Фарид Мухаметшин — председатель Госсовета РТ:

— Помню, как встречал 1990 год. Я тогда работал министром торговли Татарстана и освободился только 31 декабря. Я находился в Казани, но отмечать поехал к жене, которая в то время еще жила в Альметьевске. Сын и дочь были со мной, они учились тут, жили в общежитии профсоюзов. Мы выехали около 14:00, быстро уже темнело. По дороге в Альметьевск нас застал страшный буран. И мы улетели в кювет, застряли. Но все обошлось, нашу машину вытащили попутные «КАМАЗы». Домой мы приехали к 23:00. Правда, жена страшно переволновалась — тогда ведь не было сотовых телефонов. И с машиной тоже все нормально, после того, как нас вытащили, мы на ней и доехали. Вот такое было.

Евгений Богачев — председатель Национального банка РТ:

— Новый год я отмечаю у себя дома, в Боровом Матюшино. Сначала дома, а через полчаса мы выходим на улицу, накрываем большой стол, ставим шатер, пускаем салют. В этом году только, если разрешат, конечно. Снегурочек мы не приглашаем — у нас свои, домашние Снегурочки.

Так отмечать Новый год для нас уже традиция на протяжении 10 - 12 лет. У нас там целый дачный коллектив — Шаймиев, Пахомов, Мухаметшин, Нагуманов и так далее. Приходит много гостей вместе с детьми.

Традиционное новогоднее блюдо, конечно, есть. Его организовываю я, и это — украинское сало. На столы мы ставим то, что не замерзает. Так что шампанского на столе мало. Сначала пьем его, а потом то, что не замерзает. И сало — всегда на столе. Это русские едят сало с хлебом, а украинцы говорят — мне бы кусочек сала, да с салом.

Айрат Хайруллин — первый заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам:

— На Новый год я обычно уезжаю из Казани. Это правило появилось очень давно, году, наверное, в 95-м. Мы уезжаем в новогоднее путешествие и даем отдохнуть нашим близким от нас. Мы ведь и так достаем их целый год.

Мы стараемся каждый раз отдыхать в разных местах — земной шар огромный. Место отдыха выбирают, как правило, жена и дети. Поэтому я, можно сказать, еду всего лишь как пассажир и даже не знаю, что будет происходить после. Так что в Новый год мы будем далеко отсюда. При этом, конечно, мы всегда будем на связи, будем поздравлять близких с праздником.

Пользуясь случаем, я поздравляю читателей «БИЗНЕС Online». Желаю, чтобы все ваши мечты и пожелания сбылись. Новый год с детства ассоциируется с чудесами, поэтому желаю, чтобы все ваши мечты сбылись.

Айрат Шафигуллин — министр труда, занятости и социальной защиты РТ:

— Отмечать праздник буду дома. У нас традиция — отмечать Новый год дома, в узком кругу. Желаю для всех нас, чтобы 2014 год был позитивным, чтобы негатива было как можно меньше. Надеюсь, что у всех и все будет хорошо.

Ильшат Гафуров — ректор КФУ:

— Как и всегда, этот Новый год я буду отмечать в кругу семьи. Стараемся мы отмечать праздник либо у нас, либо у родителей, но обязательно с приглашением всех родственников. Для меня это традиция, как и бэлеш на новогоднем столу. В детстве его готовила мама, а сейчас мы печем его со своей семьей.

Тимур Ахмеров — генеральный директор компании «БАРС Групп»:

— Обычно я стараюсь проводить новогоднюю ночь в кругу семьи и самых близких друзей. Но 7 лет назад я нарушил это правило и вместе с женой встретил Новый год на Красной площади в Москве. Не было оливье, запаха мандаринов и всего, к чему мы привыкли. Зато была длинная очередь при прохождении через металлоискатель, полная площадь народа, и при этом у всех было ощущение настоящего праздника. Наверное, это самый необычный Новый год в моей жизни.

Ожидания от предстоящего 2014 года только самые положительные. А сбудутся они или нет, это уже зависит от моих собственных усилий и усилий моей команды.

Читателям «БИЗНЕС Online» я желаю получать удовольствие от своей работы и целенаправленно, шаг за шагом строить свое дело. Тому, кто занят своим делом, жизнь приносит больше приятных сюрпризов, и простые человеческие радости любви, дружбы, отдыха приносят намного больше счастья.

Наталья Таркаева — помощник министра экономики РТ:

— Новый год я буду отмечать традиционно — дома с семьей. Так у нас принято всегда, это семейный праздник. Мы готовим традиционные блюда для этого праздника: определенные салаты, молочный суп с морепродуктами. Рецепт этого блюда когда-то давно привез мой папа из Америки, и с тех пор мы его всегда готовим на Новый год.

Я сама по себе не очень склонна к экстриму, и мне трудно вспомнить какую-то необычную историю, связанную с Новым годом. Хотя работа на госслужбе не предполагает, чтобы мы спокойно ушли на каникулы и вернулись 9 числа. У нас 31 декабря получается полноценным рабочим днем, возвращаться приходится довольно поздно, там уже не до экстрима. Нынешние законодатели неправы, что сделали 31 число рабочим днем. Это просто преступление какое-то!

Я очень позитивно смотрю в 2014 год и искренне надеюсь, что будет сбывать все только хорошее. Я бы пожелал всем здоровья, счастья обязательно и, пожалуй, еще удачи. Удача — это очень важно.

Сария Сабурская — уполномоченный по правам человека в РТ:

— У нас большая семья, много детей, и каждый раз Новый год мы встречаем все вместе в Зеленодольске. Наше традиционное новогоднее блюдо — манты. В нашей семье все их очень любят. Мы готовим их из гуся, мелко рубим мясо, добавляем картофель, и манты получаются очень сочными.

Каких-то экстремальных, необычных Новогодних праздников у меня не было. Разве что в том время, когда я работала в Зеленодольском районе заместителем главы администрации, мы тогда организовывали праздник для всего города. Тогда мы едва успевали приходить домой и садиться за праздничный стол — было очень много работы.

Каждый раз от Нового года я жду чудес и надеюсь прежде всего, чтобы моя семья приумножалась, чтобы все были здоровы. Я очень хочу, чтобы мои дети были счастливы, мои близкие были здоровы, а на работе все ладилось.

Читателям «БИЗНЕС Online» я желаю быть добрее. Я практически ежедневно читаю вашу газету, потому что все последние и горячие новости появляются именно у вас. И вот после каждого прочтенного мною материала я прочитываю комментарии, и порой они очень негативные. Все-таки на жизнь нужно смотреть добрее.

Ильдус Янышев — директор по связям с госорганами и международными организациями компании «Дельта»:

Я привык отмечать Новый год с Дедом Морозом, со снегом. После Таиланда, где всего этого нет, где какие-то рисованные елочки, я принял твердое решение отмечать Новый год всегда в России, всегда дома. Новый год нужно отмечать с семьей, на той земле, на которой ты родился, в той культурной, я бы даже сказал, в той кулинарной среде. В Китае, на Балканах, в Европе не придают такого значения этому празднику, как у нас. У них отсутствуют телевизионные новогодние передачи, нет той ауры, нет снега.

У нас уже 17 лет есть такая традиция — каждый год накануне праздника мы выезжаем на Голубое озеро. Там мы надеваем акваланги, берем наряженную елку, бутылочку шампанского, погружаемся на 18-метровую глубину, привязываем елку к коряге. Затем там, на глубине, открываем шампанское и каждый делает по глотку. Елку мы оставляем на дне озера до лета, когда возвращаемся и отвязываем ее.

У меня большой опыт таких погружений, поэтому сейчас все проходит спокойно. Единственный дискомфорт — это погружение и выход из воды, пока переодеваешься, волосы на голове замерзают и превращаются в лед. Но горячий чай и посещение бани приводит все в норму.

Я патологический оптимист, даже независимо от того, как будут происходить события в мире, мое состояние всегда будет оптимально позитивным. И главное, чтобы в наступающем году я был просто здоров, остальное не имеет никакого значения. Никакие экономические, политические процессы не смогут убить во мне радость бытия и радость жизни.

Читателям «БИЗНЕС Online» я желаю быть патриотичными, любить свою родину, любить своих близких. Также я желаю всем быть здоровыми и не только верить в лучшее, но и делать все лучшее каждый день своими поступками.

Рафгат Алтынбаев — экс-мэр Набережных Челнов:

— Новый год я практически всегда встречаю в кругу своей семьи в Челнах — с дочерями, с внучками. Или у одной дочери, или у другой дочери, или на даче, но только в семье. Это уже нашей традицией стало, чтобы никаких лишних людей, только свои. Всех знакомых, друзей мы поздравляем заранее, небольшие подарочки делаем, и на этом все завершается. Новый год — семейный праздник, и как-то экстремально встречать его мне не приходилось. Бывало, конечно, что за 15 минут до Нового года появлялся, но чтобы встретить его в дороге или опоздать к бою курантов, такого никогда у меня не было.

Главным блюдом, безусловно, будет гусь. Он давно уже стал украшением новогоднего стола не только у нас в Татарстане и Башкортостане, но и в других регионах. И потом, я все-таки охотник, думаю, что ножка какой-нибудь дичи, кабана, например, будет на столе обязательно.

Когда я работал мэром, то семье-то я практически и не принадлежал — больше занимался городом и много делал для того, чтобы украсить город к Новому году и создать праздничную атмосферу. Обычно 20 декабря зажигал главную елку. Она была одной из самых лучших елок в России. У нас покупала ее потом вся Сибирь — и Сургут, и Тюмень, и другие города. Я думаю, челнинская елка и сегодня лучшая в России — и по высоте, и с точки зрения праздничной культурной программы.

Мне лично запомнился Новый год, когда я в Челнах сделал первое в России лазерное шоу. Это, конечно, было незабываемое шоу, которое добавило городу некую новую знаковость. У каждого города она ведь своя, где-то это кремль, где-то прекрасная река. А у нас елка стала неким символом города. Например, в один год мы 1,1 тысячи елок поставили на крыши домов. Ровно столько многоквартирных домов тогда было в Челнах. Было очень красиво. У нас только около 50 километров всякого освещения было на улицах на домах. И когда в город приехал Виктор Черномырдин с Минтимером Шариповичем, и мы заехали в город со стороны Елабуги, Черномырдин, посмотрев на эту красоту, сказал: «Рафгат Закиевич, неужели такое можно сделать в России?» Я говорю: «Ну, если Татарстан в России, а мы в Татарстане, значит это Россия». Эти праздники мне почему-то особо запомнились.

Игорь Привалов — глава Менделеевского муниципального района

— Новый год я многие-многие годы отмечаю дома и эту семейную традицию нарушать не хочу. Дети наши сейчас подросли и тоже стремятся собраться с нами перед Новым годом за праздничным столом с традиционным гусем и бокалом шампанского.

Экстремально отмеченного Нового года я что-то и припомнить не могу. Он всегда проходил ровно, спокойно, радостно, в кругу семьи, друзей и близких. Мы часто приглашаем к себе домой на этот праздник друзей, дети приглашают своих друзей, и мы очень интересно его отмечаем. Дедушка у нас наряжается Дедом Морозом и раздает из большого мешка подарки. Но подарки просто так не достаются. Деду Морозу обязательно нужно рассказать какой-то стишок или спеть песенку, или что-то исполнить, только после этого получаешь свой подарок. Затем традиционный бокал шампанского во время боя курантов, слушаем речь президента, одеваемся, выходим на улицу и запускаем фейерверки. Этой традиции уже много-много лет. Весь поселок практически выходит на улицу, все безопасно расставляем и запускаем салют.

Ренат Ибрагимов — певец, народный артист РСФСР и Татарской АССР:

— Вроде ничего необычного, связанного с Новым годом, у меня не было. Всегда или дома, или на мероприятии. В этом году буду дома с семьей. Обычно готовим национальные татарские блюда. Бабушка у нас тут делает беляши, шурпу... Иногда запускаем фейерверки, но обычно вокруг нас столько фейерверков запускают, что можно просто стоять и смотреть. А два года назад пришлось на Красной площади на Васильевском спуске выступать, домой приехал уже в первом часу ночи.

Файруза Мустафина — ректор Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов, депутат Госсовета РТ:

— Прошлый год мы отмечали в гостях у своих родных, в этом году планируем пригласить их к себе. Но и они нас тоже приглашают, и пока точно не определились.

В гороскопе сказано, что этот Новый год нужно встречать с друзьями, в шумной компании и обязательно очень много плясать. Я хочу постараться последовать этому совету для того, чтобы в 2014 году было все нормально. Мы обязательно сделаем побольше игр, побольше танцев.

Главное блюдо на новогоднем столе у нас манты. Потому что их можно заранее приготовить и 31 декабря, ближе к полуночи, поставить готовиться. А гусем нужно заниматься целый день, поэтому гусь у нас на столе в выходные дни после Нового года.

Экстремальными для меня были празднования Нового года все 21 год, что я работала в администрации города. Мы всегда 31 декабря до последней минуты находились на городской елке в качестве организаторов. Потом бежали домой, отмечали Новый год и опять бежать на городскую елку, потому что до 4 часов утра там была программа. Все эти годы, пока я не перешла на работу в пединститут, все они были экстремальными. В институте, слава Богу, такого эстрима уже нет.

Тимур Нагуманов — уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей:

— 31 декабря я буду на работе, а затем отправлюсь домой. Новый год будем справлять всей семьей и с друзьями. В первую очередь это будет праздник для детей, все устраивается для них. Никаких массовых, больших мероприятий не планируем. На работу придется выйти достаточно рано, числа 4-го.

Экстремально Новый год я встречал, когда был более молодым, когда еще у меня не было детей. Один раз даже встретил Новый год в лесу, в палатке.

Как обычно, перед встречей Нового года люди подводят итоги и делают какие-то планы на будущее. Все, к сожалению, 2013 год не дает особых поводов для оптимизма, поэтому в следующем году нужно будет много работать. Если мы будем также слаженно и организованно трудиться, как во время Универсиады, то, я думаю, все у нас получится.

Андрей Князев — генеральный директор «КАПО-Композит»:

— В Новый год я собираюсь, наконец-то, отдохнуть, уйти в отпуск. Это чисто семейный праздник, и, как правило, мы отмечаем его дома. Однако в этот раз мы поедем за границу, будем кататься на горных лыжах. Поэтому предполагаю, что в этот раз будет несколько экстремальный Новый год.

В 2014 год я смотрю скорее с оптимизмом. Ожидаю новых возможностей, новых заказов, новой интересной работы и новых интересных задач, которые нам предстоит решать.

Радик Хасанов — генеральный директор ОАО «ПО «Завод имени Серго»:

— Новый год мы проводим только дома и только с семьей. Угощениями, которые будут на столах, заведует моя супруга. Она готовит много фирменных блюд, очень интересных. Я, правда, не знаю, как они называются, но они очень вкусные. Еще когда мы не были женаты, когда просто дружили, она уже тогда угощала меня ими. А женаты мы 35 лет. Так что каждый год в этот праздник она их готовит.

Недавно моя дочь подарила мне еще одного внука. Так что у нас сложился хороший мужской коллектив, ведь у меня теперь четыре внука.

Забавный случай, я помню, приключился в 75-м году, мы встречали его еще будучи студентами. В магазинах тогда особо ничего не было. Мы хотели сделать лапшу— взяли муку, налили воды, но приготовить ее так и не смогли. В тот же день в третьем общежитии КАИ мы решили пожарить картошку, а картошки не хватило. Один друг был чуть старше нас, и вот он приносит дополнительную сковороду. А за ним заходит наш товарищ по комнате и говорит: «Ребята, у нас картошку украли, а сковороду нам оставили». Мы перепугались тогда.

Дина Гарипова — победительница шоу «Голос-2012»:

— Новый год я буду отмечать с семьей, как, в принципе, я и делаю практически каждый год. Особых каких-то блюд у нас нет — мы любим разнообразие и поэтому каждый раз, наверное, за неделю до Нового года мы начинаем обдумывать праздничное меню, придумывать, искать какие-то новые блюда или вспоминать что-то, что уже давно не готовили. Обычно мы готовим все вместе, но пока мы еще не определились, у кого и какие будут обязанности, поскольку я сейчас в Москве, работа еще не закончилась. Так что пока я не знаю, что будут готовить в этом году.

Для меня самый необычный Новый год, самый сказочный, это прошлый год. Потому что в преддверии праздника, 29 декабря, был финал телепроекта «Голос», который изменил всю мою жизнь. И я приехала домой как раз 31 декабря, меня встречали около стелы у въезда в Зеленодольск с песнями, шарами, плакатами все друзья и знакомые. Тот Новый год я, конечно, не забуду никогда.

Я бы пожелала и читателям, и сотрудникам «БИЗНЕС Online», чтобы все мечты сбывались и чтобы уходящий год стал хорошей опорой и хорошим дополнением тому, что будет дальше. Чтобы в Новом году были новые успехи и, конечно, чтобы в ваших жизнях было больше сказки и вы продолжали верить в то, что все получится.

Андрей Фурсов — историк и публицист (Москва):

— Новый год традиционно встречаю дома, причем очень часто сплю. Запомнилась встреча 1977 года. 31 декабря на земле не было ни снежинки. А 1 января в 7 утра встаю — идут крупные хлопья снега. И до середины дня 1 января 1977 года вся земля была укутана снегом. Вот такой новогодний подарок.

Ильдар Утямышев — предводитель московского меджилиса татарских мурз (татарского дворянского собрания):

— Мы всегда традиционно дома празднуем, проводим в кругу семьи, у меня мать уже пожилая. На столе у нас в основном тоже все традиционно: закуски, шампанское, какие-то горячительные напитки, делаем иногда пироги, иногда плов, жарим курицу. Ни одного необычного празднования у меня не было. Всегда на Новый год стараюсь быть в Москве.

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации (Москва):

— Самое необычное празднование Нового года в моей жизни — это, наверное, 1995 год. Мы встречали его в так называемом доме Шаляпина на Остоженке. Это была заброшенная трущоба, просто руина, где очень странные люди устроили дискотеку. Если бы это было сегодня, то это была бы руина, заселенная гастарбайтерами. Тогда гастарбайтеров еще не было, поэтому руина была пустая. Я туда ехал, мы с друзьями встретили Новый год на остановке автобуса, ожидая его. Танцевали там до утра. Наверное, это был самый необычный Новый год. А в этом году поеду кататься на лыжах.

Равиль Ахметшин — полномочный представитель Республики Татарстан в РФ:

— Я дольше двух часов Новый год не встречаю — посмотрел ночные передачи и спать лег. В молодости я занимался спортом, не пил, тренировался — был хороший спартанский режим. Поэтому я этот молодежный период суперкайфа фактически пропустил.