ДОЛГИ ГЛАВНОГО АВИАПЕРЕВОЗЧИКА ПРЕВЫШАЮТ МИЛЛИАРД РУБЛЕЙ. НОВЫЙ ГЛАВА МИНТРАНСА РТ - В ТРАНСЕ

Крик отчаяния авиаторов, прозвучавший три недели назад в форме открытого письма руководителям республики, возымел свое действие. Проблемами авиакомпании "Татарстан" занялся новый министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Геннадий Емельянов. Он пытается разобраться с тугим узлом проблем, в который сплелись планы и обещания болгарских инвесторов из компании "Химимпорт", наследие Магомеда Закаржаева, подержанные "Боинги" и отчаяние профессионального коллектива. Плюс гигантские долги, которые необходимо как-то возвращать или обслуживать.

По нашей информации, опубликованное в газете «БИЗНЕС Online» открытое письмо профсоюзов авиакомпании "Татарстан", в котором они просили руководство республики разобраться с деятельностью болгарской компании "Химимпорт", произвело эффект разорвавшейся бомбы. Во-первых, обиделись болгары – как, мол, посмели вынести сор из избы? Некоторые подписанты не выдержали давления и уже отозвали свои подписи. Во-вторых, новый министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Геннадий Емельянов отнесся к проблеме очень серьезно. Путем "личного погружения" он пытается разобраться в конфликте казанских авиаторов и их болгарских партнеров. Каждый понедельник в минтрансе РТ проходят совещания по ситуации вокруг авиакомпании, балансирующей на грани банкротства. В минувшую среду Емельянов лично встретился с трудовым коллективом "Татарстана". О чем говорилось на встрече? От официальных комментариев заместитель директора по внешним связям и маркетингу авиакомпании "Татарстан" Шамиль Агдеев, а также председатель профсоюзного комитета летного состава России ГУП КАП Артур Бульхин отказались. Однако из источников, близких к руководству компании, газете «БИЗНЕС Online» стали известны некоторые подробности этого "разбора полетов".

Так, представители авиапрофсоюзов рассказали министру о причинах, загнавших авиакомпанию "Татарстан" в финансовый тупик. Разговор шел об эксплуатации трех злосчастных "Боингов-737", которые были взяты в лизинг у самой болгарской компании "Химимпорт". Самолеты очень старые и требуют едва ли не каждодневного технического обслуживания. Помимо этого, при существующем пассажиропотоке и количестве рейсов они нерентабельны. Представители профсоюзов объяснили Геннадию Емельянову, что использование отечественных Ту-134 и Як-42 было бы гораздо экономичнее в сложившейся ситуации.

Удивление министра вызвал тот факт, что в Казани до последнего времени не было техстанции по обслуживанию "Боингов" (ее открыли в начале апреля). Самолеты летали (очень часто!) ремонтироваться в московский аэропорт "Домодедово". Кстати, на момент написания материала, по данным «БИЗНЕС Online», все три машины находились в нерабочем состоянии. Что только множило долги авиакомпании, которые и до этого были внушительны. Сейчас они составляют 1 млрд. 30 млн. рублей. Много это или мало? За комментариями мы обратились к человеку, который хорошо представляет ситуации в отрасли.

- Чтобы запустить авиакомпанию нужно около 1,5 миллиарда рублей или ему грозит банкротство, - считает бывший директор авиакомпания "Татарстан", а ныне председатель совета директоров ОАО "Казанское авиапредприятие" Магомед Закаржаев. - Не представляю, как они смогут заработать или реструктуризировать эти долги?

Как выяснилось, Закаржаев на днях встречался с Геннадием Емельяновым. Значит ли это, что новый министр хочет вернуть бывшего руководителя авиакомпании на прежнее место?

Магомед Закаржаев такую возможность полностью исключает. "Кому это надо и куда возвращаться? Там есть, кому работать", - говорит он. В то же время Магомед Бахулаевич не отрицает, что в разговоре с министром они касались проблем авиакомпании "Татарстан".

- Я откровенно рассказал, что делал в авиакомпании, объяснил свое видение происходящего. Ответил на попытки болгар свалить всю ответственность на прежнее руководство" - экс-глава авиакомпании.

Закаржаеву очень понравилось, что министр, который "не понаслышке знаком с авиацией", хочет объективно разобраться в ситуации: "Работая заместителем мэра в Набережных Челнах, он много занимался проблемами аэропорта "Бегишево".

Пока министр по понятным причинам воздерживается от каких-либо официальных заявлений и не спешит занять позицию одной из сторон. Свое видение ситуации, сложившейся в авиакомпании и пути выхода Геннадий Емельянов, возможно, озвучит на заседание совета директоров ОАО "Авиакомпания "Татарстан". По сообщению пресс-службы минтранса РТ, оно должно состояться в ближайшее время. Там же, возможно, станет известна персона нового гендиректора авиакомпании. Сейчас его обязанности исполняет Валерий Шнякин.

"БИЗНЕС Online " будет следить за развитием ситуации вокруг авиакомпании "Татарстан".

Наталья Голобурдова