print_589746_620088.jpg

ПОЧЕМУ МЕСТНЫЕ ВЛАСТИ НЕЗАИНТЕРЕСОВАНЫ РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ

Съезд совета муниципальных образований в ГТРК «Корстон» начался сегодня по-деловому. Тысячи участников со всей республики (Татарстан является рекордсменом в России по количеству органов местного самоуправления — 956!) и еще 300 приглашенных заранее заняли свои места в зале, ожидая приезда Рустама Минниханова, Минтимера Шаймиева, Фарида Мухаметшина. Настроение у собравшихся мало напоминало новогоднее, даже скромная елка в углу зала, кажется, так и осталась никем не замеченной. До начала мероприятия министр земельных и имущественных отношений РТ Азат Хамаев что-то уточнял у главы управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Марса Бадрутдинова, шеф УК «Просто молоко» Марат Муратов перекидывался шутками с прокурором Татарстана Илдусом Нафиковым, какую-то интересную историю сидящим рядом громко рассказывал депутат Госдумы РФ Фатих Сибагатуллин.

О том, что поводов для радости не так много, в своем докладе дал понять председатель совета муниципальных образований РТ Минсагит Шакиров. Сославшись на проведенный самим же советом анализ, он заявил: лишь 3% населения считает, что депутаты на местах способны решать проблемы. 25% респондентов дипломатично ответили, что они лишь выражают волю народа и не более, а 73% прямо заявили: зачем они нужны, если есть глава? Результаты Шакиров охарактеризовал как «шокирующие».

Затем Шакиров заявил: федеральное законодательство не стимулирует местную власть лучше работать. Для справки: за 11 месяцев консолидированная доходная часть исполнена в сумме 62 млрд. рублей, что составляет 91% к годовому плану — и «это неплохо». Но на 1 декабря муниципалитеты не собрали доходы в сумме более 200 млн. рублей за аренду земель, еще 400 млн. рублей за муниципальное имущество.

08.jpg

— Это стало хронической болезнью для некоторых муниципалитетов. В доходной части муниципалитетов существенных изменений в следующем году не произойдет, — предупреждая, что ничего хорошего не будет, сообщил Шакиров и продолжил, что все предложения о передаче органам власти дополнительных налогов «понимания у федеральной власти не находят», а существующие системы формирований дотации и субвенции «не стимулируют муниципалов на работу по увеличению сбора налогов».

— Собранные сверх анонсированных суммы в следующем бюджетном периоде будут оставаться фактически зачисленными в доходную базу, и объем бюджетной помощи будет уменьшен на эту сумму, — сказал председатель.

Собравшимся такое положение было хорошо известно. Поэтому его предложение по сохранению налоговой базы на трех- или пятилетний период они встретили аплодисментами. Вообще, за несколько минут, озвучивая предложения, он трижды срывал бурные аплодисменты.

СКИНУТЬСЯ НА ДОРОГИ

Так, например, предложил Шакиров создать в республике межмуниципальные дорожные фонды. По его мнению, это может быть одним из решений по ремонту дорог в небольших поселениях.

«Со следующего года в республике формируются муниципальные дорожные фонды. По Татарстану это свыше 800 миллионов рублей, — приводит корреспондент «БИЗНЕС Online» слова Шакирова со съезда. — По отношению к городам и крупным населенным пунктам такой порядок вполне приемлем, но в отношении сельских поселений незначительные собранные суммы не позволяют решать задачи строительства и благоустройства дорог. Выход — консолидация средств на районном уровне либо путем передачи полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения от поселений муниципального района. Либо через механизм межмуниципального сотрудничества путем создания межмуниципального дорожного фонда».

print_589746_620081.jpg

Шакиров предложил обсудить данную идею собравшимся делегатам съезда. Судя по тому, как были встречены его слова, идею представители небольших поселений поддерживают.

КАКИЕ ПРОГРАММЫ НУЖНЫ НА МЕСТАХ?

Попросил Шакиров несколько развязать руки местным властям, передав функции заказчиков муниципальных программ объемом, скажем, до 10 млн. рублей, на районный уровень. В настоящее время в Татарстане действует 57 региональных и республиканских программ общим объемом финансирования более 100 млрд. рублей. У поселений денег нет, их бюджет позволяет финансировать лишь текущие расходы, да и то, с дотациями и субвенциями. Причем сегодня складывается несколько парадоксальная ситуация: республиканские власти чуть ли не уговаривают местные власти участвовать в программах. Хотя, вспомнил Шакиров еще советский опыт, руководители на местах всегда были заинтересованы в развитии своих территорий. Получается, что предлагается местным властям что-то не то? Об этом Шакиров не сказал, но собравшиеся предложение по передаче функции заказчиков на более низкий уровень вновь поддержали ободрительными кивками.

Рассказал Шакиров, что в этом году к 60 населенным пунктам в РТ будут подведены дороги с твердым покрытием, в последующие годы предстоит построить дороги еще к 106 селам численностью 125 тыс. человек. Но останется еще около 700 населенных пунктов.

«Трудно говорить с людьми о европейском качестве жизни, когда приходится выходить из дома в резиновых сапогах», — отметил Шакиров.

Самих депутатов он призвал быть более активными и отстаивать интересы малого бизнеса, поскольку «если нет работы, то в селе запускается процесс самоликвидации». Встречайтесь с банками, с руководителями районов, требуйте и добивайтесь — чуть ли не стучал по трибуне Шакиров.

Минниханов в ответ пообещал, что, несмотря на бюджетный дефицит (а он составляет 9,5 млрд. рублей), все республиканские программы — капремонта жилых домов, школ, строительства ФАПов, «Чистая вода», освещение в селах, строительство многофункциональных центров, обеспечение жильем участковых — получат необходимое финансирование деньгами. На 22 программы потребуется в общей сложности 12,4 млрд. рублей.

ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ НУЖНЫ ХОРОШИЕ ДОРОГИ, А КАДРОВ — ДЕШЕВЫЕ КВАРТИРЫ

О нехватке кадров рассказал глава Бавлинского района Альберт Хабибуллин, для которого это не просто проблема, а болевая точка. Несмотря на грантовую поддержку в школах, остаются свободными вакансии учителей, еще хуже ситуация с медицинскими кадрами.

«Мы рекомендуем всем молодым специалистам воспользоваться социальной ипотекой, но, к сожалению, для молодых врачей и учителей, которые приходят в село со стартовой зарплатой в 12 - 14 тысяч рублей, она не совсем привлекательна. Мы бы просили рассмотреть возможность по строительству арендного жилья или жилья по найму на более льготных условиях», — предложил Хабибуллин.

Нет в районах профкадров по строительству. По убеждению главы района, при наличии в республике службы единого заказчика в лице ГИСУ этот вопрос можно было бы решить путем представительства этой организации в каждом муниципальном образовании. Поддержал Хабибуллин и предложение Шакирова о создании дорожного фонда, который бы позволил, например, приобретать технику и убирать дороги зимой.

Глава Дрожжановского муниципального района Александр Шадриков (похоже, это стало его первым выступлением на мероприятии такого уровня после того, как он сменил Тимура Нагуманова) сообщил о создании районной «Корпорации развития» и подготовке инвестиционного паспорта. По словам Шадрикова, компания по производству керамической плитки Sacmi рассматривает возможность строительства завода в районе — в настоящий момент в лабораторию Sacmi отправлены пробы сырья. Для привлечения инвесторов, как объяснил Шадриков, необходимо улучшить логистику района, построив дорогу между селами Татарские Шатрашаны и Русские Шатрашаны.

«Два села связаны грунтовой дорогой протяженностью 1,3 километра. Имеется необходимость соединения этих дорог по следующим причинам — новая транспортная развязка, соединение двух автодорог, республиканского и федерального значения. Сокращается путь до Москвы и других регионов России», — объяснил он.

По словам Шадрикова, основной отраслью экономики района является сельское хозяйство. В 2013 году за счет средств таких хозяйств, как «Ак Барс Дрожанное» и «Цильна», инвестиции в отрасль составили около 250 млн. рублей. Кроме того, 20 субъектов малого предпринимательства в 2013 году получили грант на сумму более 11 млн. рублей.

Завершить съезд предпочли все-таки на праздничной ноте. Минниханов вручил ряд наград, а Шакиров — ключи от 100 автомобилей для муниципальных образований.

print_589746_620086.jpg

ОТДАЙТЕ НАЛОГИ МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ

Эксперты и представители власти в районах оценили для «БИЗНЕС Online» итоги года

Василь Шайхразиев — мэр города Набережные Челны:

— Кризис — это реализация возможностей каждого руководителя, который изыскивает резервы, ищет возможности, как лучше выполнить взятые на себя обязательства. Глава муниципалитета в этом плане не исключение. Мы полностью выполнили свои обязательства по нашему городу, республика очень серьезно поддержала, помог федеральный центр. Следующий год будет тоже в какой-то степени напряженный. Экономические прогнозы в бюджете мы утвердили. Все, что заложено, позволяет четко исполнить все наши обязательства по 131 федеральному закону. Но всего остального, что связано с инвестиционной составляющей, уже будем добиваться с 1 января. Планы грандиозные по всем направлениям.

Андрей Ершов — ректор Казанского института инновационного менеджмента и информатики:

— В местном самоуправлении нет налоговой базы. Или дотации идут, или это часть каких-то местных налогов, например, налога на землю, на имущество. Собираемость этих налогов очень маленькая. При этом поступление налогов идет не в сельское поселение, а на муниципальные районы. Там сложная система: муниципальные районы должны налоги отправлять на региональный, федеральный уровни, им самим почти ничего не остается.

Нужно сделать нормальную налоговую базу для них, чтобы местное самоуправление вышло на самоокупаемость, во-первых. Если мы будем отдавать налоги в местные бюджеты, то тогда их налоговая база будет расти — это нужно законодательно закрепить. Во-вторых, самоуправление во всем мире дотируется государством, дотации есть везде — хоть англо-саксонскую модель возьми, хоть американскую.

04.jpg

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Несмотря на продекларированную Конституцией независимость муниципальной власти от федеральных органов власти и органов власти субъектов, муниципальные власти входили в эту вертикаль. Особенно в нулевые годы и сейчас входят в силу в основном финансовых причин. Просто распределение доходов от налогообложения сделано таким образом, что муниципалитеты вынуждены идти на поклон к региональным властям, поэтому в эту вертикаль они вписаны. Скажем, той самостоятельностью, которая прописана в теории муниципального права, они не обладают.

Однако сейчас наметилась тенденция к тому, что граждане все больше уделяют внимания вопросам функционирования повседневного государства: образование, здравоохранение, ЖКХ, окружающая среда. Это особенно заметно в городах, но все равно все зависит от конкретной местности. И вот за многие такие вопросы отвечают муниципалитеты. Сейчас возник объективный запрос, не везде на территории России, но в Москве он уже оформился: чтобы муниципалитетам дали часть реальных полномочий, скажем, чтобы решать проблемы точечной застройки, благоустройства территории и так далее, чтобы вместе с реальными полномочиями переложить на муниципалитет и часть ответственности. Этим самым вышестоящий уровень власти снизит риски, связанные с недовольством.

Поэтому необходимость муниципальной реформы назрела, другое дело, что она должна проводиться очень дифференцированно: нельзя одной меркой ко всем регионам подходить, должен быть весом голос региональных властей. Допустим, если москвичи созрели, чтобы расширять права местного самоуправления, депутатов, которые бы имели много полномочий, то где-то в российской глубинке это приведет к тому, что какой-то местный «сапог» получит больше полномочий, в итоге должности муниципальных чиновников станут привлекательны для криминальных элементов и близких к ним. Поэтому необходимость муниципальной реформы и расширения муниципальных полномочий назрела, но подход нужен дифференцированный. Если подходить с одной гребенкой ко всей стране, то получится как всегда.

Михаил Фадеев — председатель исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ:

— По итогам 11 месяцев 2013 года Лаишевский район занимает 3 место в республике по социально-экономическому развитию. У нас в районе очень многое делается, не только благодаря программам федеральным, республиканским, но и еще дополнительно (особенно по строительству) за счет местного бюджета у нас очень много сделано. У нас два клуба, если везде по программе один, у нас два многофункциональных центра, это сельские дома культуры. Мы одни из первых построили дома полицейских, два. У нас еще по сдаче строительства тоже одно из ведущих мест в республике. У нас больше всех квадратных метров приходится на одного жителя района.

В этом году у нас открыли завод «Ферекс» на 50 рабочих мест по производству светодиодных лампочек, у нас инженерный центр в субботу был открыт, тоже президент приезжал, завод ICL. У нас созданы две промышленных площадки, это площадка «Сакуры» и промышленная площадка «Лаишево», где у нас в основном представлен малый бизнес по выращиванию рыбы и кальянная продукция. На территории Сакуры у нас сейчас активно идет работа, пока один резидент построил, выпускает продукцию, у нас он занимается производством шатров и металлоконструкций. У нас на подходе еще 10 резидентов, которые в 2014 году будут строиться.

В 2014 году у нас планируется строительство трех жилых домов в населенных пунктах Лаишево, Усады, Габишево. Также строительство сельских домов культуры в Больших Кабанах. Строим, уже освоены 10 миллионов рублей на баню в городе Лаишево, скажем, банно-прачечный комбинат, у нас уже старенькая, и недостаточно мест. У нас будет капитальный ремонт трех школ: две школы в Лаишево и одна школа в Никольском. Также у нас капитальный ремонт 6 домов будет произведен. У нас запланирована реконструкция парка Победы, мы готовимся к 2015 году. Также берегоукрепление, у нас этим «ПСО-Казань» занимается, материалы уже завезены. У нас будет произведена реконструкция набережной, 10 миллионов рублей уже выделено. Работа идет полным ходом.

Есть ли проблемы? Проблемы всегда есть, мы над ними работаем. Это дороги. Если к населенным пунктам у нас дороги с твердым покрытием есть, а в самих населенных пунктах — нет. Но в этом году мы занимались ремонтом и строительством дорог в самом Лаишево, в Песчаных Ковалях, Габишево. А также есть проблема по водоснабжению, по программе «Чистая вода» и за счет собственных средств много вопросов решено.

Марат Минхайдаров — глава поселка городского типа Карабаш Бугульминского района:

— Последние пять лет у нас поступательное движение во всех направлениях, чувствуем поддержку со стороны руководства республики. Это и строительство дорог, и капитальный ремонт многоквартирных домов. Конечно же, это объекты культурного, спортивного значения, строительство ФАПов.

Проблемы у всех у нас одни, хотелось бы иметь более серьезные бюджеты, естественно. Реальная жизнь строится на тех бюджетах, которые имеет население. Естественно, у каждого и главы поселения, и населения есть стремление жить лучше, это естественно и, наверное, правильно.

По тому, что сказал Путин о передаче полномочий местному самоуправлению, думаю, она будет проходить поступательно, не в один год, в этом направлении уже идет работа. Это хорошо, потому что жизнь в любом случае строится в поселениях, они составляют ячейки района. Ну а планы: продолжение капитального ремонта, ремонт школ, есть куда направить силы.