Республиканский финансовый блок — минфин, налоговая и казначейство — вчера подводил итоги года на совместной коллегии в ГТРК «Корстон». Приехавшему в Казань министру финансов России Антону Силуанову рассказали, что в РТ заметно «просел» налог на прибыль, которого собрали на 9 млрд. рублей меньше, чем год назад, но благодаря хорошему сбору НДФЛ и имущественного налога в бюджеты РФ и РТ денег в казну будет собрано на 2,6% больше, чем в прошлом году. В ближайшее время социальная нагрузка на бюджет Татарстана будет стремительно расти: только на зарплаты бюджетников в 2016 году потребуется 111 млрд. рублей — вдвое больше, чем год назад. Есть ли резервы у экономики Татарстана, вместе с экспертами и участниками коллегии выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».
ВЕДУЩИЕ МИРОВЫЕ АГЕНТСТВА FITCH И MOODY’S ВПЕРВЫЕ ПРИСВОИЛИ РЕСПУБЛИКЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕЙТИНГИ
В казанском «Корстоне» вчера прошла первая коллегия в череде итоговых мероприятий республиканских министерств и ведомств, которые растянутся вплоть до марта. Первыми итоги года на совместном заседании подводили министерство финансов РТ, управление налоговой службы и федерального казначейства по РТ. Окинуть взглядом финансовое прошлое и поговорить о задачах будущего года в Казань приехали высокие гости — глава минфина РФ Антон Силуанов и полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич.
О том, что Силуанов в Казани — гость желанный, открывая коллегию, дал понять президент РТ Рустам Минниханов. Он напомнил про прошлогодний подарок, который в Казань привез именно глава российского минфина, тогда Татарстан получил десятилетнюю отсрочку выплаты 65,5 млрд. рублей универсиадских долгов.
- Благодаря нашей совместной работе ведущие мировые агентства Fitch и Moody’s впервые присвоили республике инвестиционные рейтинги, — напомнил Минниханов.
Напомним, Fitch поднял кредитный рейтинг Татарстана до уровня ВВВ — такого же, как и суверенный рейтинг России — еще в августе (подобный рейтинг также у Москвы, Санкт-Петербурга, Тюменской области и Ханты-Мансийского АО). В Moody’s думали дольше, но тоже присвоили рейтинг Ваа3 в ноябре текущего года. Безусловно, присвоение инвестиционного рейтинга открывает дорогу для более благоприятных заимствований на рынке.
После этого собравшиеся погрузились в поток цифр, которые в своем докладе привел глава налоговой службы Марат Сафиуллин.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, «ПРОСЕВШИЙ» НА 9,2 МЛРД. РУБЛЕЙ, УСТУПИЛ ПАЛЬМУ ПЕРВЕНСТВА НАЛОГАМ С ФИЗЛИЦ
Уходящий год стал «очень непростым», признал Сафиуллин. На фоне серьезного замедления основных макроэкономических показателей в Татарстане резко упали сборы налога на прибыль. Так, если в 2012 году было собрано 59,5 млрд. рублей, то к концу 2013 года ожидается поступление 50,3 млрд., то есть на 9,2 млрд. рублей меньше. Снизились и поступления от НДС — благодаря реализации ряда инвестиционных проектов компании выставили к возмещению около 40 млрд. рублей, и падение по сбору этого налога наблюдается на уровне 3,9 млрд. рублей.
- Основными факторами снижения прибыли стали снижение мировых цен на ряд товаров, сокращение спроса на продукцию и услуги республиканских предприятий, ухудшение финансового положения вследствие роста издержек производства и амортизационных отчислений, — пояснил докладчик. — В результате расходы выросли, что отражается на формировании налоговой базы.
Впрочем, далеко не всем удалось уйти от бдительного ока государевых фискалов. В результате контрольно-аналитической и комиссионной работы сумма заявленных компаниями убытков снижена (причем самими компаниями!) почти на 6 млрд. рублей, сообщил Сафиуллин.
В целом в бюджет РФ и РТ в Татарстане по итогам года будет собрано почти 343 млрд. рублей — на 2,6% больше, чем в прошлом году. При этом в федеральный бюджет будет собрано на 4,8 млрд. рублей больше, чем в 2012 году, в консолидированный бюджет РТ — на 3,9 млрд. рублей. То есть, несмотря на падение налога на прибыль, уровень ожидаемых поступлений позволяет выполнить обязательства бюджета. «Вытянули» доходы НДФЛ и имущественные налоги.
ИЗЫМАТЬ ЗЕМЛЮ И СТРОИТЬ ЗАВОДЫ
- Где вы видите потенциал роста налоговых доходов? — спросил Силуанов у Сафиуллина, напомнив про «непростой период» с невысокими темпами роста экономики.
Главный налоговик сначала ответил в том духе, что собираемость налогов зависит от экономики: как поработают предприятия, так и соберем, конечно, усилив контроль за налогом на прибыль и НДС. А что касается имущественных платежей, то вместе с муниципалитетами надо изымать землю у недобросовестных собственников и реализовывать с торгов. Вообще, в бюджете Татарстана больше, чем в бюджетах других регионов Поволжского округа, доля доходов от имущественных налогов. Только земельный налог, собираемый в республике, дает 22% сумм, собранных в ПФО. При 6,6 млн. га земельных угодий поступление налога за 2012 год составило более 6 млрд. рублей, отметил Сафиуллин. Это значительно выше, чем в других субъектах ПФО. И земля остается одним из резервов в повышении доходов бюджета.
Кроме того, в Татарстане сумма задолженности по налогам составляет 10 млрд. рублей — и это тоже, в общем-то, резерв.
Силуанов про изъятие поддержал, заявив, что тут резерв, действительно, большой.
- Надо строить новые заводы, создавать новые рабочие места, — продолжил Минниханов. — Вот потенциал!
ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА НА ЗАРПЛАТУ БЮДЖЕТНИКАМ ПОНАДОБИТСЯ 111 МЛРД. РУБЛЕЙ — ВДВОЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ГОД НАЗАД
Глава минфина РТ Радик Гайзатуллин добавил, что в целом на территории Татарстана вместе с налогами, таможенными платежами, отчислениями в различные социальные фонды в 2013 году будет собрано 713 млрд. рублей. Из них 355 млрд. рублей — налоговые и неналоговые доходы. 164 млрд. рублей будет собрано в консолидированный бюджет Татарстана — таким образом, план по сбору доходов будет выполнен на 100,5%. Из федерального бюджета республика получит 35,8 млрд. рублей.
Собственные доходы бюджета РТ составляют 127 млрд. рублей, доходы местных бюджетов — 37 млрд. рублей. Гайзатуллин также прошелся по различным видам налогов. Не только мировая конъюнктура, но и изменения в налоговой системе повлияли на снижение сбора налога на прибыль. А на рост налога на доходы физлиц повлияло в первую очередь увеличение зарплат бюджетников — они выросли почти на 35,5%. В хозяйствующем секторе темпы роста сократились и составили 7,5%. На суммах сбора НДФЛ сказались имущественные и социальные вычеты — татарстанцы предъявили к возврату на 900 млн. рублей больше, чем в прошлом году.
Размеры госдолга Татарстана несколько снизились — как отметил Гайзатуллин, он составит к концу года 87,4 млрд. рублей и снизится по сравнению с началом года на 300 млн. рублей. Долги муниципальных образований составляют 31 млрд. рублей. Впрочем, львиная доля долгов перед бюджетом РФ в 65,5 млрд. рублей заморожена, напомнил министр финансов.
- А кто-то это тут украинскую символику разместил? — неожиданно прервал Минниханов выступающего. Возникла секундная пауза. Тут сидящие заметили, что столбцы в графиках у Гайзатуллина были выкрашены, действительно, в желтых и голубых тонах.
В 2014 году доходы бюджета утверждены в объеме 142,2 млрд. рублей, расходы — 151,8 млрд. рублей, дефицит — 9,6 млрд. рублей, продолжил министр и заявил с тревогой:
- По нашим оценкам, предстоящий трехлетний бюджет будет крайне сложным для исполнения. К 2016 году дефицит возрастает до 12,5 млрд. рублей.
Причем в структуре расходов растут в первую очередь социальные обязательства — с 69% в 2014 году до 80% в 2016 году. Этот рост объясняется исполнением «майских указов» Владимира Путина. И если на зарплаты бюджетников в 2013 году потратят 70,4 млрд. рублей (на 18% больше, чем годом ранее), то в 2014 году на это надо уже 83 млрд., в 2015 году — 95 млрд., а в 2016 году — 111,4 млрд. рублей. То есть почти вдвое больше, чем год назад... Напомним, что острой полемике между двумя министрами финансов — российским и татарстанским, а также оценке Минниханова газета «БИЗНЕС Online» посвятила отдельный материал.
Поскольку бюджетная система РТ включает в общей сложности 955 бюджетов районов, городов и поселений, Гайзатуллин предостерег глав муниципалитетов от бюджетных вольностей.
- Хочу обратить ваше внимание, что весь дефицит консолидированного бюджета распределен на бюджет республики, поэтому при утверждении местных бюджетов прошу придерживаться согласованных цифр и принять их бездефицитными, — подчеркнул министр финансов.
В будущем году Гайзатуллин рекомендовал властям на местах обратить особое внимание на сбор НДФЛ, а налоговикам — искоренить недоимки по налоговым сборам.
ПО СТРАНЕ ОГРОМНЫЕ РЕСУРСЫ ТРАТЯТСЯ НА СОЗДАНИЕ ЗОН, ЭФФЕКТА ПОКА НЕТ
Кризисные годы в России не в диковинку, заявил, выступая под занавес коллегии, Силуанов. Однако еще никогда не было одновременной необходимости затянуть пояса и выполнить указы президента РФ по росту заработной платы, строительству детсадов, дошкольному образованию. А есть еще инфраструктурные проблемы, например переселение из аварийного ветхого жилья.
- Это все требует огромных колоссальных ресурсов, и это все происходит на фоне не увеличения, не роста доходной составляющей бюджета, — осторожно подбирая выражения, сказал Силуанов. — Нам приходится сталкиваться с очень жесткой приоритизацией, приходится от чего-то отказываться. Это и на федеральном уровне происходит, и на региональном...
Как бы примиряясь с Миннихановым после спора о том, что доля социальных расходов бюджета становится столь критичной, что просто не оставляет инвестиционной составляющей, Силуанов отметил, что на федеральном уровне есть стремление оставить расходы, которые влияют на обеспечение экономики.
- Рустам Нургалиевич правильно говорит о том, что сейчас основная задача — это рост экономики. Президент в своем послании также говорил, что не будет роста — не будет ни доходов, не будет ничего, — заявил Силуанов. — Как сейчас простимулировать динамику экономического роста? Правильно президент вчера говорил, что в основном это внутренние факторы... Стимулирование регионов по созданию зон экономического развития, о чем вчера было сказано, и возврата из федерального бюджета затрат, которые регион потратил на эти зоны, честно сказать, нам как минфину не очень-то нравилось.
Но надо посмотреть, как это сработает, Силуанов сравнил Россию с Китаем и «азиатскими тиграми», где подобные меры работают, а у нас лишь «зоны создаются».
- Надеюсь, «Алабуга» и Иннополис будут давать эффект, — отметил он. — По стране огромные ресурсы тратятся на создание зон, эффекта пока нет. Посмотрим, как будет работать новая инициатива, будем надеяться, что это подтолкнет бизнес к инвестированию в эти зоны.
Создание таких зон, создание льготных условий для малого бизнеса — это и есть решение на уровне региона, считает Силуанов. Как сработает регион, туда и пойдет бизнес.
- Почему в Татарстан бизнес приходит? Потому что здесь понятные условия, понятная среда, — оценил министр усилия татарстанских властей. — Таких условий надо создавать больше по стране. Мы стараемся на федеральном уровне стимулировать именно это, чтобы сподвигнуть губернаторов к такому же подходу, как и здесь, как в Татарстане. Если так будет, то и страна будет развиваться.
Главный вопрос: где найти резервы для выполнения майских указов Путина? Если раньше рост шел за счет крупных монополий вроде «Газпрома», РЖД и энергокомпаний, ежегодно поднимавших тарифы, то теперь тарифы ограничены. И правительство требует повышения эффективности этих монопольных мастодонтов.
- Мы не повышаем зарплату нашим госслужащим, военнослужащим, правоохранительным органам, мы сокращаем расходы на федеральном, региональном уровнях. И естественным монополиям тоже надо оптимизироваться, — обозначил цели Силуанов, призвав под конец провести трехлетку эффективности в масштабах всей страны.
«ПРЕДЛОЖЕНИЕ — ПОПРОСИТЬ ДЕНЕГ У МИНФИНА РОССИИ... НО ЭТО ШУТКА»
После коллегии Силуанов и Бабич провели совещание глав субъектов Поволжского федерального округа — обсуждались все те же вопросы исполнения майских указов Путина. Предполагалось, что совещание пройдет в течение часа-полутора, однако губернаторы засиделись на три часа...
Самый главный вопрос: где найти деньги в региональных бюджетах и какие могут быть предложения?
- Предложение — попросить денег у минфина России, — пошутил Минниханов, отвечая на вопросы журналистов после совещания. — Вообще, мы обстоятельно обсудили все вопросы, связанные с реализацией указов. И она касается всех уровней власти. Мы должны не просто повысить зарплату — мы должны предоставить качественные услуги для населения... Что же касается денег, то денег никто не даст. Надо зарабатывать, развивать производство, развивать малый и средний бизнес, надо строить новые заводы. И у нас тоже есть планы.
Говорить о том, что ситуация сложная, можно, но она не плохая, считает Минниханов. Рост в 2% валового регионального продукта в условиях Европы — это медаль для властей. Но расти надо с темпом 6 - 7%, тогда действительно все социальные нагрузки бюджета будут скомпенсированы доходами. Для этого, по мнению президента РТ, надо развивать внутренний рынок России, поддерживать экспортеров и создавать импортозамещающее производство.
- Ничего страшного нет, мы справимся с этой задачей, — подытожил Минниханов.
ГДЕ НАЙТИ РЕЗЕРВЫ? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС!
С вопросом, где найти финансовые резервы и есть ли они, корреспонденты «БИЗНЕС Online» обратились к экспертам и участникам совещания.
Антон Сороко — аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:
- Ситуация с исполнением бюджета в этом и следующем году во многих регионах РФ в целом схожа. Некоторое замедление экономического роста (в основном за счет слабой конъюнктуры на сырьевых площадках и стагнации в металлургической отрасли, которая объясняется крайне низкими капитальными затратами компаний) ударило по финансовым результатам основных налогоплательщиков. Темпы роста внутреннего совокупного спроса недостаточны, чтобы компенсировать выпадающие экспортные доходы.
Таким образом, доходная часть бюджета РФ (и регионов) «просела», что привело к появлению дефицита, который, скорее всего, будет покрываться за счет заимствований на долговом рынке.
В такой ситуации введение жесткой централизации решений должно привести к тому, что проблемы регионов могут быть переложены на федеральный бюджет, который, в свою очередь, легче финансировать за счет эмиссии долговых бумаг. Все регионы РФ обязаны не сокращать свои бюджеты, это прямой указ «сверху», таким образом, различных путей по снижению бюджетного дефицита не так много. Да и риски снижения нефтяных цен, конечно, уменьшены введением «бюджетного правила», но пока остаются.
При этом если отдельно говорить про Татарстан, то можно сказать, что ситуация в РТ складывается не так уж и плохо — в РТ введена отсрочка на погашение заимствований, связанных с проведением Универсиады. С учетом рассрочки в краткосрочном периоде региональный долг Татарстана составляет чуть меньше 20 миллиардов рублей, что, учитывая объем бюджета региона, является терпимым значением.
Радик Гайзатуллин — министр финансов РТ:
- Необходимо развивать экономику, эта самая основная часть доходной базы. Также в расходной части мы должны сокращать неэффективные расходы. Одним из рычагов могут стать и внебюджетные средства, в этой сфере тоже есть над чем работать.
Если экономика будет нормально и стабильно развиваться, то все те расходы, которые обозначены, можно будет покрыть. Резервы у нас есть, несмотря на дефицит.
Адель Вафин — министр здравоохранения РТ:
- Татарстан в последние годы проводил мероприятия по повышению эффективности здравоохранения. Но требуется еще. За последние несколько лет мы сократили порядка 7 тысяч коек. Освободившиеся средства были оставлены в отрасли и направлены на повышение технологичности лечения. Если брать стационарное звено, открыты сосудистые центры, сформирована мультидисциплинарная бригада (когда в одной бригаде работают и неврологи, и ревматологи, и функциональные диагносты). Также мы развили направление высокотехнологичной медицинской помощи, на чем, кстати, сделал акцент и Владимир Путин в своем послании, сказав, что нужно увеличить объемы высокотехнологичной медицинской помощи в полтора раза. В Татарстане ее получат более 25 тысяч жителей.
Сейчас акцент от высокотехнологичной медицины надо перенести к первичному звену. Доля врачей, работающих в первичном звене, должна быть выше, чему, безусловно, будут способствовать «майские указы». Как раз эффективно работающее первичное звено — это и есть повышения доступности медицинской помощи. Важно, чтобы в первичном звене работали узкие специалисты, чтобы участки были укомплектованы, чтобы была снижена нагрузка на одного участкового терапевта и педиатра.
А затем акцент от первичного звена должен быть перенесен на профилактику. Если брать абсолютный показатель смертности за 9 месяцев, то в нашем федеральном округе он самый низкий, и, конечно, это заслуга именно высокотехнологичной медицины. Если брать инсультологию, то к 2015 году больных, перенесших инсульт и умеющих самостоятельно за собой ухаживать, должно быть порядка 70 процентов. Но дальнейшее снижение смертности без профилактики невозможно.
Владимир Иванов — гендиректор ООО «Бизнес-Центр» (ТЦ «Апельсин»):
- Не думаю, что поиск резервов для бюджета в нашей республике составит большую проблему. Татарстан является регионом-донором и имеет большую налогооблагаемую базу. Возможно, необходимо перераспределение налогов, хотя решить это может только федеральный центр. Больше оставлять налогов на «местах», в муниципалитетах, в федеральный бюджет отправлять лишь необходимые налоги — например, для обороны, иностранных дел и тому подобное.
Только таким образом возможно решить бюджетную катастрофу, которая нас ожидает в ближайшем будущем. А по-другому выполнять «майские указы» будет практически невозможно. Уже сейчас чувствуется нехватка в муниципальных бюджетах.
Нужно уменьшать и расходы самих чиновников, более того, само количество чиновников на территории РТ можно уменьшать, наверное, раз в 10, и это самым позитивным образом отразится на нашей с вами жизни. Вместе с чиновниками уменьшить и количество их секретарей, водителей, машин и тому подобное. Здесь есть резервы! Почему бы не объединить администрацию президента и кабинет министров? Для чего нам два огромных аппарата, которые также требуют огромных средств на содержание зданий, персонала, коммунальных услуг? Но пока у нас обратная тенденция, количество чиновников уваливается, экономить на себе они не хотят, и многое, что можно было бы улучшить, ветшает и теряет качества.
Анатолий Иванов — глава Мамадышского района РТ:
- Исходя из слов президента Владимира Путина, необходимо увеличивать налогооблагаемую базу, развивая сферу экономики. Сегодня очень бурно развиваются экономические зоны, также стоит обратить внимание на малый и средний бизнес. И немало в этом отношении зависит и от позиции властей Российской Федерации.
Я целую неделю провел в Германии, рассматривал, какие производства можно привезти к нам. Они сегодня готовы приехать — все собрать, профинансировать под 3,6 процента. Желающих открыть заводы у нас хватает. Я сам посмотрел один завод: стоимость — 300 миллионов, а прибыль составляет 150 миллионов в год. Таким образом период окупаемости составляет два года. Единственное, что необходимо, чего хотят инвесторы — госгарантий! Думаю, что примерно так же обстоит дело и в других регионах России.
Александр Разуваев — директор аналитического департамента «Альпари»:
- На самом деле ситуация с региональными бюджетами сложная, но не критичная. Если брать непосредственно Татарстан, то здесь главный фактор — нефтяной.
Соответственно, на первый план выходит цена на нефть. За 11 месяцев текущего года рост добычи "Татнефти" незначительный, он составляет 0,4%. С высокой вероятностью цена останется примерно на текущем уровне. Скажется мягкая монетарная политика мировых центробанков, прежде всего, ФРС. Фактор роста предложения черного золота со стороны Ирана является слабым и долгосрочным. Нефтяной рынок готов к персидской нефти. Плюс у большинства регионов есть скрытые резервы. Прежде всего, это прибыльный бизнес в офшорах, например торговые центры. Однако данная проблема полностью не решена даже в Москве.
В случае серьезных проблем регионам, конечно, поможет федеральный минфин, который всегда может увеличить свои рублевые доходы, несколько ослабив рубль. И, несомненно, что контроль за расходованием средств будет заметно жестче, чем раньше.
Илсур Сафиуллин — депутат Госсовета РТ:
- Работу, которую обозначил президент России по улучшению эффективности работы бюджетных учреждений, Татарстан ведет уже в течение 10 лет. И опасения, которые высказал наш президент, заключаются в том, что в республике таких резервов меньше, чем в других регионах, просто потому что этот путь уже пройден. Мы реализовали процесс повышения зарплат бюджетников за счет увеличения интенсивности их работы. Тут необходим дифференцированный подход к регионам, которого на сегодняшний день, к сожалению, не существует.
Но есть у нас и путь развития реального сектора экономики. Здесь нельзя останавливаться — в этом случае стагнация гарантирована. И здесь все взаимосвязано: стагнация вызывает падение доходов, люди думают о будущем, рождаемость падает, школы остаются без учеников, и снова нужна оптимизация. Это «принцип велосипеда» — мы крутим, вертим, едем, и вслед за нами все тоже подтягивается, экономика и так далее.
Думаю, жизнь сама расставит все на свои места. Социальные лозунги были популярны в прошлом, когда мы имели хороший резерв. На сегодняшний день таких резервов у нас нет, и без развития реального сектора экономики мы будем похожи на велосипед, седок которого бросил педали.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.