КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННУЮ ПРЕССУ?

Как говорится в сообщении «БИЗНЕС Online» от 22 апреля, Фарид Мухаметшин, выступая на сессии Госсовет РТ, дал понять, что у власти есть неудовлетворенность деятельностью двух главных государственных газет.

Спикер сказал: "Я должен кратко сказать о том, что мы выражали неудовлетворенность деятельностью этих редакций, которая вылилась в большой разговор в республике после того, как президент Татарстана посетил редакцию "Ватаным Татарстан". Мухаметшин заявил, что газеты ждет оптимизация расходов, а коллективам редакций предложил серьезно задуматься над тем, что они пишут, стать более критичными".

Наведя справки у пресс-секретаря президента Айрата Зарипова и пресс-секретаря Госсовета Резеды Макуевой, я выяснил, что посещение президентом "Ватаным Татарстан" состоялось аж 17 мая прошлого года. В тот высокоторжественный день отмечался 90-летний юбилей этого издания. Президент вручил им благодарственное письмо и поучаствовал в чаепитии; как то, так и другое никоим образом не наводило на мысль о его неудовлетворенности.  

Передают, правда, что во время чаепития редакторы завели обычную волынку о необходимости "усилить работу по подписке", и вот это аукнулось им в момент, когда экономический кризис постучался в двери республики.

Для несведущих, если таковые еще остались, поясню, что правительственная пресса обходится бюджету в двойную цену: сначала оплачивается производство собственно газеты, а затем подписку на нее (в частности, все гос- и муниципальные органы обязаны ее выписывать). К тому же подключается и административный ресурс: есть план подписки, есть и порайонная разнарядка. Видимо, эту практику, вспомнив свою коммунистическую молодость и свежесть, имел в виду Фарид Хайруллович, когда сказал: "Нужно более интересными сделать эти газеты, чтобы тираж повысить не путем администрирования, насильственно: каждому коммунисту по "Республике Татарстан", а иными формами журналистской работы".

КВАДРАТУРА КРУГА

Задача сделать правительственную прессу более интересной ставится каждый год, но, к сожалению, она не решаема в принципе. Канцелярский, суконный язык, истасканные и сюсюкающие заголовки, рубрики, которым сто лет в обед, – словом, тусклые, невыразительные издания, которым, похоже, забыли сообщить, что советская власть уже кончилась и на дворе XXI век. Я не раз печатно вопрошал: как правительственные газеты представляет себе своего читателя? В частности, обязательно ли тот должен быть микроцефалом? Не дают ответа.

Теперь намерены вдохнуть в них новую жизнь путем передачи "важнейших функций по управлению… Агентству по массовой коммуникации РТ "Татмедиа". Оно "теперь будет контролировать экономическую составляющую деятельности газет: заниматься подготовкой смет расходов, фондов оплаты труда, штатных расписаний, бухгалтерских балансов, проводить закупки для нужд редакций. "Татмедиа" также предстоит заключить обновленные контракты с главными редакторами газет".

Кажись, стало уже общим местом утверждение, что государство – плохой менеджер. Но, по-видимому, это касается всех бизнес-сфер, кроме масс-медиа. Не представляю себе, каким образом газета станет более интересной, если сметой ее расходов будет заниматься "Татмедиа" или даже сам министр экономики. Конечно, смета может явиться шедевром бухгалтерской мысли, но, если журналист, подобно Ляпису Трубецкому, описывает, как славно потрудились Гаврилы-колхозники в минувшем году, газету никто читать не захочет.

Как мне представляется, сама идея правительственной прессы исходит из презумпции, будто правительство, словно чеховскую вдовицу, что намедни кофий пила и безо всякого удовольствия, никто не любит и не жалеет, а потому, если хорошенько не заплатить, его никто не станет защищать. Между тем, здесь кроется ужасное заблуждение. Никакая власть, а уж тем более нынешняя, не плавает в безвоздушном пространстве, она покоится на более или менее твердой поддержке большинства.

Говорю об этом безо всякой иронии. Как бы ни относиться к "чистоте" и "прозрачности" татарстанских выборов, нет сомнений, что рейтинг Шаймиева, а вместе с ним и всей системы республиканской власти, неизменно высок, превышая 50-60 процентов. Какие же в этих условиях основания предполагать, что, стоит отпустить правительственную прессу на "вольные хлеба", как она тотчас перебежит на сторону оппозиции? По-моему, никаких. Да и где она, эта оппозиция?

НЕ ВЛАСТЬ, НО ПАРТИЯ ВЛАСТИ

Сакраментальная мысль: а что, если завтра "Республика Татарстан" перестанет выходить – совсем и навсегда? Кто это заметит и по какой причине? Почувствуют ли Госсовет и кабмин, что лишились мощной идеологической поддержки? Оглянется ли беспомощно осиротевший читатель? И не эту ли перспективу держал в уме спикер, когда заметил, что, если вмешательство "Татмедиа" не принесет результатов, то руководство РТ готово к "более радикальным мерам"?

Мне думается, что сегодня следовало бы задуматься, как передать правительственную прессу под эгиду правительственной партии.

Во-первых, правительство избавится от актива, приносящего одни убытки, и бюджет вздохнет с облечением.

Во-вторых, власть выйдет из ложного положения, когда две ее ветви, по определению оппонирующие друг другу, являются учредителями одного СМИ. Неловкость усугубляется тем, что в органе Госсовета могут печататься далеко не все депутаты. Так, Александр Штанин рассказывал мне, что за несколько своих легислатур он лишь однажды попытался опубликоваться в "Республике Татарстан", да и то неудачно. Как часто выступают на страницах своего печатного органа депутаты-коммунисты, не скажу, но думаю, что нечасто.

В-третьих, тот, кто следит за партийной жизнью, не мог не заметить, что в последнее время "Единая Россия" все громче говорит о необходимости широких общественных дискуссий. Скажем, "Республика Татарстан" – чем не подходящая площадка для таких дискуссий? Прииди, ЕР, и володей нами!

Наконец, в-четвертых, перемена учредителей не доставит никаких неудобств сотрудникам правительственных изданий. Как были они верными солдатами идеологического фронта, так и останутся ими. Только воевали на стороне правительства и партии, а перейдут на сторону партии и правительства.

Что до утративших бдительность колхозников, то они по-прежнему будут славно трудиться в минувшем году.

Лев Овруцкий