Максим Соколов: «Речные перевозки были недооценены по-настоящему в масштабах всей страны»

НЕДООЦЕНЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

Сегодня одним из главных вопросов коллегии министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ стала проблема пассажирских речных перевозок пригородных и межрегиональных. По словам министра транспорта РТ Ленара Сафина, до 2003 года из Казани до Самары, Ульяновска, Тольятти и других городов ходили скоростные суда. Но изношенность судов и рост эксплутационных затрат привели к прекращению этих перевозок. «Татфлот» сегодня располагает двумя скоростными «Метеорами», отметил Сафин, еще несколько законсервированных есть в Камском речном пароходстве. Проведен предварительный анализ открытия межобластных сообщений от Казани до Ульяновска, Тольятти, Новочебоксарска, Самары, Нижнего Новгорода. «И уже в навигацию 2014 года эти перевозки можно организовать», — заявил Сафин. Кроме того, он отметил, что целесообразно разработать на федеральном уровне программу возрождения перевозок на речном транспорте в ПФО с субсидированием рейсов. «При принятии положительного решения мы готовы в навигацию приступить к реализации проекта», — заверил министр.

Что касается несколько более отдаленного будущего, то, по словам Сафина, судостроители (в том числе и зеленодольские) способны вывести на рынок речные пассажирские суда нового поколения. Но государство должно помочь судоходным компаниям их приобрести, сами речники таких денег не найдут.

Отметим, что Сафин уже не впервые высказывается на эту тему. Так, на прошлогодней коллегии минтранса Сафин попросил у федерального центра денег на новые пригородные теплоходы. Просьбу он мотивировал тем, что износ судов татарстанского речного флота в некоторых случаях достигает 100%. «Первоочередная задача — обновление флота, — отметил тогда Сафин. — Необходим комплексный подход в решении этой проблемы, который включает создание механизма софинансирования, предоставления льготных кредитов и применения лизинговых схем с гибкими условиями». Глава минтранса попросил президента РТ Рустама Минниханова поддержать обращение министерства в федеральный центр с просьбой субсидировать покупку судов. «Мы прекрасно видим: флот в плачевном состоянии, — подытожил министр. — Без государственной поддержки нам флот на Волге и на Каме не поднять».

Сегодня у Сафина была возможность обратиться непосредственно к министру транспорта и дорожного хозяйства России Максиму Соколову — он присутствовал на коллегии. И федеральный чиновник высказал полную готовность содействовать: «Речные перевозки были недооценены по-настоящему в масштабах всей страны», — констатировал он и заявил, что ПФО и Казань в частности должны стать «катализатором проекта». Он сообщил, что после Олимпиады в Сочи будет проведено совещание, на котором обсудят проект запуска межрегиональных речных пассажирских речных перевозок в ПФО.

Шефа минтранса поддержала и заместитель полномочного представителя президента РФ в ПФО Галина Изотова: «Как и в региональных авиаперевозках, Татарстан сможет быть лидером, координатором в речных перевозках».

«ЕСЛИ СЕЙЧАС УПУСТИТЬ ВРЕМЯ...»

Любопытный комментарий к теме «БИЗНЕС Online» дал коммерческий директор ОАО «Московский судостроительный завод» Борис Новосельцев. По его словам, в отдельных регионах уже предпринимаются усилия по возрождению пригородного пассажирского флота. Причем строят его по зеленодольским проектам.

«Возрождение речных пассажирских перевозок — вопрос чрезвычайно важный и своевременный, — рассказал Новосельцев. — Если сейчас упустить время, потом будет чрезвычайно сложно наверстать упущенное... Это бизнес, который работает от 6 до 9 месяцев в году, поэтому без помощи государства он существовать не может. Надо помогать либо при помощи финансирования из региональных и муниципальных бюджетов, помогая текущей деятельности, или же помогать в приобретении судов. Ведь за последние 20 лет флот почти не обновлялся. В стране заказов на суда городских и пригородных линий на 2014 год единицы. Через некоторое время контрольные органы сегодняшний флот допускать до перевозок перестанут... Для транзитных перевозок нужны другие суда. В принципе, можно привести в порядок стоящие сейчас на консервации суда на подводных крыльях. Можно параллельно строить новый скоростной флот. Но надо начинать не со строительства, а с экономики. Надо сделать прибыльным сам бизнес. На сегодня это нерешенная проблема. Решение? В последнее время заказы идут только оттуда, где глава региона или мэр города оказывают помощь перевозчикам. Например, астраханский губернатор, понимая важность проблемы, принял решение о создании нового флота. Астраханцы в этом году будут пользоваться новым комфортабельным пассажирским флотом. Это суда на 129 пассажиров, очень экономичные. Они построены по проекту Зеленодольского проектно-конструкторского бюро. Как раз сегодня заложили третье судно этого проекта».

По словам Новосельцева, одно такое судно стоит 32,5 - 35,5 млн. рублей.