2.jpg
Петр Трубаев

«УЧИТЫВАЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ...»

Вопрос о том, станет ли АБА преемницей АКТ в перевозках по округу, был одним из главных в обсуждении будущего авиатранспортной отрасли РТ после катастрофы «Боинга». Ведь роль «лидировщика» в пилотной программе субсидирования перевозок в ПФО потребовала от авиаторов РТ немалых усилий. Один из признанных отраслевых специалистов — директор НЦ №19 ФГУП «ГосНИИ Гражданской авиации» Александр Фридлянд — рассказывал «БИЗНЕС Online»: «У авиакомпании «Татарстан» очень тяжелая роль, и максимум из того, что нужно в реальных условиях делать, они делают. Очень тяжелый для администрирования проект, очень большая политическая и социальная составляющая, а стартовые условия (по парку, например) на начальном этапе попросту отсутствовали. Компания прилагает колоссальные усилия, чтобы выполнить свою задачу. И сегодня можно сказать, что раз пассажиры летают на тех направлениях, которых раньше не было, значит опыт положительный, даже бесценный». В конце концов, специально под программу был взят в лизинг целый парк 9-местных самолетов — 15 Cessna Grand Caravan.

В минувшем сентябре гендиректор АКТ Аксан Гиниятуллин рассказывал «БИЗНЕС Online», что программа перевозок в ПФО пока себя не оправдала, но обязательно оправдает. И только за 4 месяца пассажиропоток в ПФО по сравнению с прошлым годом на исторических и новых маршрутах вырос вдвое: с 27 тыс. до 55 тыс. пассажиров. По данным минтранса РТ, по этой программе с 1 апреля 2013 года из аэропортов РТ выполнялись рейсы по 10 направлениям. К 18 декабря на прилет и вылет обслужены 25 тыс. пассажиров. В целом же по ПФО перевезены около 80 тыс. человек.

1.-Так-Цессны-для-полетов-в-ПФО-выглядят-сегодня....jpg
Так Cessna для полетов в ПФО выглядит сегодня (фото: mindortrans.tatarstan.ru)

Учитывая положительный результат, правительство РФ решило продолжать проект (соответствующее постановление было принято 17 декабря) в 2014 - 2016 годах. В среднем в год предполагается перевозить примерно 109 тыс. пассажиров. С 1 января из аэропортов РТ планируется выполнять авиарейсы по 8 субсидируемым направлениям: Киров — Казань (3 рейса в неделю), Казань — Оренбург (5), Казань — Пенза (5), Казань — Пермь (12), Казань — Самара (6), Казань — Саранск (3), Казань — Саратов (4), Нижнекамск — Нижний Новгород (3). Из маршрутной сетки исключены рейсы Казань — Нижний Новгород и Казань — Уфа: теперь пассажиропоток на них поднялся до 5 тыс. человек, а маршруты с таким показателем не субсидируются.

7 декабря ОАО «Ак Барс Аэро» подало в «Росавиацию» заявку на участие в конкурсе на выполнение перевозок в ПФО. И, по сути, не скрывалось, что АБА претендует на роль консолидатора. Претензии небеспочвенны: у компании солидный авиапарк из региональных и местных самолетов: 14 пятидесятиместных CRJ200 (15-я машина, по нашим данным, прибыла в Россию на днях) и 15 упомянутых Cessna Grand Caravan. Во-вторых, насколько можно понять, в АБА переходят и специалисты АКТ, занимавшиеся «раскруткой» программы. В-третьих, еще до объявления о федеральном проекте перевозок в ПФО АБА и АКТ (когда она вошла в холдинговую компанию «Ак Барс») разрабатывали свой аналогичный проект.

12 ПИЛОТОВ ОТПРАВЯТСЯ ЗА ОКЕАН

Сегодня генеральный директор ОАО «Ак Барс Аэро» Петр Трубаев рассказал «БИЗНЕС Online» об участии авиакомпании в конкурсе и ее ближайших планах.

— Петр Владимирович, в авиатранспортных кругах говорят о том, что компания «Ак Барс Аэро» назначена на роль консолидатора перевозок в ПФО вместо авиакомпании «Татарстан»...

— Пока об этом говорить рано. Конкурс состоялся, но его итоги еще не подведены — это сделают завтра на совещании в Москве.

— Какие еще компании участвовали в конкурсе?

— «РусЛайн», «Авиаменеджмент Групп» и «Оренбуржье».

— А «ЮТэйр», которая в рамках программы сделала немалый объем перевозок?

— К нашему удивлению, нет.

— Вышеперечисленные компании претендуют на роль консолидатора?

— Особо никто не претендует. Это участники. Но консолидатор будет в любом случае — это условие Росавиации и аппарата полномочного представителя президента России в ПФО. Ведь решать все вопросы с одной компанией более эффективно, чем со всеми.

— Для «Ак Барс Аэро» роль консолидатора желательна?

— Это придает компании определенный статус. Но и ответственности больше. Впрочем, мы ее не боимся.

— В этом году ваша компания участвовала в программе субсидирования авиаперевозок в ПФО?

— На самом первом этапе помогали авиакомпании «Татарстан» — выполнили несколько рейсов на Як-40 и CRJ200, перевезли 524 пассажиров. Но потом вышли из программы — появились другие задачи, более привлекательные маршруты, летний сезон наступил.

— Насколько известно, в новом сезоне маршрутов в ПФО будет меньше...

— Все правильно, стало понятно, какие-то направления востребованы, а какие-то — нет. То есть сейчас уже будем действовать более осмысленно.

— На каких самолетах будете выполнять программу?

— На 15-ти Cessna Grand Caravan. Пока этих машин достаточно — их-то надо еще раскатать. А самолеты CRJ200 предполагаем как резервный вариант и как замену Cessna после того, как загрузка на определенных маршрутах увеличится. И такие направления есть.

— Кстати, перекрашивать Cessna будете?

— Обязательно. Уже сделан дизайн, и две машины перекрашены. Но изменения несущественные — оформления, как на наших CRJ200, не будет. Ограничимся нанесением своего логотипа и названия компании. И днище перекрашиваем из зеленого в темно-синий цвет, а-то выхлопные газы делают его почти черным.

— Пилотов для выполнения программы хватает?

— Пилотов пока недостаточно. Работаем над этим. В январе две группы по 6 человек поедут переучиваться в США. Также придут 8 выпускников из Ульяновского летного училища — их тоже будем переучивать на Cessna: пусть начинают с такого типа самолетов — это правильный подход, от простого к сложному.

— Летчики авиакомпании «Татарстан» перейдут в «Ак Барс Аэро»?

— Да. Но будет отсев, мы видим, что он необходим. Есть, так скажем, кандидаты, которые к нам не перейдут.

— Как думаете, после всего произошедшего у пассажиров есть предубеждения к самолетам из Татарстана?

— Предубеждение — не думаю. Хотя негатив создан очень приличный, и придется долго над его устранением работать.