Сегодня в Казани открыли региональный инжиниринговый центр промышленных лазерных технологий «КАИ-Лазер». Лелеемый ректором КНИТУ-КАИ Альбертом Гильмутдиновым проект ценой более 400 млн. рублей пришли напутствовать едва ли не все «генералы» татарстанской промышленности под предводительством президента РТ Рустама Минниханова. Как предполагается, именно они и будут главными потребителями продукции «КАИ-Лазера». Настрой промышленников выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».
ЛАЗЕРЫ — ПО «БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫМ СКИДКАМ»
«КАИ-Лазер» расположился на площадях учебного центра КАПО им. Горбунова. В цехе — 11 станков (до лета будет 14) для сварки, резки, фрезеровки, раскроя, наплавки, гравировки и так далее. В ожидании приезда президента РТ Рустама Минниханова между ними расхаживал цвет татарстанской промышленности — руководители КВЗ, КАПО, КМПО, Зеленодольского завода им. Горького, ОКБ «Сокол», ПОЗИСа, «Электроприбора» и так далее. Интерес понятен, поскольку главная заявленная задача «КАИ-Лазера» — технологическое перевооружение машиностроительной отрасли РТ в области металлообработки.
Поставщик оборудования — американская (а скорее, международная) корпорация IPG Photonics. Фирма — с русскими корнями: ее исполнительный директор — российский физик Валентин Гапонцев, автор прорывных работ по мощным волоконным лазерам, которые легли в основу современных промышленных лазерных технологий. И более половины сотрудников — россияне. Корпорации принадлежит 85% рынка волоконных лазеров и 25% рынка всех видов лазеров.
Напомним, КНИТУ-КАИ выиграл федеральный грант на создание центра. Всего на него получено 439,5 млн. рублей: 262,7 млн. — федеральные деньги, 175,8 млн. — средства республики (то есть 60% на 40%). Но, как рассказал вчера корреспонденту «БИЗНЕС Online» ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, Минниханов и руководство IPG Photonics подписали «дорожную карту», в соответствии с которой долю Татарстана выкупает американская корпорация (сегодня «КАИ-Лазер» существует в форме ОАО, учрежденного минземом РТ и КНИТУ-КАИ). Это произойдет «не позже апреля». «То есть республика запустила процесс, а когда все стабилизировалось, она выходит из игры, и мы продолжаем работу в автономном режиме», — обрисовал идеологию лазерного стартапа Гильмутдинов. По его словам, вклад IPG Photonics еще и в том, что корпорация дала «беспрецедентные скидки» на оборудование — оно досталось КАИ «за полцены».
ПЕРВАЯ ВЫРУЧКА — В МАРТЕ
Кто будущий потребитель услуг центра? По заверению Гильмутдинова (и Минниханова), это вся машиностроительная отрасль РТ, все предприятия, занимающиеся обработкой материалов.
Какова технология сотрудничества? «Сейчас на наших заводах станки традиционные, но мало сомнений в том, что их заменят на лазерные, — обрисовал перспективу Гильмутдинов. — Предприятия будут приходить сюда, мы станем обкатывать их задачи. Они убедятся, что эти технологии более эффективно решают их проблемы, и будут покупать эти станки себе. Но предприятие — это организация, заточенная на конвейер, и все технологии для него, как мы предполагаем, будут разрабатываться здесь, в инжиниринговом центре, который прежде всего — мозги». Это первое.
А второе — работа с малыми предприятиями. Как это в общих чертах видит Гильмутдинов? «На этом оборудовании постоянно будут работать студенты, аспиранты. И вот кто-то из них в совершенстве освоил станок и купил себе в кредит такой же. И все — он хозяин себе, гарантированный кусок хлеба в жизни есть. Один станок — одно малое предприятие». А центр будет обслуживать оборудование, подбирать и обучать персонал, вести методическое сопровождение. Кроме того, лазерные технологии будут предлагать малым предприятиям, работающим по аутсорсингу с гигантами машиностроительной отрасли.
За теоретическое сопровождение проекта и подготовку кадров будет отвечать недавно созданная в КНИТУ-КАИ кафедра лазерных технологий (ее возглавил Гильмутдинов).
По словам ректора КНИТУ-КАИ, проект должен окупиться за 5 лет. Очень оптимистично. Но, как считает ректор, это вполне реально: «Быстрая окупаемость — благодаря тому, что технология уникальная, реально превышающая по всем характеристикам альтернативные технологии, например, плазменную резку, обработку материалов фрезой. Благодаря этому станки окупят себя очень быстро».
Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Гильмутдинов, с марта предприятие «выйдет на какие-то финансовые результаты». «Заказчики уже есть, — заверил ректор, — из Казани и Альметьевска, но, поскольку договор пока не оформили, говорить, кто это, не буду».
ОДНИХ ТЕХНОЛОГИЙ МАЛО — НАДО ИЗМЕНИТЬ ИДЕОЛОГИЮ ПРОДУКЦИИ
Газета «БИЗНЕС Online» попросила оценить перспективы «КАИ-Лазера» руководителей татарстанских предприятий.
Александр Гомзин — генеральный директор ОАО «ОКБ «Сокол»:
— У нас такого оборудования пока нет, и мы, конечно, хотим воспользоваться соседством («КАИ-Лазер от нас через дорогу) и работать вместе. Польза — не то слово! Это прорыв в плане трудоемкости, снижения себестоимости на серийном производстве. Но надо учитывать и такой момент. Важно, по какой технологии спроектировано само изделие, например, как у нас, — беспилотный комплекс. Если он изначально рассчитан под старые технологии, в том числе механообработку, то применить «в лоб» лазерные технологии сложно. То есть важно не просто провести модернизацию производства, но и поменять конструктив изделий, перевести их на более технологичные решения. Если вы грамотно спроектировали изделие и грамотно использовали новый технологический подход, вы и в себестоимости выиграете, и в качестве.
Ренат Мистахов — генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького»:
— Мы прорабатываем вопрос применения этих технологий. Сейчас в России своим чередом идет, так скажем, век военного судостроения, но наступает и эпоха гражданского. Не сегодня-завтра оно пойдет, пойдут новые, очень хорошие гражданские суда. В частности, поэтому нас интересует оборудование для цеха, где работают с алюминием, — там строили те же скоростные теплоходы А145. Поэтому пока надо здесь посмотреть, может, что-то опытное начать делать, а потом и себе купить.
Павел Шацких — генеральный директор ОАО «Казанский завод «Электроприбор»:
— У меня сейчас есть, например, традиционная технология штамповки. Она высокопроизводительна — нет слов, но требуются серьезные затраты на оснастку — штампы. Качество штампов необходимо постоянно контролировать — они изнашиваются, даже если есть небольшие отклонения по качеству материалов. А уровень лазерных технологий настолько высок, что, во-первых, позволяет резко приблизить производительность к уровню штамповки и, во-вторых, обойтись без какой бы то ни было оснастки. То есть себестоимость можно здорово снизить, хотя бы за счет экономии на инструментальном производстве. Да и если скорость переналадки штампа — 3 - 4 часа, то здесь — дело минут. Главная задача — загрузить производство... Пока посмотрю, потом надо будет технологов сюда направить. Я уже примерно представляю, на что конкретно обратить внимание.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.