«КОМПАНИЯ СЛИШКОМ БЫСТРО ВЫРОСЛА»
Российский стартап DisplAir — резидент казанского IT-парка и подмосковного «Сколково», разработчик «интерактивного безэкранного дисплея» — решил прекратить деятельность. Об этом сотрудникам сообщил основатель компании Максим Каманин. Информация о прекращении работы компании опубликовал в минувшую пятницу сайт «Цукерберг позвонит» со ссылкой на аудиозапись, сделанную одним из сотрудников стартапа.
— Мы создали классный продукт в классной компании. Но у нас было очень много ошибок, и наши знания о создании высокотехнологических продуктов, к сожалению, далеки от идеала. Из-за этого выпуск продукта задержался с октября 2013 года и даже сейчас мы не имеем возможности выпускать наш продукт. Если честно, его нельзя даже назвать нормальным опытным образцом. Электроника никуда не годится, не пройдена до конца стадия MPI, он не соответствует принципам технологичности, затраты на сборке просто колоссальные. Все это не позволяет нам нормально начать выпускать продукт, — заявил Каманин. — Мы недавно проводили аудит очень подробный производства, и этот аудит показал, что для вывода на самоокупаемость нам необходимо вложить деньги еще в размере более трех миллионов долларов. Это очень большая сумма и ее практически нереально найти. Кроме этого, компания слишком быстро выросла, и расходы компании просто зашкаливают. В последнем месяце я постоянно предпринимал все возможные способы по сокращению затрат, наверное, все вы это видели. Но я видел только непонимание в команде и коллективе. Также я организовал презентации, чтобы хоть как-то спасти ситуацию. Но, к сожалению, было уже поздно. Наши акционеры отказались финансировать компанию. А новые деньги никак не получается привлечь.
По словам Каманина, общая сумма долга по компании превышает общую сумму гранта, который она получит за два года. «Поэтому советом директоров было принято решение о закрытии компании. Мне очень жаль, что я не смог осуществить нашу общую с вами мечту», — заявил основатель стартапа.
ЭКРАНЫ ЗА ПОЛМИЛЛИОНА РУБЛЕЙ
Российский проект DisplAir известен в тусовке профессионалов рынка инноватики и стартапов в основном тем, что сумел привлечь немалые средства для развития. В мае 2012 года он поднял первый раунд в $1 млн., писало тогда РИА «Новости». Средства предоставила группа инвесторов, самым крупным из которых стала Leta Group. Пресс-секретарь компании тогда уточнял, что инвестиции пойдут на запуск «полупромышленного производства» дисплеев. Производство планировалось начать в октябре; ежемесячно должно было выпускаться до 100 экранов. Идея такого дисплея возникла в 2010 году. Первые экраны планировалось продать в октябре 2013 года по 398 тыс. рублей за устройство, писал siliconrus.com.
Интерактивный дисплей на презентациях был похож на что-то, что было собрано с помощью парогенератора, кинекта и вентилятора, но, по описанию компании, было довольно сложным устройством: «Система DisplAir включает в себя проектор и экран, на который проецируется картинка. Экран представляет собой облако, сформированное распылителем из мельчайших частиц влаги. Со стороны создается впечатление, что картинка парит в воздухе. Изображение на «экране» может быть как статичным, так и динамичным».
По данным Crunchbase, на данный момент компания суммарно привлекла более $6 млн., большую часть которых обеспечил фонд Leta Capital (см.справку).
По информации в СМИ, на рынке труда DisplAir был заметен уверенными зарплатами. Например, СММ-щик в компании получал 150 тыс. рублей. По словам игроков рынка, штат компании к этому дню составлял более 70 человек.
Связаться непосредственно с руководителем DisplAir оперативно не удалось, поскольку он находится в Лос-Анджелесе.
ПРОДУКТ ОЧЕНЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕН
DisplAir была создана в 2010 году. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор казанского IT-парка Антон Грачев, ребята-основатели компании — выходцы из Астрахани.
— Компания DisplAir нам достаточно близка. С конца 2011 по конец 2012 года ребята являлись удаленным резидентом бизнес-инкубатора казанского IТ-парка. Плотные коммуникации с ними у нас закончились примерно год назад.
Антон Грачев: «Редко бывает, чтобы проект на такой стадии развития просто бесследно закрылся» |
В статусе удаленного резидента DisplAir получал от нас различную информационную поддержку, также их представители принимали участие в мероприятиях, например, в Demo-днях нашего бизнес-инкубатора, где мы знакомим всех наших резидентов с потенциальными инвесторами. DisplAir был для нас примером хорошего сотрудничества, ведь они — один из самых интересных проектов всего рынка стартапов в России того времени. А вообще, статус удаленного резидента бизнес-инкубатора, на мой взгляд, — неоднозначный. И, кстати, в последние отборы мы уже не набираем новых удаленных резидентов, и все, кто приходят к нам, — очные.
Закрытие — наглядный пример того, что даже такие серьезные компании могут столкнуться с рядовыми трудностями. Думаю, что основная проблема компании в том, что их продукт очень высокотехнологичен. Они не смогли за выделенное время и финансирование оттестировать продукт, чтобы создать полнофункциональную версию, отвечающую потребностям рынка. Ведь очень важно сделать оптимальный по себестоимости продукт, который будет востребован большим количество потребителей.
Касательно самого продукта Displair — это проекционная панель, в которой изображение проецируется на вертикальные струйки пара, создавая при этом эффект динамического изображения «висящего в воздухе». Диагональ самой панели соответственно потенциально может быть расширена до необходимого размера. Если сравнить с традиционной LED-панелью, то у нее четыре фиксированные рамки, а у этой есть одна внизу, которая пускает наверх пучок пара, и есть встроенный маленький проектор, который любое изображение на этот пучок пара проецирует.
Вторая проблема заключается в отсутствии стратегического партнера. Например, Samsung — один из ведущих производителей панелей, и если бы они делали что-то вместе, это было бы наверняка успешно.
Не думаю, что история проекта завершится на сегодняшней новости. Это пауза. Уверен, что сейчас кто-то их перехватит, или произойдет что-то еще, что позволит через некоторое время вспомнить эту историю еще раз. Редко бывает, чтобы проект на такой стадии развития просто бесследно закрылся.
В конце 2011 года Рамиль Ибрагимов (был замдиректора IT-парка, директором челнинской площадки IT-парка, сейчас — глава представительства Runa Capital) в интервью газете «БИЗНЕС Online» рассказывал о проекте DisplAir. «Резидент бизнес-инкубатора — проект DisplAir — лауреат Зворыкинской премии в номинации «Лучший инновационный продукт». Кстати, проект — из Астрахани. Бизнес-инкубатор казанского IT-парка всего за несколько месяцев существования прогремел на всю страну. На последний отбор к нам подавали заявки проекты из Омска, Астрахани, Йошкар-Олы, Москвы и, внимание, Симферополя (Украина)... Т.е. люди со всей страны реально готовы ехать в Казань, регистрировать компании в Татарстане, платить налоги, жить и работать здесь. Это, я считаю, наш главный успех в уходящем году», — рассказывал он тогда.
«СЕБЕСТОИМОСТЬ КАЖДОГО УСТРОЙСТВА КОЛОССАЛЬНА»
Игроки рынка прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» закрытие проекта и готовность рынка к таким продуктам.
Алексей Федоров — директор Startpack:
— Я знаком с этой компанией и ее основателем Максимом Каманиным. Мы общались несколько раз на мероприятиях в IТ-парке и некоторых конференциях в Москве. Я с интересом отслеживал их успехи все время их существования. Признаюсь, сегодняшняя новость омрачила утро.
Считаю, что продукт довольно специфичен, рассчитан на очень узкий сегмент потребителей: конференции, музеи. При первом знакомстве продукт производит «вау-эффект», но долго удивлять публику чем-то подобным сложно. Для музеев продукт сложен своим влиянием на микроклимат помещения. Принцип работы не нов, подобные устройства появлялись давно, но, как мы видим, в силу некоторых причин, развития они не получали.
Если в компании действительно на текущий момент работает 77 человек, то, думаю, что это существенное бремя для любого стартапа, не имеющего налаженного процесса продаж. При том, что устройство не кажется технологически сложным, Максим Каманин признавался, что себестоимость производства каждого устройства колоссальна и требует значительных дополнительных вложений — возможно, где-то здесь могут быть просчеты.
Среди резидентов IТ-парка есть очень много компаний, которые имеют отлаженный бизнес, прекрасные процессы и твердо стоят на ногах. Общая выручка резидентов составляет миллиарды рублей в год. Среди резидентов есть и стартапы, а стартапы и венчурный бизнес по определению являются рисковыми предприятиями — предсказывать их перспективность почти невозможно. DisplAir — это классический стартап, все, что произошло, — естественно и свидетельствует о закономерном развитии отрасли стартапов в России. Чем больше людей будут что-то пробовать и учиться создавать новое, тем лучше.
Тимур Хуснутдинов — исполнительный директор ГК FIX:
— Безусловно, о проекте DisplAir я слышал, о нем много говорили на тематических ресурсах два-три года назад. Честно говоря, знал, что команда является резидентом «Сколково», но вот то, что ребята — резиденты казанского IT-парка, для меня новость. Насколько я знаю, команда сама с юга России, из Астрахани, по крайней мере, в одном из стартап-конкурсов, где меня привлекали как члена жюри, она представляла южный регион.
Помню, что когда появились первые новости о проекте, реакция была крайне положительной — такие вещи мы видели только в фантастических фильмах, а на выставках, посвященных высоким технологиям, только-только начали появляться первые прототипы, да и те — из Японии. А тут наши российские ребята делают такую классную штуку. Однозначно, технология могла быть востребована в сфере развлечений, допускаю, что в каких-либо медицинских или научных сферах также была бы польза.
Почему вдруг банкротство? Сложно судить, не находясь внутри команды или рядом с проектом. Вероятнее всего, сказалось отсутствие опыта и четкого понимания, как вывести проект в плюс и к успеху. Средства действительно привлечены немалые. Вопрос в том, как и на что они тратились. В принципе, это один из весомых рисков любого перспективного стартапа — как привлеченные средства использовать не только на развитие технологии, а еще и обеспечить в итоге свой собственный заработок. Успешный стартап ведь, по сути, — это не тот, который смог привлечь много инвестиций, а тот, который сам в итоге начал приносить прибыль. Вечно находиться в стадии потенциального и интересного стартапа невозможно, в какой-то момент таким проектам нужно либо начинать самим зарабатывать деньги, либо продаваться крупным профильным корпорациям и входить в их состав. Почему не было сделано последнее, честно говоря, не понимаю. Если технология реально так хороша, как ее демонстрировали, то это не поздно сделать и сейчас.
Если смотреть на другие проекты резидентов IT-парка (говорю сейчас только о стартапах), то, если брать в расчет описанный выше критерий успешности в виде заработка, пожалуй, ряд проектов достаточно успешны. Есть проекты, которые имеют поддержку как финансовую, так и на уровне профильных структур или министерств в республике. Рынок для них открывается, условия создаются, нужно только реализовать эти возможности. Также обращают на себя внимание некоторые команды последних наборов в бизнес-инкубатор — у ребят интересные идеи, есть некоторые перспективные технологические наработки, посмотрим, как они себя покажут в ближайшие один-два года. Отдельно, пожалуй, могу остановиться на проекте RealSpeaker. Ребята как раз имеют вполне интересную и нужную технологию, работают не на госсектор, и их успех мало зависит от благосклонности того или иного республиканского министерства. Судя по новостям, команда тоже привлекает на свой проект хорошие инвестиции, развивается, берет к себе толковых разработчиков. Если деньги будут расходоваться грамотно, будет четкая и понятная стратегия заработка, то проект должен быть успешным. Также важно, чтобы успех первых стадий проекта не вскружил голову, не появилась звездная болезнь и расслабленность при принятии решений. Надеюсь, что судьбу DisplAir ребята не повторят.
«БЫЛ ТОЛЬКО ЭТАП СОЗДАНИЯ ПРОДУКТА»
Дамир Аллямов — руководитель проекта FunFrom.me, резидент казанского бизнес-инкубатора казанского IТ-парка:
— Наш проект располагается в бизнес-инкубаторе с октября, и, честно говоря, минусов я пока не наблюдаю. Из плюсов — это атмосфера, мы находимся с единомышленниками, это очень способствует развитию. Второе — это обучение. Кроме того, это реальный поиск инвесторов, а также невысокая арендная плата. Сейчас, для того, чтобы иметь реальные результаты от проекта, мы находимся в активном поиске инвесторов, и бизнес-инкубатор активно нам в этом помогает. Другие проекты также имеют возможность периодически делать презентации перед инвесторами. Для нашего проекта это самое подходящее место. Как ни крути, когда находишься в офисе, работа получается не такой структурированной, как в бизнес-инкубаторе. Кроме того, каждому проекту дается год для того, чтобы он смог выйти на новый уровень, уровень самоокупаемости, найти хорошего инвестора. Здесь созданы все условия для достижения этой цели.
Айдар Мустафин — бывший резидент челнинского бизнес-инкубатора, руководитель проекта Seegnal:
— Сейчас мы резидентами бизнес-инкубатора уже не являемся, но в целом тот год, когда мы участвовали в этом проекте, прошел для нас неплохо. Мы были лишь удаленными резидентами, и места в самом бизнес-инкубаторе у нас не было, зато мы попали под отличнейшую образовательную программу. Именно ее я могу назвать самым большим плюсом. Кроме того, в тот период нами активно интересовались, были разные встречи, беседы. Уверен, что от очного резидентства мы бы получили больше плюсов и почувствовали больший эффект. Всем начинающим проектам я бы рекомендовал площадку бизнес-инкубатора.
Сергей Коршунов — резидент бизнес-икубатора казанского IT-парка:
— Очевидно, что у проекта были проблемы: раздутые расходы, отсутствие MVP и продаж, как следствие — невозможность анализа потребителя и выполнения Pivot. То есть этап создания продукта был выполнен, а остальные отсутствовали. 99 процентам стартапов не суждено взлететь. Только на Западе это воспринимают как бесценный опыт основателя и команды, у нас же в России такое завершение проекта зачастую — «черная метка».
Поддержка IТ-парка значительна — из самого последнего — бесценные обучающие тренинги от компании RisVentures, на которые съезжаются предприниматели со всей страны, чтобы послушать и перенять опыт Николая Митюшина.
Справка
LETA Capital — корпоративный венчурный фонд LETA Group. Ежегодный объем инвестиций составляет $5 - 7 миллионов. Управляющий партнер — Александр Чачава.
DisplAir
Создана студентами из Астрахани в 2010 году. Компания являлась резидентом казанского IT-парка и подмосковного иннограда «Сколково». За несколько лет деятельности DisplAir привлекла более $6 млн. финансирования. Согласно СПАРК, совладельцами основанного в 2010 году в Астрахани ООО «Инновационная компания «ДисплАир Компани» являются его сотрудники. Уставный капитал составляет 16 760 рублей. Максиму Каманину принадлежат 48,61% капитала, Светлане Вахолковой — 10,15%, Александру Чачаве — 9,72%, Сергею Пильцову — 7,45%. Остальные доли составляют менее 5% и распределены между более чем 20 физлицами. Еще 0,1% общества принадлежит зарегистрированному в США Displair. Inc.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.