Газета «БИЗНЕС Online» продолжает серию публикаций, в которых топ-менеджмент ведущих компаний РТ подводит итоги 2013 года. Сегодня мы представляем взгляд на экономические события ушедшего года представителей телекоммуникационного сектора, банковского бизнеса, торговли, автобизнеса, а также пищевого производства.
Напомним, что представителям бизнеса было предложено ответить на три следующих вопроса:
- Какое событие для вашей компании было главным в 2013 году? Чем запомнился год в целом?
- Каковы планы вашей компании на 2014 год? Чего опасаетесь и на что надеетесь?
- Что ждет, на ваш взгляд, в 2014 году вашу отрасль, республику, страну?
Максим Горностаев — директор филиала ОАО «Ростелеком» в Республике Татарстан:
1. Главным событием 2013 года для нашей компанией стало завершение второго этапа реорганизации, в рамках которой 1 октября ЗАО «Телесет» и ОАО «ТНПКО» присоединились к ОАО «Ростелеком». «Ростелеком» стал полным правопреемником татарстанских компаний. И если раньше жители республики порой путали, абонентами какой компании они являются — «Телесета», ТНПКО или «Ростелекома», то сейчас они в полной мере чувствует себя клиентами большой федеральной компании и получают реальные выгоды от консолидации, появления новых инновационных услуг.
В марте 2013 года в Татарстане мы запустили мобильную связь третьего поколения 3G+. Спустя три месяца мы зарегистрировали четырехкратный рост интернет-трафика, а в ноябре мы установили, что за 7 месяцев наши пользователи в Республике Татарстан, Нижегородской, Оренбургской, Ульяновской, Саратовской, Пензенской областях скачали петабайт (1000 терабайт) данных в сети 3G+. Столь бурный рост трафика говорит о правильности выбранного нами пути развития.
Одним из приоритетных направлений в работе нашей компании является повышение качества сервиса и эффективности обратной связи с абонентами. В феврале мы внедрили новый online-сервис поддержки клиентов, который позволил обеспечить еще более высокие стандарты обслуживания клиентов.
Другой приятной новостью для наших абонентов стало включение Татарстана во всероссийскую программу лояльности «Ростелекома» «Золотая лихорадка». В рамках этой программы абонентам, подключенным к сети нашей компании, начисляются баллы за пользование услугами, которые можно обменять на скидки на услуги связи, либо продолжать их накапливать в борьбе за суперприз программы — поездку на Олимпийские игры 2014 года в Сочи. Совсем недавно, 21 декабря, мы определили счастливого обладателя билетов в Сочи. Им стал казанец Дмитрий Ключников, набравший наибольшее количество баллов.
2013 стал годом расширения возможностей и для наших корпоративных клиентов. «Ростелеком» начал одним из первых в Татарстане предоставлять «облачные» SaaS-услуги (Software as a Service — предоставление программных продуктов в качестве услуги) для малого и среднего бизнеса. Сейчас клиентам предоставляются SaaS-услуги «Виртуальный офис на базе продуктов Microsoft, «Битрикс24 — Корпоративный портал», «Управление складом «Мой склад», «Управление взаимоотношениями с клиентами», «Приложения 1C», виртуальный ЦОД. Облачные услуги дают возможность частным компаниям и госструктурам существенно снизить разовые затраты на организацию инфраструктуры, а затраты на эксплуатацию сократить практически в три раза.
В течение года мы заключили контракты по подключению к государственной информационной системе государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) со всеми банками, головные офисы которых находятся в Татарстане. Внедрение данной системы упростит процедуру оплаты государственных и муниципальных услуг и сделает ее комфортной и доступной для всех пользователей.
2. Уже в январе мы планируем запустить новую платформу интерактивного ТV, существенным преимуществом которого является широкий спектр дополнительных интерактивных сервисов. Татарстанский телезритель сможет записывать телеэфир (до трех каналов одновременно), ставить трансляцию на паузу, пользоваться функцией перемотки, заказывать видео на прокат (VOD), устанавливать «родительский контроль». В продукте предусмотрена интеграция с социальными сетями, которая позволяет одним нажатием кнопки оценить понравившийся фильм или телепрограмму, а также поделиться с друзьями своими впечатлениями о просмотре.
В 2014 году мы не остановимся в развитии мобильной связи третьего поколения в двух городах Татарстана (Казань и Набережные Челны) и пойдем дальше — в Альметьевск, Нижнекамск, Елабугу, Зеленодольск. Напомним, что дальнейшее развитие нашей сети 3G+ признал необходимым президент Республики Татарстан Рустам Минниханов во время встречи с вице-президентом — директором макрорегионального филиала «Волга» ОАО «Ростелеком» Дмитрием Проскурой в мае 2013 года.
В целом в новом году, согласно общей стратегии развития компании, приоритет будет отдан развитию платного телевидения и производству телеконтента, а также ускоренному развитию ШПД в интернет, для чего планируется ускорить замену медных каналов связи на оптические.
3. С каждым днем мы становимся все ближе к одному из самых значимых и торжественных событий нашей страны — XXII зимним Олимпийским играм 2014 года в городе Сочи. «Ростелеком» построил мощнейшую телекоммуникационную инфраструктуру, необходимую для проведения Игр и обеспечения телетрансляций, а также предоставления самых современных телекоммуникационных услуг организаторам, участникам и гостям Олимпиады. Уверены, что наши спортсмены уверенно выступят на Играх и как минимум попадут в тройку сильнейших в общем зачете. Будем болеть за Россию!
Ильдус Мингазетдинов — председатель совета директоров Татфондбанка:
Ильдус Мингазетдинов |
1. По итогам года мы достигли ключевых показателей, утвержденных в стратегии развития Татфондбанка. Конечно, макроэкономические факторы и тенденции на банковском рынке отразились и на нашем банке, в частности, темпы кредитования оказались несколько ниже, чем в прошлом году, но они соответствуют запланированным цифрам. При этом в целом мы считаем достигнутые банком результаты оптимальными.
В 2013 году мы продолжили реализацию среднесрочной стратегии развития банка, утвержденной советом директоров на период 2013 - 2015 годов. Среди ключевых направлений развития рост розничного бизнеса и кредитование малого и среднего предпринимательства.
На мой взгляд, главным событием для нас стало то, что в текущем году Татфондбанк взял курс на федеральное развитие. Это выражается в значительном росте активов и открытии офисов банка в экономически развитых регионах России. В этом году мы впервые вошли в Топ-50 российских банков по сумме чистых активов, открыли офисы в Башкортостане, Санкт-Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге, Нижегородской и Саратовской областях. На сегодня региональная сеть банка включает в себя 118 офисов.
За этот год мы выросли по всем основным банковским показателям: активы увеличились до 127 миллиардов рублей, кредитный портфель превысил 81 миллиард рублей, объем вкладов населения превысил 45 миллиардов рублей.
В розничном бизнесе особое внимание в этом году мы уделяли развитию IT-инфраструктуры: модернизированы многие бизнес-процессы, количество пользователей интернет-банка превысило 100 тысяч человек, наш интернет-банк вошел в Топ-30 самых функциональных в России.
В корпоративном бизнесе ключевой акцент мы сделали на предоставление комплекса финансовых услуг юридическим лицам: внедрили новые продукты, открыли в Казани центр обслуживания юридических лиц.
В качестве общественного признания банк получил две награды: стал лауреатом премии «Банковское дело» в номинации «Наиболее динамично развивающийся банк» и премии за поддержку малого и среднего бизнеса в России.
Среди знаковых событий для банка в 2013 году также запуск проекта по развитию портала Hermitage Line о культуре и искусстве, который реализуется в партнерстве с государственным Эрмитажем.
2. В 2014 году мы продолжим реализацию утвержденной стратегии развития Татфондбанка. Среди приоритетных направлений по-прежнему останется развитие розницы (прежде всего премиальных сервисов для VIP-клиентов) и предоставление услуг малому и среднему бизнесу, развитие региональной сети и IT-инфраструктуры банка. В банке сформирована сильная и амбициозная команда, которая сможет реализовать намеченные планы.
3. Что касается банковской системы в целом, то 2013 году большинство банков в связи с ситуацией в экономике вынуждены были внести коррективы в свои планы по росту активов, кредитного портфеля, депозитной базы. Конечно, усиление непростой экономической ситуации в мире не стало неожиданностью для банков. Поэтому уже на этапе планирования часто ставятся наиболее амбициозные задачи.
В наступающем 2014 году, на мой взгляд, возможны дальнейшие меры государства по сокращению финансовых рисков для населения страны: сокращение количества небольших кредитных организаций, не выполняющих требования ЦБ РФ, ужесточение требований к кредитной политике банков.
В целом эти меры будут способствовать улучшению качества банковской системы и финансовых услуг для населения, будет происходить усиление конкуренции между банками. Кроме того, произойдет усиление позиций банков с государственным участием, обладающих высоким уровнем надежности. Среди таких банков и Татфондбанк, ключевым акционером которого является правительство Татарстана.
Леонид Барышев — ЗАО «Эссен Продакшн АГ»:
Леонид Барышев |
1. 2013 год — новая веха в истории «Эссен Продакшн АГ». Нам исполнилось 15 лет. И юбилейный год стал знаковым для нас — мы подошли к заветной цифре в 1 миллиард долларов оборота по группе «Эссен». За последние пять лет мы удвоили оборот более чем вдвое. А рост за 15 лет с трудом поддается оценке: в 1998 году, когда мы запустили первое производство, у нас вообще ничего не было, кроме долгов.
Одним из главных событий прошедшего года для «Эссен Продакшн АГ» стал, несомненно, грандиозный запуск кондитерской фабрики в Набережных Челнах. В торжественном открытии принял участие президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Для нас большая честь, что Рустам Нургалиевич оценил наш новый проект по достоинству, сказал напутственные слова и принял личное участие в запуске производства.
Нам удалось начать сотрудничество с крупнейшей мировой компанией Disney — она крайне тщательно подходит к выбору партнеров. «Эссен» прошел полный аудиторский мониторинг производственного процесса — от состояния документации, бизнес-процессов до качества продукта. По итогам проверки «Эссен Продакшн» получило положительное заключение: все показатели не просто соответствуют заданным требованиям, но даже превышают стандарты Disney. Компания доверила нам производство джемов и конфет под известными мультипликационными брендами: «Тачки», «Феи», «Самолеты». Для нас сотрудничество с мировым лидером — это дополнительный знак качества продукции и подтверждение нашей лидерской позиции.
2. Самые масштабные планы 2014 года связаны с кондитерским производством. В первом квартале планируем запустить вторую линию производства конфет. Затем мы начнем реализовывать следующую, глобальную часть нашего инвестиционного плана — проектировать и строить новый корпус «кондитерки». В перспективе там разместятся еще пять производственных линий. Это даст нам объемы производства, сопоставимые с гигантами рынка, такими как фабрика «Россия» и «Акконд».
Одно из ожидаемых событий в 2014 году — начало строительства сети гипермаркетов «Эссен» в Казани. К этому мы шли 10 лет, и теперь мы готовы успешно конкурировать на требовательном казанском рынке. Нам есть что ему предложить — мы откроем магазин «Эссен» в формате «компактного гипермаркета». Кроме того, до конца 2014 года появится еще четыре новых гипермаркета: в Йошкар-Оле, Чебоксарах, Лениногорске, Нефтекамске.
Также планируем развивать и другое направление бизнеса — девелопмент. Сейчас у нас в управлении находится более 200 тысяч квадратных метров коммерческих площадей. Запланировано завершение строительства большого торгово-развлекательного центра площадью в 33 тысячи квадратных метров в Йошкар-Оле. Его открытие намечено на вторую половину 2014 года.
Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:
1. В 2013 году у нас были радостные ожидания от увеличения количества рейсов из Казани, было радостно слышать, как аэропорт пытается развиваться, из событий на рынке — отмена виз при въезде в Корею и планы полетов в столицу Татарстана испанских перевозчиков. Были ожидания роста, связанные с авиакомпанией «Татарстан». Но все хорошие события в отрасли перебивает катастрофа с «Боингом», которая произошла 17 ноября. Это подкорректирует и перспективы развития.
Год получился интересным. Хотелось бы в очередной раз пожелать, чтобы в авиации у нас работали профессионалы, специалисты, а не те, кто рисуют красивые файлы в Power Point. Я слышал, что компания «ЮТэйр» хотела бы помочь развитию региональной авиации. В плане развития аэропорта это было бы очень выгодное сотрудничество. Хотел бы напомнить, что авиакомпания «Татарстан» в свое время держала почти 60 процентов чартерного рынка, а «Оренбуржские авиалинии» в это время были очень маленькой авиакомпанией. И если сравнить сегодняшний рост флота этой компании и АКТ, то можно увидеть, за счет чего росли оренбуржцы. У них сейчас примерно 27 бортов, и это показатель того, что мы упустили.
В 2013 году мы, наконец-то, собрали наш online-магазин, который будет называться AVT Travel и который мы готовили к запуску полтора года. Это будет полноценный веб-сайт по бронированию авиабилетов, страховых и туристических услуг. Это IT-стартап, в котором мы сами для себя стали бизнес-ангелами. Мы просто собрали команду, вложили деньги и начали делать. Это достаточно рискованное дело: тяжело выходить на этот рынок, потому что все знают о российских и зарубежных мегапоисковиках, в которые вложено несколько миллионов долларов. В 2014 году наша online-система уже начнет работать и, надеюсь, сможет показать себя с хорошей стороны.
В 2013 году мы активно заходили в online и готовы показать нашим клиентам, что мы агентство полного туристического цикла. Кроме этого, мы активно пытаемся всех убедить, что мы такой же авиационный брокер и можем предлагать любые чартерные перелеты (имеются в виду VIP-чартеры для тех, кто хочет комфортно отдохнуть). Надеемся, что сможем реализовать в 2014 году модный на европейском рынке dynamic packaging. Это означает, что машина сама подбирает вам отели, туры, экскурсии по выбранным датам в зависимости от всех билетов, которые вы когда-либо покупали.
Летать в 2013 году люди стали больше. Прирост за год составил примерно 25 - 30 процентов, в основном за счет зарубежных полетов. Появилось много чартеров. Думаю, что большой сдерживающий фактор — отсутствие внутренних рейсов. Хорошо себя показали «Турецкие авиалинии», и если бы у них была возможность, они бы показали себя не хуже «Аэрофлота». Думаю, что со временем такой рост станет возможным. После катастрофы примерно 30 процентов сменили свои предпочтения с авиа на железные дороги, но я думаю, что это временный фактор. Надеюсь, что у людей пройдет страх, нужные выводы будут сделаны. Обычно после всех катастроф прогресс увеличивается, все улучшается. Есть и большой минус, есть и плюс — будут приняты эффективные решения. Надеюсь, жертвы были не зря.
2. Все сейчас в ожидании того, что будет дальше, потому что все мы взаимосвязаны. Надо исходить из того, что нас ждет, чтобы говорить о том, к чему мы были готовы.
Для нас 2014 год станет годом поиска решений. Будем думать над тем, чтобы более активно менять свой маркетинговый имидж как билетного оператора на то, чтобы всем доказать, что мы еще и хорошее туристическое агентство. Это агентство есть в нашей группе — AVT Travel, и мы выбрали это название, чтобы запустить online-проект.
3. Перспективы 2014 года очень туманные. Авиакомпании по европейскому опыту решили перейти на нулевую комиссию. Это не касается восточных перевозчиков: турецкие и арабские перевозчики стабильно держатся традиционной схемы, при которой агент получает заслуженное вознаграждение. Российские перевозчики решили играть по европейским правилам и за счет агентов улучшить свои статистические финансовые показатели. Был опыт «Люфтганзы», которая пробовала экспериментировать с нулевой комиссией в России. Компания в итоге постепенно ушла со многих рынков, показав неудачность затеи. Периодически экспериментировала и продолжает экспериментировать на эту тему авиакомпания «Сибирь». Все это очень сильно ударит по бюджетам агентов. Есть и положительные решения — появляются интересные программные решения, встречаешь определенные IT-решения для B2B. Например, наша компания была выбрана пилотной для теста одного европейского продукта в туристической сфере. Это радостное событие произошло под конец 2013 года.
Андрей Наумов — заместитель генерального директора по работе с регионом ООО «Р-Моторс» (филиал «Р-Моторс Казань»):
1. Очень насыщенный год для компании. Компании пришлось заново возродиться, пришлось заново сформировать коллектив профессионалов, которых мы растеряли в трудные моменты. Поэтому главное событие — это возрождение, это финансовая стабильность, это коллектив профессионалов.
2. В 2014 году мы планируем усилить свое присутствие на рынке Татарстана и России в целом. Напомню «Р-Моторс» имеет пять ДЦ на территории России. Мы считаем справедливой долю GM «Р-Моторс» в Татарстане в 30 процентов, и мы ее достигнем.
Опасаемся мировой тенденции авторынка на стагнацию, но уверены, что наш профессиональный коллектив автохолдинга преодолеет любые трудности.
3. Автобизнес будет жив всегда. Технический прогресс не стоит на месте, новые технологии все глубже проникают в автомобилестроение. Разговоры о перенасыщении рынка России сильно преувеличены. Хотя сложности будут. Обратите внимание на волну беспорядков во всем мире. Это дестабилизирует мировую экономику. И поэтому возможны финансовые подвижки в мировой экономике, которые неминуемо затронут все отрасли, не только автобизнес.
Республика будет процветать. Авторитет Татарстана неуклонно растет во всем мире. Намерения президента Татарстана четко прослеживаются на увеличении авторитета города Казань и Республики Татарстан в целом. Заключаются международные контракты, в республике созданы условия для хорошего инвестиционного климата.
В стране происходят перемены. Многие критикуют власть. Но я убежден, что все это к лучшему. И мне есть с чем сравнивать. Россия приближается к европейскому уровню жизни. Хотя, на мой взгляд, у России свой путь, мы не можем быть моделью Европы или Америки.
Мария Жаркова — директор по связям с общественностью представительства «Danone-Юнимилк-Волга» в России:
1. Для нашей компании (точнее, для волжского представительства) главным событием минувшего года стал интенсивный рост продаж, в частности, по республике Татарстан, где наша доля рынка увеличилась на 3,2 процента. В целом год запомнился кризисной ситуацией на рынке сырого молока, цены на которое уже осенью достигли исторического максимума. Положение до сих пор остается непростым, пока цена на сырье не снижается. Причина — диспаритет между уровнем производства сырого молока и текущими потребностями перерабатывающих предприятий (дефицит сырья вследствие снижения объемов производства сырого молока).
2. В планах нашей компании (дивизиона «Волга») две крупные реконструкции, одна из которых (в Саранске) завершится уже в начале 2014 года, а вторая (в Самаре) войдет в ключевую фазу. Суммарная стоимость затрат вложений — более 2 миллиардов рублей. Цель этих инвестиций — коренная модернизация производства, а также запуск новых продуктов. Реконструкция удвоит мощности наших предприятий. Мы надеемся, что новые продукты будут востребованы покупателем и рост продаж не остановится. Мы стремимся не только производить качественный и безопасный продукт, но также образовывать потребителя, объясняя ему важность и пользу ежедневного потребления молочных продуктов.
Все опасения связаны опять же с рынком сырого молока, так как зависимость наших затрат от цены молочного сырья крайне велика. Хочется надеяться, что ситуация с сырьем стабилизируется и прекратится эта сумасшедшая гонка цен.
3. В России трудно прогнозировать. Например, год назад никто не мог предсказать, что 10-процентный скачок в потреблении молочных продуктов вызовет такой кризис на рынке сырого молока. А это приведет к неконтролируемому росту цен на сырье и, как следствие, заставит всех переработчиков несколько раз за год поднимать цены на готовый продукт. Поэтому от прогнозов лучше воздержаться. Хочется просто надеяться, что не будет засухи или иных катаклизмов, которые способны усугубить ситуацию с молоком. Также мы рассчитываем, что те меры, которые предпринимают многие регионы для развития молочного животноводства, дадут первые результаты, и острота с сырьем спадет. Для нас это действительно проблема номер один. Потому что те вопросы, которые касаются развития наших заводов, будут, безусловно, решены.
Читайте также:
«Бизнес-итоги-2013. Часть 1-я»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.