Анатолий Ливада (третий справа) предложил челнинским бизнесменам вложить свои капиталы в развитие инфраструктуры строящегося микрорайона «Яшьлек»

ЛИВАДА ИЩЕТ СОЮЗНИКОВ

На деловом обеде в Набережных Челнах, который прошел накануне, генеральный директор ЗАО «Фон» Анатолий Ливада предложил челнинским бизнесменам вложить свои капиталы в развитие инфраструктуры строящегося микрорайона «Яшьлек». На данный момент в микрорайоне заселены два дома, еще четыре строятся, и населению уже не хватает бытовых и социальных услуг.

— Мы строим и торговые комплексы, и гаражи, и все, что сопутствует жизненному укладу людей, а потом наши друзья и те, кого мы знаем, создают свой, например, семейный бизнес в шаговой доступности от потребителя, — сказал Ливада. — Что такое строительство? Следом за нами идут отделочники, мебельщики, дизайнеры и уже на готовых площадках начинают работать. По расчетам получается, что само строительство, дороги, сети — это 30 процентов от того бизнеса, который включает в себя застройка и освоение района. Еще 30 процентов — отделка, следующие 30 - 35 процентов — это обустройство квартир. Строительным бизнесом мы называем полный комплекс услуг, которым владеет одна структура и те, кто ей помогает. Тогда бизнес получается замкнутый и понятный.

Сплотить вокруг себя предпринимателей Ливада намерен лояльными условиями к инфраструктурному бизнесу. Возможно, к этому ходу — обратиться напрямую к рынку услуг — подтолкнули гендиректора «Фона» недавние события вокруг его 65 микрорайона, которые заставили Ливаду почувствовать себя неустойчиво на строительном рынке автограда. Теперь он пытается найти и укоренить на своей земле союзников, завязанных на отношениях с «Фоном», ведь тогда подступиться к недвижимости компании будет куда как сложнее.

— Имея возможность подключиться к коммуникациям, ты примерно знаешь, сколько квадратных метров сможешь построить, — начал рассказ о перспективах своего сектора рынка для потенциальных контрагентов Ливада. — К примеру, проект «Яшьлек» — это 6 миллиардов рублей. Мы его будем строить 5 лет, это по 1 - 1,5 миллиарда в год только на монтаж. Примерно 4 миллиарда будет стоить отделка. На 2 - 2,5 миллиарда рублей люди купят мебель. Управляющая компания будет оборачивать на этом квартале примерно 600 - 700 миллионов рублей. Владея этими цифрами, можно устойчиво зарабатывать. Разбогатеть не получится, но поправить финансовое положение можно.

Анатолий Ливада
Анатолий Ливада: «Мы не собираемся на бизнесе навариваться, нам нужно привлекать население»

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБЕЩАНА

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, какой конкретно бизнес «Фон» готов принять в малозаселенном «Яшьлеке» прямо сегодня, Ливада рассказал, что это зависит только от потребностей населения, но по этому вопросу компания уже провела опрос.

— Я уловил, что в зале есть представители направлений, с которыми я готов работать, — сообщил он. — У нас есть специальная служба, ее задача — наполнить квартал необходимой инфраструктурой. Мы имеем 100 процентов сетей, готовое жилье, пора создавать структуру. Путем опроса мы составили список, и он вписывается в стандарт — это парикмахерские, детский досуг. Нужны спортивные учреждения для детей от 8 до 16 лет. Мы можем помочь со скидками, можем даже помочь с кредитованием, с рассрочкой на арендное помещение. Мы не собираемся на бизнесе навариваться, нам нужно привлекать население.

Идею поддержал начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства исполкома города Радмир Беляев.

— Очень хорошее предложение, — отметил он. — Наш отдел готов подключиться к этой работе, потому что все необходимые данные по видам деятельности и о потребностях предприятий у нас есть. Мы готовы собрать представителей всех отраслей потребительского рынка. Для этого нам надо совместно разработать презентацию предложений «Фона» и определить четкие правила игры. Схема, в которой флагманом выступает крупное предприятие, готовое сплотить вокруг себя микробизнес, очень распространен сегодня. Как пример: бизнес на базе КАМАЗа, да и Sollers уже подтягивает предприятия по линии локализации производства.

Услышав, что общий язык найден, Ливада признался, что такую схему сотрудничества — с посредником в лице муниципалитета — он втайне и вынашивал. И, видимо, было бы даже неплохо взять будущих арендаторов в долю на этапе проектирования.

— Мы сейчас тратим деньги, оставляя первые этажи под будущий бизнес, но предугадать потребности невозможно, уточнил Ливада. — Приходит конкретный предприниматель, и оказывается, что ему нужно больше воды, больше электричества. Зная эти потребности, мы сможем заранее проектировать нужные параметры.

КОТТЕДЖАМ — НЕТ, АРЕНДНОМУ ЖИЛЬЮ ДА

В ходе общения с предпринимателями гендиректор «Фона» раскрыл некоторые секреты строительного бизнеса и рассказал о тенденциях на рынке. Так, к примеру, он рассказал, почему «Фону» неинтересно заниматься коттеджами.

— Мы несколько раз приступали к планированию, но поняли, что в Татарстане живут в основном аграрии, и это преграда, — выступил в роли социолога Ливада. — На выходные люди возвращаются в деревни, у них вопросы тяги к простому быту решены. Есть, конечно, категории горожан, которые хотят уединиться в коттеджах, но это не массово, значит, это не наша песочница. Кроме того, чтобы построить коттедж, нужно угадать вкусы клиентов, а это очень сложно. В основном коттеджи строят жены, пока мужья зарабатывают. Понять психологию женщины нереально, она в течение недели может трижды унитазы поменять. Думаю, будущее за малоэтажными поселками — 4 - 5-этажными домами на 20 - 40 квартир. Сегодня эту лазейку уже нащупал «Сувар». У них молодежь живет как бы в лесу, но содержать свой дом молодой семье было бы сложно, — считает Ливада.

Тенденции строительства арендного жилья Ливада поддерживает, тем более что он сам переезжал 14 раз.

— Купить квартиру или построить дом — это хорошо, но нужно ли привязывать себя, как крепостного, к одному месту? — недоумевал гендиректор «Фона». — Купив квартиру, ты начинаешь перемещаться с утра по одному маршруту, вечером — обратно. Не проще ли жить там, где работаешь? Идея арендного жилья оправдана. В царское время вообще жилье не покупалось. Люди селились там, где им подходили соседи. Это очень важный фактор. Если строится тот же коттеджный поселок, в нем собираются люди одного уровня образования, равного статуса. Мы один раз попытались совместить: полдома продали ГЖФ по «ветхой программе», а вторую половину заселили предпринимателями. В итоге одни хотели что-то рушить, другие — улучшать, и, в конце концов, постепенно расселились.

Анатолий Николаевич рассказал, почему он предпочитает строить в чистом поле, а не на готовых коммуникациях, хотя и не всегда отказывается от точечной застройки.

— Как показал жизненный опыт, ни в Казани, ни в Набережных Челнах, ни в Альметьевске существующих новых сетей нет, — констатировал он. — Все построены в советское время, они в среднем изношены на 85 процентов, и сдавать новый дом со старыми сетями неудобно. Ты за этот дом 5 лет отвечаешь перед дольщиками. Возникают моменты, которые приходится решать через суды. Зайдя в чистое поле, ты получаешь гарантию, что претензий по аварийным ситуациям к тебе потом не будет.

Актуальный для Челнов вопрос парковок тоже не остался в стороне. По этому поводу Ливада сообщил, что не желает потакать интересам владельцев нескольких машин.

— Сегодня норматив на одну квартиру — 1,25 машино-места. Этот норматив надуманный! — заявил глава «Фона». — Тот, кто его придумал, поддерживает интересы нефтяных магнатов. Город и так задыхается в выхлопах, люди получают астматические заболевания. Лично я против двух машин на одну семью. Вернее, имейте хоть 5 машин, но держите их за чертой города.

Также он отметил, что парковки должны быть муниципальной системой и строиться за счет налогов, а не закладываться в цену метра, как предполагается делать в автограде и как уже поступают в Москве.

«ЕСТЬ ГОТОВЫЕ СПИСКИ ЖЕЛАЮЩИХ ОТКРЫТЬСЯ»

Перспективы возможного сотрудничества с «Фоном» прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» участники встречи.

Радмир Беляев — начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства:

— Мы должны быть готовы четко сказать бизнесу, какой недвижимостью владеет «Фон», на каких условиях может предоставить эту недвижимость: будет ли это аренда или продажа, какова цена метра. Надо понимать, какого вида бизнес можно привлечь в микрорайон. Нашему отделу нужна готовая презентация коммерческого предложения. У нас подобные проекты есть и по микрорайону Замелекесье, и по новому 37 комплексу. Как правило, когда строятся жилые дома, небольшие предприниматели выкупают офисы в собственность, а потом ищут арендаторов. Ищут через нас, и у нас имеются списки и контакты. Некоторые на этом виде деятельности специализируются, выкупая недвижимость в начале застройки по низкой цене. Но в основном к нам приходят люди, у которых есть некий капитал, и они хотят его вложить в сторонний бизнес: в недвижимость, например, на случай кризиса. Они покупают уже готовые офисы и сдают их в аренду. В Челнах таких людей много. По Замелекесью, например, приходило достаточно заявок. В частности, по торговле, до тех пор, пока там не открылся «Челны-Хлеб». Все время поступают заявки по созданию частного детского сада.

Так вот, если мы из этой цепочки уберем посредников-собственников и сработаем напрямую с застройщиком, это будет здорово. Возможно, мы через наши льготные программы сможем микробизнес кредитовать, если в залог пойдет приобретаемое имущество, и еще дадим сверху хорошие условия от «Фона», дисконтную систему или рассрочку, или еще что-то. И я хочу особо отметить, что такое предложение не от малого бизнеса, не от перекупщиков, а непосредственно от застройщика к нам поступило впервые.

Прямо сейчас мы располагаем реестром предпринимателей, которым требуется офис под медцентр, парикмахерскую в собственность. Даже «Мир книг» выходил на нас с вопросом выкупа помещения. Мы этот реестр ведем, в нем есть как те, кто предлагает недвижимость, так и те, кто ищет. Их десятки. Кроме того, раньше при ТПП был департамент недвижимости, тоже вел такой реестр. ТПП пока отказалась от этой идеи, потому что она бесприбыльная, но мы все базы забрали себе.

«ДЛЯ МЕБЕЛЬНОГО БИЗНЕСА ЭТО ХОРОШИЙ РЫНОК»

Иван Шигин — гендиректор мебельной фабрики «Идея комфорта»:

— Мы сегодня переговорили с Анатолием Николаевичем о том, чтобы разместить у них в офисах продаж нашу рекламную продукцию. Люди покупают квартиры, заодно сразу и к мебели прицениваются. Магазин — это, конечно, интересно, но смотря сколько будет стоить квадратный метр. Для мебельного бизнеса новый район — хороший рынок. Покупать ее будут два-три года после заселения, за это время можно окупить саму недвижимость, а в будущем сдавать ее в аренду уже другим бизнесам — продуктовому магазину, например. Мы такой проект рассматриваем.

Михаил Надеждин — гендиректор юридической компании «Надеждин и партнеры»:

— Я хочу обсудить с Ливадой возможность, которую предлагал деловому обеду еще в прошлом году: взять, как коммерческий проект, автостоянку, и прибыль с нее направлять на нужды делового обеда. У нас же ни один проект многоярусной парковки до сих пор не состоялся в городе, так как нерентабельно. А строительство парковочных мест по типу стоянок у гипермаркетов не требует особых затрат и согласований. Земля в микрорайоне есть. Прибыль получаем — направляем на развитие делового обеда. А просто заниматься парковочным бизнесом мне лично неинтересно, у меня есть юридическая практика.

Чтобы все состоялось, надо подписать трехстороннее соглашение между проектом «Деловой обед», отделом поддержки предпринимательства и «Фоном», потому что сам проект — некоммерческая структура. Мы могли бы взять стоянку в аренду или просто взять, чтобы впоследствии и «Фон» что-то с этого имел. Тут же возможны и обоюдные услуги, возможно, я бы взял офис там при подходящей цене метра, оказывал бы юридические услуги не только населению, но и «Фону», например, в решении вопросов, которые у них существуют с дольщиками. Не все же измеряется деньгами. Анатолий Николаевич сам сказал, что когда будет общий бизнес, тогда будут и средства.