1.jpg

КФУ ДОЛЖЕН СТАТЬ УНИВЕРСИТЕТОМ, КОТОРЫЙ САМ ЗАРАБАТЫВАЕТ НА СВОЕ СОДЕРЖАНИЕ

«Нужно в полном объеме поменять модель нашего университета», — заявил вчера на встрече с прессой ректор КФУ Ильшат Гафуров. И пояснил:

— Сегодня обычная модель классических университетов в нашей стране — это учебное заведение. В то же время модель университетов западных и особенно американских — это научно-исследовательский центр. То есть университет — это научно-исследовательский центр, где одновременно еще и студентов готовят. А мы, наоборот, учебное заведение, которое параллельно занимается научной деятельностью. Но к 2020 году КФУ должен стать научно-исследовательским университетом с элементами предпринимательского университета, который готовит одновременно и студентов. От перестановки слагаемых, говорят, сумма не меняется, но здесь содержание и смысл задаются совершенно другие. Что такое предпринимательский университет? Это мы должны стать университетом, который сам может зарабатывать на свое текущее содержание.

О том, как живет сегодня Казанский университет, ясно из такой реплики Гафурова: «Единственное, что у нас сегодня стабильно происходит, это изменения».

ТОЛЬКО ИЗ ХОРОШЕЙ ГЛИНЫ МОЖНО СЛЕПИТЬ ХОРОШИЙ КУВШИН

Как напомнил ректор, 7 мая 2012 года вышел указ президента России об обеспечении вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов. А 25 октября нынешнего года КФУ успешно защитил «дорожную карту» по реализации программы повышения своей конкурентоспособности. В КФУ ее называют «программа 5-100-2020»

Планку Казанский университет задал себе чрезвычайно высокую. Так, к 2020 году в КФУ должны работать по мегагрантам более 50 ученых мирового уровня и 100 приглашенных исследователей высокого уровня, должно быть 5 тыс. (!) публикаций в год в базах Scopus и WoS, половина преподавателей и исследователей должны иметь опыт работы за рубежом, в КФУ должно быть 100 лабораторий мирового уровня, 250 образовательных программ, разработанных вместе с зарубежными партнерами, а 15% студентов должны быть иностранцами... «Талантливыми!» — подчеркнул ректор, напомнив, что «только из хорошей глины можно слепить хороший кувшин».

Пять приоритетных направлений, выбранных Казанским университетом, хорошо известны: 1) биомедицина и фармацевтика, 2) инфокоммуникационные и космические технологии, 3) нефтеразработка, нефтепереработка, нефтехимия, 4) перспективные материалы, 5) развитие общества, межкультурные коммуникации и современные образовательные технологии.

3.jpg

«КОГДА ХВАЛЯТ — ТО В ЦЕЛОМ ХОРОШИЙ УНИВЕРСИТЕТ, КОГДА ЧТО-ТО ПЛОХО — ВСЕГДА ВИНОВАТ РЕКТОР»

«Время перемен» в Казанском университете настолько ярко выражено, что за ним внимательно наблюдают и пресса, и выпускники, и власти...

— Нас после принятия «дорожной карты» иногда критиковали, особенно в Facebook, в интернете... Когда хвалят — то в целом хороший университет, когда что-то плохо — всегда виноват ректор. Ну, это традиционно, нормальное явление, — заметил Гафуров.

А критикуют КФУ, например, за «разбалансировку»:

— Что у нас гуманитарная составляющая куда-то уходит, никто ее не финансирует. Может быть, сложилось такое впечатление из-за того, что любой исследовательский университет прежде всего славится своим естественно-научным блоком. Это первое. Второе — естественно-научный блок находился инфраструктурно не в очень хорошем состоянии — и кампусы, и лабораторные комплексы. И по программе развития мы получали возможность приобрести оборудование, но не имели возможности расходовать программные средства на реконструкцию. Поэтому мы вплотную работали с попечительским советом и всегда акцентировали внимание наших попечителей на этой компоненте. Может, поэтому сложилось такое общее мнение, что вот естественно-научный блок развивается, а гуманитариев забывают. Это далеко не так. Поскольку сегодня основной гуманитарный блок размещается в кампусах, которые ранее принадлежали Татарскому гуманитарному университету, эти здания были построены совсем недавно, в отличие от тех, что имел Казанский госуниверситет. Тем не менее в течение года все работы по естественно-научному блоку будут завершены. Хотя сказать, что в полном объеме, не могу — это первый этап, то есть мы как-то более-менее приведем в порядок. И оснащение действительно дорогостоящим оборудованием происходило именно в этом блоке. И это нам помогло, еще раз хочу акцентировать на этом внимание, попасть в проект по глобальной конкурентоспособности...

АСТРОПАРК ЗАВЕРШАТ В ТЕЧЕНИЕ ДВУХ ЛЕТ

Неожиданный поворот получила на встрече с ректором жгучая тема утечки мозгов. Для западных университетов очень важны исследователи. «Куда бы мы ни поехали, — сказал ректор, — всегда задается вопрос: у нас не хватает людей, у нас есть оборудование, у нас нет людей, дайте нам людей. Но мы же не поставщики рабов по всему миру! У нас сегодня люди тоже востребованы. И уровень оплаты труда у нас достаточный для того, чтобы конкурировать с нашими партнерами».

Сегодня в КФУ минимальная, базовая зарплата профессора — 40 тыс. рублей. А дальше — пожалуйста, участвуй в грантах, хоздоговорах, переподготовке кадров... В итоге, по словам ректора, зарплата может быть и в два, и в пять раз больше основной.

Гафуров сообщил приятную новость по приоритетному направлению «биомедицина и фармацевтика»: «С первого сентября у нас данное приоритетное направление будет иметь отдельный кампус, Институт фундаментальной медицины и биологии будет одним из самых хороших кампусов в составе университета». И еще один новогодний подарок КФУ — планетарий. Вообще-то, его «полурабочее» открытие состоялось еще летом, но не хватало нужных документов. А сегодня, сообщил Гафуров, «все необходимые документы с экспертными заключениями собраны». Так что планетарию дан старт:

— Это уникальный объект не только для нашего университета, но и в целом для системы образования Российской Федерации, поскольку это единственный в составе университета планетарий. Больше ни один университет, в том числе и Московский государственный, планетария не имеют... Я думаю, все, что мы наметили в этом астропарке, мы завершим в течение ближайших 2,5, может быть, 3 лет. Там будет уникальное место, фишка, которая пока в полном объеме не проявилась...

2.jpg

НИКТО НЕ СТАВИТ ЗАДАЧУ СНИЗИТЬ СТАТУС ЖУРНАЛИСТИКИ

От корреспондента «БИЗНЕС Online» ректору был вопрос о журфаке, точнее, о его отсутствии в Казанском университете. Если для МГУ журфак — гордость, то в КФУ подготовку журналистов планируют фактически разбросать по разным институтам. Еще в начале встречи Ильшат Рафкатович сам заговорил о подготовке журналистов в КФУ:

— Мы хотим, чтобы было четко и понятно, чтобы четыре года люди тратили не только для того, чтобы получить какие-то базовые теоретические знания... Когда в прессе иногда слышится, что журфак превращается во что-то такое, — мы никуда ничего не превращаем пока, не закрываем и не открываем. Мы создаем условия для того, чтобы на старших курсах все могли выбрать себе специализацию...

Гафуров также сказал:

— Если говорить о журналистике, никто не ставит задачу каким-то образом ущемить их права, либо снизить статус... Другая задача стоит. Это ответ на вызов, когда нам говорят: вы не тех готовите...

Университет планирует, сообщил Гафуров, привлечь для проведения в КФУ мастер-классов известных российских журналистов-практиков:

— Что нам нужно делать для того, чтобы наши выпускники были востребованы, чтобы нам не нужно было искать людей для работы в своих же средствах массовой информации, университетских? Понимаете, ситуация какая: мы сегодня работаем с сайтом, у нас есть кафедра, она готовит специалистов, которые могут это делать, но они не могут сделать свой сайт. Но это же неправильно... Мы говорим: ребята, вы посмотрите в зеркало! Если мы говорим об электронных ресурсах, то почему на раскрутку телевидения я должен приглашать человека со стороны?.. Почему на университетском телевидении не работают преподаватели нашего журфака?..

Защищая идею превращения журфака всего лишь в отделение института филологии, ректор заметил, что отделение в составе института и факультет – это почти одно и то же. И вообще, «мы должны научить, чтобы общекультурное развитие было... Во-первых писать должны правильно, по-русски должны нормально научиться писать, без ошибок».

Грамотно писать, конечно, надо. Но все-таки главное, может быть, — чтобы журналист умел думать, анализировать, делать выводы. Чтобы был человеком, свободно и смело мыслящим. Чтобы понимал, уж извините, свою миссию. А для этого должна быть, как в МГУ, особая атмосфера на журфаке. И во всем университете, к слову, тоже.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЛЯ ТАТАРСТАНА

Ректор также ответил на вопрос «БИЗНЕС Online» о бюджете КФУ на будущий год. Прогнозируемый бюджет, а он складывается и из тех грантов, которые университет намерен выиграть (конкурсы объявили только в конце года), ожидается на уровне 7,5 - 8,5 млрд. рублей, то есть не меньшим, чем в 2013 году.

Еще один вопрос от нашего издания был о «Стратегии социально-экономического развития Татарстана до 2030 года». Над ней сегодня работают эксперты санкт-петербургского исследовательского Леонтьевского центра. А почему бы Казанскому университету, в котором собрался цвет профессуры, элита общества, не сделать альтернативную программу?

— У нас есть свое видение. И мы специально создали год назад Институт территориального управления, — сказал ректор. — В миссию данного структурного подразделения будет входить, в том числе, и определение направлений развития. Мы сегодня работаем с рядом территорий внутри нашей республики... А Леонтьевский центр ненамного от нас ушел — директор института профессор Багаутдинова и я тоже являемся экспертами Леонтьевского центра... Так, наверное, традиционно сложилось, дело привычки (что стратегию формируют специалисты со стороны — авт.). Может быть, у них больше опыта. Может быть, мы 2,5 - 3 года потратили, по сути, на формирование самого университета. Даже как выстраивать структуру университета, сегодня готовых рецептов нет. Их просто нет, по той простой причине, что нет ни у кого такого опыта. И наш опыт берут за основу самые крупные образования, ведь слияние произошло именно у нас... Сегодня мы готовим специалистов по 21 укрупненной специальности, а вообще у нас 398 направлений подготовки: начиная с учителей физкультуры и заканчивая физиками.

БУДЕТ СДЕЛАН СОВЕРШЕННО ГИГАНТСКИЙ ПРОРЫВ В ОБЛАСТИ КВАНТОВОЙ ПАМЯТИ

Вот физикам и был следующий вопрос «БИЗНЕС Online»: каких можно ждать прорывных открытий в физике? Поскольку ректор на встречу с прессой пришел с мощной командой поддержки, с проректорами и директорами институтов, то этот вопрос он переадресовал профессору, доктору физмат наук, заместителю директора Института физики КФУ, руководителю приоритетного направления КФУ «перспективные материалы» Дмитрию Таюрскому. Он рассказал:

— В мировой физике в ближайшие годы — точно год не могу назвать — будет сделан совершенно гигантский прорыв в области квантовой памяти. То, что сейчас у всех на слуху. Но это не означает, что будет квантовая телепортация — прямо так вот, из одного места в другое. Это модные слова, но их надо очень глубоко понимать. В этом направлении очень интенсивно работают и у нас в Казанском университете. Самое главное — известно, что надо сделать, но неизвестен материал. Поиски материалов, которые могли бы осуществить квантовую память, — это и будет одно из самых интригующих открытий. До квантового компьютера еще очень далеко... Но обязательно будет революционное открытие в области квантовых технологий. И квантовый компьютер — это очень маленькая их часть. Сегодня материалы, которые создаются на базе квантовых технологий, демонстрируют удивительные свойства. Я приведу только один маленький пример — сверхпроводники. Невозможно с точки зрения классической физики объяснить и понять, что такое сверхпроводник... Но сейчас во всем мире идет гонка, чтобы сделать высокотемпературный сверхпроводник...

Дмитрий Альбертович не сказал, но если мы получим такой сверхпроводник, то чудо левитации превратится в реальность. На нашей планете наступит новая эра... Бог в помощь, господа физики!