GM ГОТОВИТ КОНТРУДАР RENAULT

Казанский авторынок почувствовал стагнацию во всей ее красе. Согласно данным агентства «Автостат», число приобретенных новых автомобилей столичными автолюбителями выросло в январе-сентябре текущего года только на 1%: с 35637 единиц за 9 месяцев 2012 года до 35981 единицы за 9 месяцев 2013 года. Фактически по общей динамике казанская картина аналогична республиканской, но в целом лучше по России, где наблюдался спад продаж на 7%.

Кто же самое слабое звено с точки зрения наших автолюбителей? Сюрпризов нет — это LADA, которая потеряла сразу 20,6% своих прошлогодних продаж. Основные факторы спада у АвтоВАЗа: во-первых, обновление поколений Kalina, которое началось с самых дорогих версий, хотя 80% спроса приходится на версии средней комплектации, во-вторых, в линейке завода теперь нет действительно дешевого автомобиля с ценником в районе 220 тыс. рублей. А на средние комплектации Kalinа, Priora цены находятся в диапазоне 330 - 360 тыс. рублей, где рукой подать до базовых версий ближайших конкурентов, не говоря уже про продукцию китайского автопрома.

Впрочем, по относительной динамике дела шли еще хуже у Chevrolet. Демократичный американский бренд растерял 24%: с 3652 единиц за 9 месяцев 2012 года до 2775 единиц за 9 месяцев 2013 года. С одной стороны, неудачный запуск Cobalt, с другой – падение спроса на Niva. В последнем случае постарался Renault, его Duster приобрели 980 казанцев, а вот Niva только 695. Тем не менее ситуация в столице у Chevrolet несколько лучше, чем по республике. Автолюбители Казани покупали модели от малыша Spark и прошлогодних Lacetti до громадных Tahoe и быстрых Camaro. Chevrolet удержал третье место, а по Татарстану занял лишь четвертое.

Безимени-1.jpg

Можно добавить, что в 2013 году фокус корпорации General Motors сместился на другие рынки. В мировом масштабе продажи американского концерна увеличились на 4,6% за 9 месяцев 2013 года на фоне высокого спроса в третьем квартале в США и Китае, что помогло компенсировать слабость рынков Европы и Южной Америки. Интересно, что GM уже сделал выводы по динамике продаж в РФ, и готовит контрудар по позициям Renault в сегменте кроссоверов. В марте 2014 года совместное предприятие GM-АвтоВАЗ начнет собирать прототип новой Niva. Причем детали для данного автомобиля будет поставлять итальянская компания Blue Engineering.

Как ни парадоксально, но пока у Renault дела идут просто превосходно, его напарник по концерну Nissan теряет позиции. У Nissan самое сильное падение в динамике в топовой десятке: минус 26% до 1304 авто по итогам 9 месяцев 2013 года. Пожалуй, причина номер один – замена надежной лошадки Almera однозначно провалилась, в Казани обновленную версию седана приобрели в количестве 83 штук. А революционный для прошлого года Juke и тем более утилитарный Qashqai уже определенно приелись, автолюбители хотят увидеть свежие решения и удачные модели. Другими словами, пары хороших сбалансированных кроссоверов в 2013 году явно не достаточно.

==table238==

КАК УНИВЕРСИАДА ПОМОГЛА HYUNDAI

Нельзя пройти мимо самого сильного прыжка в Топ-10, который продемонстрировал корейский Hyundai. Увеличение на 85%: с 1326 авто за 9 месяцев 2012 года до 2457 авто за 9 месяцев 2013 года. Одна из основных причин — распродажа наследия Универсиады. К концу июля две трети из 777 автомобилей, которые перевозили гостей и участников Универсиады, нашли своих владельцев. Успех не был бы таким значительным, если бы структура предложения была невостребованной. Но из 777 выставленных на продажу автомобилей 696 Solaris — бестселлер марки. По словам менеджера по продажам автосалона Hyundai компании «ТрансТехСервис» Аделя Гатауллина, скидка на Solaris составила 6%, на i40 — 7% и на H1 — 9%. Самый дешевый Solaris в комплектации Optima с двигателем объемом 1,4 л, механической коробкой передач и штатной аудиосистемой обошелся в 470 тыс. рублей. Самый дорогой Solaris в комплектации Optima — 521 тыс. рублей. Можно сказать, что скидки могли быть и больше: порядка 10 - 15%. Но, как видим, высоко ликвидные и зарекомендовавшие себя автомобили Solaris ушли как горячие пирожки.

Безимени-2.jpg

ДРУЖБА С FORD И СКЕПСИС ПО ОТНОШЕНИЮ К КИТАЮ

В прежних обзорах мы отмечали бурный рост спроса в нашей республике на продукцию автопроизводителей из Китая. Семимильными шагами прибавили Lifan, Geely, Chery. Что касается Казани, то доли приобретений от общереспубликанского объема весьма скромные. Так, Lifan — 14%, Geely — 17%, Chery — 30%. Собственно говоря, если в РТ первое место среди китайских марок за Geely, то самый большой интерес в столице вызвал Chery. «Вишневый» бренд из Китая увеличил продажи в 3,8 раза: с 87 единиц за 9 месяцев 2012 года до 329 единиц за 9 месяцев 2013 года. Самыми популярными моделями стали кроссовер Tiggo (181 единица) и седан Bonus (70 единиц) Можно отметить, что в 2013 году официальный дилер Chery — компания «Кайт-авто» серьезно вложилась в продвижение обновленного модельного ряда и повышение имиджа марки на рынке Казани. Как видим, результат от всех организованных акций есть.

Хочется сказать несколько слов о ряде брендов, которые пользуются популярностью у казанских автолюбителей, но не входят в Топ-10. Дела у автопроизводителей складывались неодназначно. К примеру, Ford прибавил 22,4% за счет укрепления отношений с нашей республикой и улучшения ценовых предложений по своему бестселлеру Focus. Отметим, что отдельные интересные акции по Focus стартовали в завершении третьего квартала, что может обеспечить по итогам года еще более заметную положительную динамику.

Подчеркнем, что хороший рост в Казани наблюдается на фоне того, что в целом по РФ Ford потерял 19,2%. Что можно порекомендовать Ford для развития успеха? Разумеется, побороться за рынок кроссоверов в сегменте 550 - 700 тыс. рублей.

Тем временем чешская Skoda в Казани напротив сбавила 19,2%, одна из главных причин — слабый спрос на обновленную Octavia. Причина — заметный рост цен на модель в средней комплектации. Да, приятные новые опции и однозначно приближение к бизнес-классу, но цена за среднюю версию — 850 тыс. рублей. По России в целом снижение было не таким заметным: минус 10,2%. Если брать во внимание региональный фактор, который мог ослабить продажи, то один из ведущих дилеров марки — «РРТ-Казань» — был некоторое время занят переездом в новый салон по ул. Чуйкова.

Безимени-3.jpg

Нельзя не отметить, что прекрасно шли дела у Mazda: рост продаж на 31,6% до 737 авто по итогам 9 месяцев 2013 года. Хит продаж — «тройка» с результатом 313 единиц. Собственно говоря, удачное обновление третьей модели и стало одной из причин сохранения темпов роста. Однако в целом по РФ Mazda «отминусовала» 12%. Поэтому куда более важное значение имеет местный фактор: любят у нас эту японскую марку. В то же время в Казани весьма активно продвигал обновленный модельный ряд один из официальных дилеров Mazda в Казани — Iron Motors.

СЕРВИС — ЗАЛОГ УСПЕХА В КЛАССЕ ЛЮКС

Что касается сегмента класса люкс, то большинство брендов чувствовали себя просто замечательно, несмотря на общее минорное настроение на автомобильном рынке. Так, абсолютный лидер BMW прибавил 22,2%: с 460 авто за 9 месяцев 2012 года до 562 авто за 9 месяцев 2013 года. В лидерах спроса не как обычно внедорожники и кроссоверы, а седаны третьей (111 единиц) и пятой (114 единиц) серии.

Немного слабее динамика была у главного конкурента баварцев — Audi, рост на 13,6% до 518 единиц. Самыми востребованными у казанцев были именно кроссоверы: Q3 (152 единицы) и Q5 (95 единиц).

Безимени-1 (2).jpg

Самый лучший темп в немецкой премиальной тройке взял Mercedes, увеличение на треть: с 238 авто за три квартала 2012 года до 317 авто за три квартала 2013 года. Лидеры спроса — кроссовер GLK (65 единиц) и седан E-class (44 единицы). Причина лучшей динамики кроется в открытии официального дилерского центра. После долгих переговоров официальным представителем трехлучевой звезды в Казани стал «МБ Ирбис». Теперь автовладельцы смогут обслуживаться в Казани, а не гонять авто в те же Челны.

Аналогичная причина роста у японского Infiniti — сразу на 290%. Официальный дилер — компания «АКОС» открыла в конце 2012 года специализированный салон, чем серьезно приложилась к росту продаж премиального подразделения Nissan. Подчеркнем, что в абсолютных цифрах Infiniti прибавил 110 авто, что на 8 авто больше, чем у BMW. Это говорит нам о реализации отложенного спроса на автомобили марки, потенциальные покупатели ждали большего внимания и улучшения сервиса.

NISSAN ЖДЕТ ЗАМЕНЫ 6 МОДЕЛЕЙ

Ситуацию на казанском авторынке газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Михаил Котляров — заместитель генерального директора ГК «АКОС»:

— Причины падения у Nissan просты и тоже лежат на поверхности. РРТ вел очень рискованную финансовую политику и еле-еле выжил. Но автомобили он не продает уже год. Устаревший модельный ряд привел к тому, что легковые автомобили Nissan (кроме Almera) сейчас продаются плохо. А производство Nissan Almera подкачало и не смогло обеспечить прорывной рост. Однако, нет худа без добра. В 2014 году будут заменены 6 моделей Nissan. А это значит, что у покупателей есть шанс купить автомобиль значительно дешевле, чем это можно будет сделать в следующем году.

Что касается бурного роста Infiniti. Ход один — открытие официального дилерского центра. Раньше покупали Infiniti у серых дилеров без выбора, без специальных предложений от Infiniti Finance, без скидок от Infiniti и с трудностями с гарантией. Сейчас все это предложено, и результат не заставил себя ждать.

Тимур Зиганшин — заместитель гендиректора «Барс-Авто»:

— Не все угадали с прогнозами на этот год, многие из экспертов ожидали незначительного роста, а выходит, что рынок по итогам года все-таки упадет. Пострадают больше всего массовые бренды, такие как LADA, Chevrolet. А премиум-сегмент растет — это Audi, Mercedes-Benz, BMW. Думаю, это самый важный итог развития рынка к настоящему моменту.

Самые лучшие продажи у нас показал Opel — он не упал вместе с рынком, и даже немного улучшил свои позиции. Это произошло, конечно, за счет Opel Mokka, которая вышла на рынок в конце прошлого года. Этой модели в некоторых комплектациях не хватало, а сейчас сегмент B+ становится все более популярным — это небольшие внедорожники. Остальные модели из нашего портфеля чувствуют себя достаточно стабильно, но из модельного ряда Chevrolet ушла Lacetti, ей на смену пришел Cobalt, который показал себя не так хорошо, как хотелось бы. Сильно провалившихся моделей нет. Вне нашего портфеля хорошо идет наверх сегодня Renault и немецкая «большая тройка».

Долю продаж в кредит в этом году нам удалось довести до 70 процентов, и мы считаем, в этом направлении нам надо еще работать. Новая программа кредитования — это хороший инструмент, пользуется большим спросом у клиентов, думаю, он поможет нам в продажах. С другой стороны, на рынке Татарстана появляется все больше игроков, сам рынок не растет, соответственно, конкуренция усиливается. Покупатель от этого только выигрывает — ему предоставляются новые качественные услуги. В следующем году, по моему мнению, рынок не изменится. Максимум вырастет процентов на 5.

==table240==

Читайте также:

Автомобильный Татарстан: покупателям Porsche кризис пока нипочем? Часть 1-я