ВМЕСТЕ С МИНИСТЕРСТВОМ

Ни одно начинание в вузе не обходится без его руководителя, поэтому первые вопросы — ректору КГАСУ, профессору Рашиту Низамову.

- Рашит Курбангалиевич, как в университете появилась идея открыть новую специальность — готовить специалистов в области современных технологий и новой техники для дорожного строительства?

- Немного предыстории. В 2008 году, когда я еще только начинал работать ректором, в КГАСУ, как и во многих других вузах России, закрыли военную кафедру. С оставшимися в наследство от военных территорией, непрезентабельными зданиями и помещениями надо было что-то делать. Решать требовалось быстро — 1,1 гектара земли в центре города интересовали многих! После совещаний с участием вузовских «аксакалов» решили трансформировать эту территорию в центр технического образования (ЦТО) — для подготовки специалистов в области дорожного строительства и организации дорожного движения.

54265.jpg

Территория после закрытия военной кафедры

И, кстати, это было логично — всего в 100 метрах находилось наше второе профильное министерство — транспорта и дорожного хозяйства (первое — архитектуры, строительства и ЖКХ). Обсудили ситуацию с его главой — Владимиром Александровичем Швецовым, и он заинтересовался. В то время в дорожно-строительных организациях начали широко использовать технику фирм Wirtgen, Vogele, Hamm, а потому требовались специалисты, умеющие на ней работать. Владимир Александрович обещал всемерную поддержку и сдержал свое слово. Свою лепту внесли и его преемники — Геннадий Емельянов и Ильдус Фасхутдинов. А сегодня нам помогает министр Ленар Ринатович Сафин, который в курсе всего, что делается в университете. Думаю, эта территориальная близость символична — как связь вуза, профильного министерства и, соответственно, бизнес-сообщества, с которым министерство всегда находит общий язык и ориентирует его на решение поставленных республикой и федеральным центром задач.

Фото2---Муратов-Погодин-Низамов-на-открытии-Центра.jpg
Рашит Низамов, Равиль Муратов и Сергей Погодин на открытии центра

- То есть база у центра уже была солидная…

- Надо отметить, что еще в 2007 году КГАСУ при поддержке минтранса открыл на автодорожном факультете Института транспортных сооружений специальность «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование», а вскоре — и кафедру «Дорожно-строительные машины» (ДСМ), которую возглавил доктор технических наук, профессор Рустем Сахапов. На ее базе и был создан ЦТО. Много сил для его организации приложил доктор технических наук, профессор Александр Брехман, в то время — директор упомянутого института, который стоял у истоков формирования ЦТО.

Правильность решения о перепрофилировании нашей площадки подчеркнули и обращения Рустама Минниханова, который настойчиво рекомендовал и нам, и министерству вести подготовку специалистов дорожно-строительного сектора (особенно работающих с зарубежной техникой) на высоком уровне.

Фото-3---Занятия-РїРѕ-подготовке-призывников-КГАСУ-РїРѕ-РІРѕРµР
Занятия по подготовке призывников КГАСУ по военно-учетным специализациям

- Интересно, как началось сотрудничество КГАСУ с зарубежными производителями дорожной техники?

- Россия очень отстала в производстве дорожно-строительной техники от передовых мировых компаний — дистанция такая же, как между BMW и «четырнадцатой». Но понятно, что дороги надо строить современного уровня, для этого повсеместно закупается зарубежная дорожная техника… Словом, проблем с выбором партнеров у нас не возникло — разумеется, мы знаем передовые профильные компании. В 2010 году мы впервые встретились с потенциальными зарубежными партнерами: это были специалисты мирового лидера в производстве дорожно-строительной техники и в технологиях укладки дорожного покрытия — немецкой группы Wirtgen. И уже летом 2011 года наши студенты и преподаватели впервые выехали на ознакомительную учебно-производственную практику в Германию. С тех пор ежегодно лучшие студенты третьего курса факультета во время летней практики посещают заводы компании Wirtgen Group: Wirtgen, Vogele, Hamm и Kleeman. Они изучают устройство современных дорожно-строительных машин, технологии их изготовления, на практике узнают о новейших технологиях укладки дорог, контроле качества. КГАСУ оплачивает визу и дорогу. А все остальное — питание, проживание, передвижение по Германии — обеспечивает принимающая сторона.

Теперь по этой схеме мы работаем и с другими зарубежными производителями дорожной техники, ведь инженер-механик должен знать машины разных заводов. Сегодня в работу ЦТО также вовлечены немецкая компания Bomag, американская Guntert&Zimmerman Const., китайские Guilin Huali Heavy Industries Co. Ltd. и Xuzhou Construction Machinery Group Co. Ltd. и другие. На будущий год познакомим наших студентов со шведской компанией Volvo.

Фото-4---Повышение-квалификации-работников-отрасли.jpg
Повышение квалификации работников отрасли

СТУДЕНЧЕСКИЙ МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ОТРЯД

Сегодня ЦТО участвует не только в подготовке специалистов по основным образовательным программам — здесь ведут и переподготовку персонала, работающего на зарубежной технике, готовят студентов по военно-учетным специальностям (ВУС), водителей категории «В» и «С». Подробнее о деятельности центра мы попросили рассказать заведующего кафедрой дорожно-строительных машин (ДСМ) Рустема Сахапова.

- Рустем Лукманович, насколько совершенна техническая база центра?

- Для повышения квалификации есть все необходимое оборудование и лицензии — всего их 15. У нас действуют курсы повышения квалификации специалистов, работающих на разных дорожно-строительных машинах, в том числе на таких узкоспециализированных, как фреза, асфальтоукладчик, и других. Курсы организуются совместно с Гостехнадзором, и после экзаменов курсантам выдаются удостоверения установленного образца. Должен сказать, что к нам приезжают специалисты из многих регионов России — современная техническая база и уровень преподавания вызывают большой интерес специалистов за пределами республики.

54269.jpg
Учебный класс

У нас работает хорошо оснащенная лаборатория спутниковых методов дорожных изысканий и систем спутникового мониторинга дорожно-строительной техники. В ее создании участвовали и наши студенты, которые изготовили модели, полностью управляемые со спутника. Лабораторию бестраншейных технологий оснащает китайский завод Xuzhou Construction Machinery Gtoup Co. Ltd. Прекрасно оборудована лаборатория по техническому осмотру — совместно с Российским союзом автостраховщиков планируем обучать специалистов в этой области. Кроме того, у нас есть машины, которые стоят в учебных классах, статические и динамические тренажеры.

Дважды в год проводим международные семинары-совещания для руководителей предприятий дорожной отрасли Татарстана, приглашаем к участию ведущих зарубежных специалистов, которые рассказывают о новейших методиках, технологиях и технике, позволяющих решать многие проблемы дорожной отрасли.

- Каким образом удается совершенствовать материально-техническую базу?

- К сожалению, мы не получаем на это средства из федерального бюджета, хотя и участвуем во многих конкурсах и программах. Поэтому приходится зарабатывать самим. Кстати, один из путей нам подсказал вице-премьер Татарстана Равиль Фатыхович Муратов: он предложил вести подготовку водителей и крановщиков по военно-учетным специальностям. На основании договора с ДОСААФ министерство обороны России выделило кафедре технику, и студенты, которые по состоянию здоровья подходят для службы в армии, могут получить военно-учетную специальность и удостоверение «военный водитель». Образовательный центр по военно-учебной специальности на базе нашего университета признан одним из лучших в России…

И наша работа получила признание. Команда студентов КГАСУ под руководством ассистента кафедры организации и безопасности дорожного движения Рамиля Загидуллина 13 ноября 2013 года стала победителем республиканского конкурса среди студентов-автомобилистов «Автосессия-2013», проводимого управлением ГИБДД МВД по Татарстану.

111.jpg
Образцы современной дорожной техники Volvo, Hamm, Vogele на территории ЦТО КГАСУ

- Каковы перспективы развития центра?

- На базе кафедры действует дорожно-технологический парк «Каток», где представлены машины отечественного образца, которые выработали свой ресурс, но подходят для обучения. Однако мы хотели бы расширить парк, чтобы иметь собственную технику, на которой студенты могли бы выполнять работы по договору подряда, по образцу студенческого строительного механизированного отряда.

Необходимо регулярное переоснащение лабораторий. И в этой части мы надеемся на самих себя, нашего министра транспорта и дорожников-попечителей. Техника сегодня очень быстро морально устаревает, но мы должны шагать в ногу со временем. А еще планируем открыть магистратуру и аспирантуру по нашему направлению.

12+