мероприятия сегодня популярны, но сэкономить за счет этого вряд ли получится — стоимость предложения не меняется. В наших ресторанах расценки на предновогодние банкеты начинаются от 2,8 тысячи рублей на человека, в основном все этой планки придерживаются. Меню достаточно стандарное, но в эту сумму входит и развлекательная программа из 7 номеров. Если заказчик проводит корпоратив «на выезде» и захочет и за городом окунуться в атмосферу любимого пивного ресторана — да, у нас есть практика кейтеринга.
Эльмира Гарипова — директор агентства Fiesta event:
— В этом сезоне появилось очень много новых event-компаний. Кроме того, рестораны стали все чаще сами договариваться с ведущими и артистами. Я всегда за сотрудничество с другими агентствами — новогодняя пора самая прибыльная, и лучше работать вместе, разделяя проценты, чем упустить клиентов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.