58-02.jpg
ОАО «Химстрой» после банкротства в 2011 году оставил несколько недостроев с обманутыми дольщиками

И СНОВА «ХИМСТРОЙ»...

Печально известная в республике нижнекамская строительная компания «Химстрой» (некогда крупное ОАО, впоследствии банкрот и участник нескольких скандалов) оказалась замешана на этот раз в уголовном расследовании в Набережных Челнах. Лежащая в основе этой истории авантюра с продажей квартир в химстроевском доме вдвойне интересна, поскольку в ней оказался под подозрением уже второй за полгода бывший чиновник исполкома автограда, курировавший сферу строительного надзора. 33-летний Нияз Нурмехаметов попал в поле зрения УВД и прокуратуры спустя два года после увольнения из исполкома, однако его бывшая должность непосредственно связана с содержанием уголовного дела о мошенничестве.

В администрации города Нурмехаметов руководил отделом госконтроля в сфере долевого строительства до октября 2011 года, и на этом посту он довольно плотно занимался проблемами дома 58/02. Строительство 11-этажки на 360 квартир к тому времени многих дольщиков загнало в кабалу жилищной аренды — большая часть из них в 2006 - 2007 годах продавала собственные квартиры, чтобы выкупить долю в новостройке. Нурмехаметов еженедельно участвовал в совещаниях на строительной площадке, ежедневно отслеживал количество рабочих и своевременность поставок, пресса живо следила за судьбой дома 58/02.

Генподрядчиком строительства дома в 2006 году выступало ОАО «Химстрой», но как застройщик компания скандально известного строителя Василия Матющенко зашла в Челны специально созданным одноименным ООО. Руководил ООО «Химстрой» сын Матющенко Дмитрий, но после банкротства головной компании в 2011 году династия Матющенко вовсе отказалась (во всяком случае, формально) от управления «Химстроем» с его дурной славой. Теперь проблемы семилетнего долгостроя решает новый гендиректор ООО «Химстрой» — бывший зам Матющенко-старшего Александр Карпенко. Сейчас, как заявляют в муниципальном отделе госконтроля, «Химстрой» работает с домом силами 15 собственных рабочих. Несколько иначе считает первый зампрокурора Набережных Челнов Павел Шамов.

— К подряду привлекались разные организации, всевозможные шабашники, — рассказал Шамов газете «БИЗНЕС Online». — А между застройщиком, подрядчиками и фирмой Нурмехаметова ООО «Торговый дом «Нурмехаммед» был заключен тройственный договор. По договору Нурмехаметов выступал в роли агента «Химстроя» — через него шла оплата работ и поставок стройматериалов. Фактически «Химстрой» поручил ему поиск денег на строительство. Под это Нурмехаметову выделяли квартиры, которые он мог продавать дольщикам и оплачивать подряд. Но он в итоге стал продавать совсем другие квартиры, используя для этого фальшивые договоры уступки права требования. В результате получилось, что «Химстрой» якобы переуступает право требования некому физическому лицу, это лицо вносит деньги в «ТД «Нурмехаммед», но впоследствии не может зарегистрировать свое право требования. Куда девались полученные Нурмехаметовым деньги, следствие выясняет, но счета «Химстроя» оплачены не были.

ЭКС-ЧИНОВНИК ПРОХОДИТ ПО ПЯТИ ЭПИЗОДАМ МОШЕННИЧЕСТВА

Договора уступки права требования на получение в собственность квартир, в обмен на которые Нурмехаметов получал деньги на строительство, «Химстрой» сегодня не признает. Подписи на них Карпенко и Василия Матющенко экспертиза признала поддельными. В общей сложности следствие рассматривает к настоящему времени пять эпизодов с подобными документами.

Что интересно, претензии по поводу договоров на квартиры возникали к «Химстрою» еще когда Нурмехаметов работал в исполкоме. В марте 2010 года он сам рассказывал газете «БИЗНЕС Online» о доме 58/02 буквально следующее: «Мы получили по этому дому копии заключенных 100 договоров. Однако правоохранительные органы Нижнекамска выдали нам информацию о 300 заключенных договорах. При этом договора были подписаны с ОАО «Химстрой», а застройщиком дома по документам является OOO «Химстрой». По сути, действия ОАО можно расценить как мошенничество. Они не имели права на реализацию квартир. Но правоохранительным органам было отказано в возбуждении уголовного дела с указанием на то, что это гражданско-правовые отношения».

Разглядев в ситуации с домом факт мошенничества, защищенного от уголовного преследования, Нурмехаметов вскоре сам перешел к активным деловым отношениям с «Химстроем». В октябре 2011 года он вдруг решил уйти из мэрии по собственному желанию. Первый из эпизодов, рассмотренных на данный момент следствием, датируется как раз октябрем 2011 года. По данным следствия, едва покинув госслужбу, вчерашний чиновник продал первый договор уступки на трехкомнатную квартиру в 58/02 некой гражданке Хаковой, первой из многих. Квартира оценивалась в 1 млн. 867 тыс. рублей, из которых Нурмехаметов взял у Хаковой в качестве первоначального взноса 1,47 млн. рублей.

Гендиректором ООО «ТД «Нурмехаммед», основанного его отцом, Нурмехаметов стал год спустя, в октябре 2012, после чего договоры заключались уже от лица торгового дома. В материалах следователя УВД Марины Земсковой, расследующей это дело, остальные эпизоды точно не датируются, но в целом за истекшее время в числе покупателей подложных договоров числится пока четверо потерпевших. В общей сложности они заплатили Нурмехаметову (в одном случае говорится о неустановленном лице из руководства ООО «ТД «Нурмехаммед») более 3 млн. рублей. Кроме частных лиц жертвой аферы стало ООО «Комбинат строительных материалов», с которым «ТД «Нурмехаммед» заключил договор на поставку кирпича стоимостью 478,5 тыс. рублей.

РґРѕРіРѕРІРѕСЂ-(1).jpg

Сейчас Нурмехаметов ждет окончания предварительного следствия под подпиской о невыезде. К слову сказать, ожидая выводов следователей, Нурмехаметов продолжает успешно работать — кроме «ТД «Нурмехаммед» он руководит предприятием ЖКХ ООО «Дом Н Комфорт», обслуживающим жилой фонд трех комплексов на территории УК «ПКФ Жилкомсервис».

МАТЮЩЕНКО НЕПОДСУДЕН?

Самое удивительное во всей этой ситуации даже не то, что чиновник, обретя опыт в тонкостях долевого строительства, бросил службу и, как полагает следствие, использовал свои знания вне рамок закона. Поражает другой вывод: получается, что чиновник средней руки и при этом грамотный юрист взялся подделывать подписи, фактически обкрадывать Василия Матющенко — персону нетривиального масштаба в Закамье. Всесильный гендиректор «Химстроя» еще в 2001 году прославился «войной компроматов» с главой администрации Нижнекамска, используя против него в том числе центральные газеты и телевидение.

В мае прошлого года после очередной истории с неспособностью «Химстроя» сдать жилой дом в Нижнекамске премьер-министр РТ Ильдар Халиков публично заявлял о безуспешной попытке возбудить против Матющенко уголовное дело: «Матющенко не может быть привлечен ни к уголовной ответственности, ни к следственным мероприятиям. У него есть заключение медицинской комиссии». То есть Матющенко-старший оказался неподвластен даже республиканскому камбину. Как говорят наши источники, феномен непотопляемости потомственного строителя Матющенко в том, что у него есть достаточно могущественные покровители в силовых структурах федерального уровня. И почему сложно поверить, что Нурмехаметов оставил муниципальную службу ради перспективы обмануть неподсудного и неоднократно светившегося в сомнительных историях Матющенко на какие-то 3 млн. рублей...

«ВСЕ ДОГОВОРЫ ПОДЛИННЫЕ!»

Гендиректор ООО «Химстрой» Карпенко, чья подпись под договорами наравне с подписью Матющенко изучалась почерковедами, комментировать ситуацию отказался, заявив, что ею занимаются юристы, а он не в курсе деталей, в том числе и касательно договора между его компанией и «ТД «Нурмехаммед». Однако газете «БИЗНЕС Online» удалось связаться с главным фигурантом расследования и узнать его позицию по данному делу.

Нурмехаметов утверждает, что все подследственные документы подлинные и подписи на них принадлежат перу Матющенко и Карпенко, и в целом это махинация «Химстроя», который просто не хочет оплачивать найденным через Нурмехаметова подрядчикам выполненные работы или поставки. Стоит отметить, что и в подобной роли «Химстрой» уже выступал. В августе газета «БИЗНЕС Online» описывала историю с нижнекамским домом, который после «Химстроя» достраивало ООО «НК Инвест Транс». Когда дом был сдан, компания Матющенко вдруг потребовала 6 квартир из него себе в собственность, хотя кооператив дольщиков изначально должен был рассчитаться этими квартирами с «НК Инвест Транс». Таким образом, «Химстрой» пытался оставить добросовестных строителей безо всякого гонорара за работу, с которой не справился сам. В случае с Нурмехаметовым речь идет о нескольких подрядчиках, приглашенных с одобрения Карпенко на работы в 58/02.

РґРѕРј-58-02.jpg

— У нас был трехсторонний договор подряда с «Химстроем» и нашим субподрядчиком, — заявляет Нурмехаметов. — Кроме того, заключался двухсторонний договор подряда непосредственно с нами и еще договор долевого участия. По договорам нам передавались квартиры, а мы должны были найти покупателей, получить с них деньги и выполнить работы с привлечением субподрядчика. Что мы и сделали. Все работы выполнены, двое покупателей, которые платили за договоры уступки, получили квартиры в других домах. Что касается «Комбината строительных материалов», который за договор уступки предоставил кирпич для строительства, то этот кирпич получал непосредственно представитель «Химстроя». По одному эпизоду человека действительно обманули, но наш торговый дом в том соглашении не участвовал, мы сами подавали заявление в отношении автора аферы и добились лишь отказа в возбуждении уголовного дела, хотя соответствующее постановление так и не получили. Деньги четвертой потерпевшей были переданы через нас транзитом подрядчику в ее же присутствии.

«ХИМСТРОЙ ПРОСТО НЕ ХОЧЕТ ПЛАТИТЬ ПОДРЯДЧИКАМ»

Нурмехаметов перечислил и организации, привлеченные им на стройку в 58 комплексе благодаря договорам уступки. Кирпичную кладку выполняло СМП «Зодчий», компания «Челныстройсервис» занималась штукатурно-малярными кровельными работами, дополнительно «ТД «Нурмехаммед» привлек для малярных работ две трудовые бригады.

— Интересный момент в том, что с организацией «Каскад», которая выполнила работы на 600 тысяч, Карпенко не заключил договор подряда, — подчеркнул Нурмехаметов. — И сейчас «Химстрой» заявляет, что «Каскад» на этом объекте не работал. Соответственно, был отказной материал — дважды или трижды «Каскаду» отказывали в возбуждении уголовного дела по статье 159 («Мошенничество» — авт.) в отношении Карпенко, но материал уже направили на новое рассмотрение.

По словам Нурмехаметова, его компания тоже подготовила заявление о возбуждении уголовного дела в отношении «Химстроя» и, в частности, Карпенко, который отказывается принимать выполненные работы по договорам подряда.

Отдельного вопроса заслуживает пресловутая подпись Василия Матющенко, который вообще никаких полномочий в ООО «Химстрой» юридически не имеет после банкротства в 2011 году. По мнению Нурмехаметова, договора «Химстрой» оформлял задним числом, чтобы вывести имущество из конкурсной массы. Они датируются 2009 годом, когда головное ОАО еще не было признано банкротом.

— Именно это оформление задним числом и дало Карпенко возможность заявлять теперь, что Матющенко не мог ставить свою подпись и что договоры ненастоящие. Подобные случаи с оформлением договоров 2009 годом уже проходили в челнинском суде. Я допускаю мысль и о том, что у руководства «Химстроя» изначально был план поступить с нами таким образом. Мы взялись за эту работу, когда в городе и республике уже никто не верил «Химстрою». Мы надеялись на их благоразумие и хотели помочь в завершении строительства. К сожалению, мы просчитались.

В УВД города как-либо комментировать расследование отказались до его окончания, однако начальник следственной части УВД Ленар Бадретдинов в целом опроверг заявление Нурмехаметова о подлинности договоров, сообщив корреспонденту «БИЗНЕС Online», что экспертиза показала: договоры по большей части поддельные, хотя и не по всем эпизодам.

«НАВЕРНОЕ, ЭТО НЕЛЕПОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ...»

Как бывшие, так и нынешние сослуживцы Нурмехаметова не хотят верить в то, что он может быть замешан в махинациях.

Ленар Ахметзянов — начальник отдела госконтроля и надзора в области долевого строительства объектов недвижимости исполкома Набережных Челнов:

— Нурмехаметов в октябре 2011 года ушел по собственному желанию, никто его не увольнял, и о его делах с «Химстроем» никто в курсе не был. Мы и сейчас пребываем в шоке от этих известий и, честно говоря, не верим, что он мог заниматься мошенничеством. Лично я могу характеризовать его только с положительной стороны. Он был моим первым наставником после студенческой скамьи и показал себя очень грамотным, профессиональным юристом. Он прекрасно владеет ораторским искусством, умеет говорить и на публику.

Вина его пока не доказана, мне кажется, что дело еще может обернуться другой стороной. Может быть, кто-то из его работников был не чист на руку, может быть, это нелепое недоразумение.

Николай Новиков — гендиректор управляющей компании «ПКФ Жилкомсервис»:

— Нурмехаметов — очень толковый парень во всех отношениях. Он грамотный юрист, хороший строитель, очень коммуникабельный и внимательный, характер у него спокойный. С весны этого года он работает со мной, обслуживает три комплекса и за это короткое время сумел наладить отношения с населением. Он занимается полным ремонтом жилого фонда, предприятие его работает стабильно, и во внутреннем хозяйстве, в финансовой деятельности он порядок навел.

Я знаю, что из исполкома он ушел по собственной инициативе — и по той стезе я его знал, он очень хорошо готовил доклады, четко выстраивал отношения. Не знаю, что там случилось, и в его жизнь вне совместной работы я не вникал. В конце концов, у нас договорные отношения.