55422.jpg
По приглашению президента РТ в Татарстан приехал профессор Александр Савелов-Дерябин

В ПОЛУСЕКРЕТНОМ РЕЖИМЕ С 2012 ГОДА

— Я не сам приехал сюда, в Татарстан! — сразу заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» профессор Александр Савелов-Дерябин, приехавший в конце минувшей недели для встречи со специалистами и учеными Татарстана в управление ветеринарии РТ.

Что такое «Виватон», Александр Михайлович рассказывает с большим энтузиазмом. Разработанный на основе почти трех десятков трав препарат содержит свыше 200 активных ингредиентов и хорошо проявил себя в разных областях. Он не токсичен и не мутагенен. При этом травы для препарата доставляются из разных стран, поэтому повторить рецепт фактически невозможно.

Оказывается, реализация программы внедрения препарата для профилактики и лечения крупного рогатого скота на хозяйствах Татарстана стартовала еще в 2012 году. Сейчас по методике Савелова-Дерябина работают 184 хозяйства в 42 районах РТ, в республиканскую программу по выпуску экологически и биологически чистой продукции животноводства включены в каждом сельском районе по два опытных базовых хозяйства, в которых содержится до 1,5 тыс. коров. Начиналась программа лишь с молочного животноводства, но теперь ее рамки значительно расширены — летом 2013 года на совещании в Челнах, где участвовали специалисты компаний «Агросила групп» и «Челны-Бройлер», было решено провести производственные опыты по испытанию «Виватона» в бройлерном и яичном производствах.

«НИ ОДИН НАШ РЕБЕНОК НЕ ЗАБОЛЕЛ!»

Сотрудничество президента РТ и московского академика началось с почти случайной встречи в Москве. Савелов-Дерябин рассказывал о своей работе главам регионов. Говорил о том, как после долгой и упорной работы сложилась комплексная система здорового образа жизни «Виватон», которая включает в себя 7 культур: питания, дыхания, траволечения, водных процедур, сна, физических нагрузок и духовную культуру. Сообщил, что в лабораторных и клинических испытаниях препаратов серии «Виватон» и всех составляющих этой системы участвовали полторы сотни ведущих учреждений России, а также ближнего и дальнего зарубежья, что ныне эта комплексная система экологии человека и животного мира подтверждена 30-летней практикой...

Один — прямо скажем, впечатляющий — пример. Систему Савелова-Дерябина пять лет применяли в Москве — в школе и в детсаду. Результаты были поразительными. Так, когда в разгар эпидемии гриппа все окрестные школы позакрывались на карантин — в «пилотной» школе никто не заболел. «Ни один наш ребенок не заболел!» — с гордостью подтверждает профессор.

— Полученные результаты, — говорит он, — превзошли достижения мировой практики. Это документально подтверждено многими томами актов и заключений известных ученых и руководителей ведущих научно-исследовательских медицинских учреждений не только нашей страны, но и других стран мира. Понимаете, мы получили официально подтвержденные результаты своей работы в Москве в течение пяти лет (в школе и в детском саду). Мы получили премию от Владимира Путина. Нас оценила мировая общественность — мы получили большую золотую медаль парламента Южной Кореи, оттуда были обозреватели у нас. Мы получили от ООН две медали, потому что представители ООН тоже были обозревателями...

Александр Михайлович утверждает:

— Сегодня в России практически не рождаются здоровые дети. Некому служить в армии, некому нормально работать — очень многие больны. Я даю об этом официальную информацию, с цифрами, в своей научно-практической монографии. И призываю: остановитесь! Ведь что мы едим, из того и состоим. И если мы едим плохое мясо, пьем плохое молоко, мы просто не сможем быть здоровыми.

КАК ГРЕФ ПОМОГ МИННИХАНОВУ

Вот обо всем этом и рассказывал главам российских регионов Александр Михайлович.

— Я там говорил для всех одинаково, — сердито заметил он корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Но у всех как вошло в одно ухо, так в другое и вылетело. Видимо, мало кто из руководителей регионов заинтересован в том, чтобы народ был здоров. И только Минниханов подошел ко мне и сказал: «Вы нам нужны. Я хочу, чтобы наш российский народ был здоров». Знаете, это очень важно, что есть человек, который болеет за Отечество и за свой народ.

Однако столь высокая оценка президента РТ не помешала профессору... отвергнуть его приглашение.

— Я сразу, честно сказать, отказался, — вспоминает он.

— То есть?!

— Так и заявил: я в Татарстан не поеду. Это я молодо выгляжу, но мне уже немало лет, 19 мая будет 70. Я хочу немножко отдыхать. Я уже столько наездился, пять тысяч хозяйств объехал, и толку никакого нет. Ну деньги мы там зарабатываем, но мне это не нужно, я давно живу хорошо, у меня все есть: дом, дача, техника... Так что я отказал вашему Минниханову и уехал. Но вскоре, буквально сразу после нашего разговора, звонит Герман Греф. И говорит: Александр Михайлович, это вы зря отказались! Этот человек если сказал, то он сделает. Однозначно сделает, я его знаю хорошо...

Через пять минут после звонка Грефа позвонил Рустам Нургалиевич: мне надо всего 15 - 20 минут, можно я к вам заеду? Я ответил: буду счастлив вас принять.

Мы с ним просидели три с половиной часа... И я его назвал братом своим. Потому что этот человек для меня на самом деле как брат родной. Неважно, что я славянин, а он мусульманин. Главное — это созидатель, это человек, который думает о своем народе... Во всей стране нашелся один такой руководитель региона...

— Президент РТ сказал вам, чего он хочет добиться в своей республике?

— Минниханов хочет, чтобы дети Татарстана росли здоровыми — и в детсадах, и в школах. Я сказал: Рустам Нургалиевич, я этого сделать не смогу. Он говорит: почему? Отвечаю: а потому что это невозможно, пока мы не добьемся, чтобы дети ели только экологически чистые продукты — молоко, мясо, яйца... Молоко для детей должно быть высочайшего качества, без антибиотиков, без гормонов. Хлебобулочные изделия — без дрожжей. И так далее. Вот если мы с этими вопросами разберемся, вот только тогда я войду сюда, в детский сад, чтобы помочь детям быть здоровыми.

— Но как же вы этого добились в Москве?

— Вот и Рустам Нургалиевич о том же самом спросил: вы же в Москве работали в детсаду целых пять лет... Да, работали. Но тогдашний мэр Юрий Михайлович Лужков полностью отдал нам свою ферму — и мы поили детей чистым молоком, кормили свежими яйцами, хлебобулочными изделиями без дрожжей, сами их выпекали... Все было очень качественным. Поэтому мы и получили результат, какого в мире ни у кого нет. У нас же почти все дети сегодня — хроники, на него разок чихнули, и он уже заболел... А у нас никто не болел даже в разгар эпидемии гриппа. Видимо, поскольку мы и получили такой...

— ...впечатляющий...

— ...результат, господин Минниханов захотел, чтобы так было и в его республике. Но я сказал: я не смогу так сделать, вы простите меня. Я очень уважаю вас, но я не буду подставлять себя. Пока для детей не будет продуктов питания самого высокого качества — хлеб, яйца, птица, баранина, молочная продукция — я не возьмусь за этот эксперимент.

МЫ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ХВОСТОМ У ЕВРОПЫ

— Как же это возможно? На одной лужковской ферме — да, понятно. Но в республике не одна ферма, да еще есть агрохолдинги... Каждый сам по себе...

— Не каждый сам по себе. Рустам Нургалиевич сказал так: если для детского питания кто-то сдаст молоко с патогенной средой или с антибиотиком...

— Неужто сразу за решетку? Это ваша мечта, не так ли? Вы об этом не раз высказывались...

— ...то ему не поздоровится. Вот с такой позиции и надо подходить к сельхозпроизводителю: не смей травить народ!

— И этого можно добиться в Татарстане?

— Можно. Мы с Рустамом Нургалиевичем полные единомышленники в этом. Те, кто дает ядовитое молоко, должны будут или сделать его качественным, или уступить дорогу другим производителям... У нас все есть для того, чтобы выпускать качественное молоко. Мы уже на практике в вашей республике это отработали, занимаясь пока только лишь лечением мастита у коров.

Как известно, у нас в России высший сорт молока — с содержанием только 500 тысяч соматических клеток. А на Зеленодольском молочноперерабатывающем комбинате уже сегодня молоко, в котором лишь 400 тысяч. Не 200 тысяч пока, как в Европе в молоке высшего сорта. Но мы не должны быть хвостом у Европы. Наша задача, сказал я Рустаму Нургалиевичу, — москвичи там выкупили комбинат или не москвичи, но обязательно, чтобы хоть на одном комбинате РТ, пусть это будет Зеленодольский, было не больше 200 тысяч соматических клеток.

Конечно, речь не только о молочном производстве. Например, мы «Виватон» применяли в овцеводстве. И доказали, что одна овца, которой просто добавляли в корм полезной травы, дает три-четыре ягненка. А контрольная овца, которую кормили как обычно, — одного ягненка. В свиноводстве рождаемость поросят мы смогли увеличить в 3 раза. Поэтому я с полной уверенностью могу утверждать, что сельскохозяйственное производство сверхрентабельно.

Академик-Хамит-Равилов-говорил-об-успехах-в-области-пт
Академик Хамит Равилов говорил об успехах в области птицеводства

ДЛЯ БИЗНЕСА ЭТО ПРОСТО КЛОНДАЙК

— Александр Михайлович, ваше утверждение резко противоречит распространенному мнению о том, что сельхозпроизводство чрезвычайно убыточно.

— Да, сегодня сельхозпроизводство действительно сверхубыточно. Но специально для читателей «БИЗНЕС Online», для вашей аудитории — предпринимателей — повторяю: сельское хозяйство сверхприбыльно! Оно при правильном ведении дела может давать дохода не меньше, чем нефтедобыча и газодобыча. Можно стать триллионером, золотым магнатом... Повторяю: если разумно вести свое хозяйство.

— Но почему?

— Возьмем производство молока. Первое: применение «Виватона» намного дешевле, чем использование антибиотика. Второе: если не применяешь антибиотики при лечении мастита у коров, то не надо от 7 до 10 дней сливать молоко, чего требует законодательство, потому что антибиотики сохраняются в организме от 7 до 10 дней. Сегодня утилизируют миллионы тонн молока! И я ведь говорю только про мастит, а там море всего другого, очень много других болезней. Третье: если будет экологически чистое молоко, оно будет продаваться намного дороже. А еще у здоровых животных будет рождаться намного больше телят, резко сократится падеж, и дальше процесс пойдет в геометрической прогрессии. Телят будет все больше и больше, то есть и доходы будут расти в геометрической прогрессии. Но главное даже не доходы. Самое главное — высокое качество молока и молочной продукции сделает человека здоровее.

— Ну теперь, наверное, любой татарстанский фермер станет ломать голову: как сделать свое хозяйство сверхприбыльным? Куда обращаться за консультацией?

— В главное управление ветеринарии правительства Татарстана...

ВПЕРЕДИ ВСЕГО МИРА

— Я совершенно уверен, что у нас есть все возможности, чтобы затоварить всю Россию дешевыми и при этом экологически чистыми продуктами питания. Татарстан стал в этой сфере пионером в нашей стране. То, что сегодня здесь делается, официально вам говорю, — это сенсация, такого больше нет нигде в мире. И эту сенсацию родил ваш президент. Сегодня ваша республика идет впереди всей Европы, Азии, Америки...

— Но почему тогда об этом практически не было информации? Почему все словно засекретили?

— Всему свое время. Нам надо было сначала все отработать. ЗАО «Виватон» предложило Татарстану все необходимое — методики, препараты... Я подробно расписал, что нужно делать. Но прежде чем говорить об успехах, надо было получить их научное подтверждение. Обязательно нужно было участие ученых, их строгий контроль. Вот теперь они подтвердили первые успешные результаты...

ПЕРСПЕКТИВЫ ВИДНЫ ОЧЕНЬ НЕПЛОХИЕ

Участники республиканской программы по производству биологически чистой продукции животноводства прокомментировали ее для «БИЗНЕС Online».

Хамит Равилов — заслуженный деятель науки РФ и РТ, лауреат Государственной премии, академик АН РТ (20 лет руководил Всероссийским научно-исследовательским ветеринарным институтом):

— Сначала в Татарстане были проведены экспериментальные опыты по применению «Виватона» на различных видах животных — это и овцы, и крупный рогатый скот, а также птица. Были получены положительные результаты. Затем в ряде хозяйств молочного производства проводились уже производственные опыты. Они доказали эффективность «Виватона» при лечении маститов у коров — значительно уменьшается содержание соматических клеток в молоке, что способствует получению биологически чистой продукции. Сегодня уже определены по два базовых опытных молочных хозяйства с численностью до полутора тысяч коров в каждом сельском районе республики. В Татарстане действует составленная на 2013 - 2015 годы республиканская программа увеличения и обеспечения экономической эффективности производства экологически чистого молока и молочной продукции с использованием экстракта «Виватон». Мы с коллегами работаем в области птицеводства. Могу сказать, что в первом же опыте обнаружилось, что применение «Виватона» на бройлерном производстве дает в опытной группе на каждую голову птицы на 5 копеек меньше расходов, чем в контрольной. Умножьте эти 5 копеек на 120 тысяч голов...

Валентина Угрюмова — доктор ветеринарных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ и РТ, лауреат Государственной премии:

3.jpg
Валентина Угрюмова уверена в хороших перспективах проекта

— Мы с Хамитом Зарифовичем Равиловым работаем в рамках республиканской программы в области птицеводства с июня 2013 года, вот уже примерно 6 месяцев. Применяем «Виватон» в разные периоды роста и откорма птицы, чтобы определить лучший вариант. В первом же опыте у нас получились очень хорошие результаты, до 73 граммов привесы и уменьшение заболеваний — токсической дистрофии печени. Для птицы это бич, с которым не могли справиться, хотя иностранные специалисты приезжали, вирусологи, вакцинировали. А когда мы применили «Виватон», то это заболевание очень сильно уменьшилось, вдвое. Во втором опыте, несмотря на то что привесы немножечко убавились, были получены очень хорошие результаты по мясу — понижение жира и повышение белка. Каждый, кто покупает бройлер, может это оценить, потому что знает, сколько там жира. В настоящее время мы со специалистами компании «Челны-Бройлер» обсуждаем третью схему. Когда опыт закончится, расширим биохимическое исследование мяса птицы, хотим понять, за счет чего идет улучшение. Уже сейчас ясно, что между контрольной и опытной группами, конечно, будет большая разница в биохимии. После третьей схемы предложим оптимальный вариант применения виватона. В Мамадышском районе проводим опыты на телятах. Там тоже получены неплохие результаты. Будем продолжать, планируем аэрозольное применение «Виватона» при респираторных заболеваниях телят. Есть хорошие перспективы и в свиноводстве.

Дамир Хуснутдинов — начальник отдела главного управления ветеринарии кабинета министров РТ:

— Мы применение препарата «Виватон» для профилактики и лечения начали в 2012 году. Сейчас по данной методике работают 184 хозяйства в 42 районах республики. Проводим обучение районных ветеринарных специалистов, которые в свою очередь обучают специалистов крестьянско-фермерских хозяйств и сельхозформирований. Провели также централизованное обучение на базе Татарского института переподготовки кадров агробизнеса. В 2012 году обучение прошло на двух курсах, в 2013-м — на одном.

Планы на будущее — совместно с учеными начали проводить испытание препарата «Виватон» в птицеводстве, в частности в компании «Челны-Бройлер». В начале ноября 2013 года также начали производственные испытания в птицеводческом комплексе «Ак Барс» Лаишевского района — добиваемся увеличения яйценоскости кур-несушек и выводимости цыплят, а также толщины скорлупы яиц. В Мамадышском районе начали опыты по профилактике желудочных заболеваний телят. Перспективы видны очень неплохие.