ОСМЕЛЕВШИЙ АДВОКАТ

Сегодня стало известно, что 28 января в Казани задержали адвоката Ирину Плотникову. Она представляла Нижнекамский филиал адвокатской палаты Татарстана. Среди ее клиентов был лидер нижнекамской группировки «Мамшовские» — Александр Мамшов.

Напомним, газета «БИЗНЕС Online» писала о том, что в начале года в Верховном суде РТ началось рассмотрение уголовного дела в отношении участников группировки.

Кроме Мамшова на скамье подсудимых оказались 42-летний Дмитрий Гопоненко, 41-летний Сергей Сорокин, 39-летний Ильдус Ганиев, 36-летний Денис Лушников, 43-летний Андрей Бердников. Как считает следствие, с 1997 по 2010 годы участники группировки совершили два убийства, два покушения на убийство, похищение человека, семь хищений имущества, в том числе из ОАО «Нижнекамскнефтехим». Следствием также предъявлено обвинение в незаконном обороте наркотических средств, нарушении авторских и смежных прав и незаконном предпринимательстве. Всего подсудимые подозреваются в совершении 34 преступлений на территории Нижнекамска.

«В ходе расследования уголовного дела адвокаты «мамшовских» неоднократно пытались скомпрометировать сотрудников полиции, в том числе с использованием СМИ и сети интернет, — рассказал «БИЗНЕС Online» замруководителя отдела информации МВД РФ по РТ Максим Костромин. — Показания обвиняемых, которые пошли на сотрудничество со следствием, пытались представить как заведомо ложный донос».

456.jpg
Адвокат Ирина Плотникова пыталась с помощью взятки в 1 млн. рублей повлиять на ход суда по делу ОПГ «Мамшовские»

Но на этом адвокаты «мамшовских», по словам Костромина, не остановились. С помощью взятки в 1 млн. рублей они попытались организовать увольнение сотрудника угрозыска, который руководил группой по разработке и ликвидации преступного сообщества. После того как полицейский будет уволен, причастные к этому делу обещали «разобраться с ним».

В ноябре прошлого года в подразделение собственной безопасности республиканского МВД Татарстана поступила информация о том, что адвокат Плотникова за денежное вознаграждение хочет добиться увольнения одного из оперативников угрозыска.

При встрече с сотрудником подразделения собственной безопасности адвокат подтвердила, что готова выплатить крупную сумму после того, как оперативник будет уволен. Полицейские инсценировали процедуру его увольнения якобы после совершения проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. А 28 января в одном из кафе Казани полицейский передал Плотниковой выписку из приказа об увольнении оперативника. Подозреваемая, в свою очередь, передала ему денежные средства, после чего была задержана.

Старший помощник руководителя следственного комитета РФ по РТ Андрей Шептицкий сообщил «БИЗНЕС Online» о том, что суд уже избрал для Плотникой меру пресечения: на время следствия ее взяли под стражу.

Стоит отметить, что Плотникова не является адвокатом с громким именем. И, как сообщила пресс-секретарь Верховного суда РТ Наталья Лосева, она не представляла интересы Мамшова в суде.

Каковы были мотивы у Плотниковой, которая, потеряв всякий страх, стала предлагать взятки сотрудникам собственной службы безопасности — отделу, который в структуре МВД отличается максимальной принципиальностью? Источник «БИЗНЕС Online» в правоохранительных органах объяснил, что у защиты «мамшовских», по всей видимости, был разработан целый план действий. Во-первых, при разбирательстве доказательной базы дела в суде они могли указать на то, что сотрудник полиции, который вел оперативное сопровождение дела, был уволен по отрицательным мотивам. Причем эта отсылка действительно могла повлиять на оценку доказательств и исход дела. Во-вторых, по мнению источника, «мамшовские» просто хотели отомстить сотруднику угрозыска и грозили ему буквально «физическим устранением». Источник также сообщил, что для России ситуация, когда адвокат выходит на службу безопасности МВД с подобным предложением, является беспрецедентным.

08.jpg
На скамье подсудимых участники банды «Мамшовские: Дмитрий Гопоненко, Сергей Сорокин, Ильдус Ганиев, Денис Лушников, Андрей Бердников

КАК «МАМШОВСКИЕ» АТАКОВАЛИ СМИ

«Мамшовские» не раз пытались уйти от преследования силовиков проявляя изобретательность. После ЧП в отделе полиции «Дальний» в ряде федеральных СМИ появились публикации о пытках задержанных в учреждениях республиканских правоохранительных органов. Одна из газет писала: «Сегодня в одной из тюремных больниц Казани находится некто ранее не судимый Сергей Сорокин, отец двоих детей. Его арестовали и потребовали написать донос на известного в городе человека. И несчастный... стал источником заведомо ложного доноса. Самое страшное произошло потом: когда Сорокина вернули в камеру, он отрезал себе язык, чтобы его больше не возили на допрос».

Сорокин оказался одним из «мамшовских». По версии следствия, Сорокин в сентябре 2002 года по заказу Мамшова убил в селе Афанасово Нижнекамского района некоего Бизяева. Причина — конфликт Бизяева с Мамшовым на почве совместной коммерческой деятельности, а по сути: хищений продукции с ОАО «Нижнекамскшина».

В сентябре того же 2002 года в подъезде собственного дома подвергся нападению Сергей Журавлев — генеральный директор предприятия «СГ-Транс». Двое нападавших избивали его железными прутьями, явно намереваясь убить. Предпринимателя спасло то, что он потерял сознание, и преступники посчитали его мертвым. Задержанные впоследствии «мамшовцы» в один голос утверждали, что исполнителем покушения был Сорокин, в тот момент уже находившийся в международном розыске за убийство Бизяева.

Задержали Сорокина 2 января 2012 года, а 4 января он написал несколько заявлений об известных ему обстоятельствах убийства Бизяева и покушения на убийство Журавлева, то есть дал показания против «известного в городе человека» Мамшова. Правда, к чему Сорокин оказался не готов, так это к очной ставке с самим Мамшовым в присутствии адвоката ОПГ. Очная ставка была запланирована на 13 января 2012 года, и накануне, 12 числа, боясь встречи со своим главарем и последующей расплаты, Сорокин отрезал себе часть языка лезвием от одноразового бритвенного станка. Позже, находясь в больнице, он пытался симулировать психическое расстройство якобы от применения к нему психотропных препаратов, но медики быстро опровергли это обвинение. Сейчас же адвокаты и Сорокина, и «известного в городе человека» Мамшова пытаются преподнести данные ранее показания, как «заведомо ложный донос».

«ОПЕРАТИВНИКИ СЧИТАЮТ ПРОФЕССИЮ АДВОКАТОВ БЕСПОЛЕЗНОЙ.
И ОТНОШЕНИЕ АДВОКАТОВ К ОПЕРАТИВНИКАМ АНАЛОГИЧНОЕ!»

Ирина Хрунова — адвокат:

— Ни разу в своей практике не встречалась с «грязными» методами ведения защиты. Все мои коллеги работают исключительно на основании закона.

Адвокаты и сотрудники полиции декларируют в соответствии с законом одинаковые требования: как адвокат стремится к полному соблюдения закона, так и оперативники декларируют такие принципы работы. Но по факту складывается такая ситуация, что мы с оперативниками какие-то непримиримые враги, даже больше, чем следователь с адвокатом. Оперативники считают адвокатов совершенно бесполезной профессией, соответственно, и отношение адвокатов к оперативникам аналогичное.

Задержан адвокат — очень жаль, тем более задержан посредством провокации. Остается только ждать дальнейшего развития событий.

Что касается взяток, нельзя говорить, что вообще нет адвокатов, нечестно ведущих свою деятельность. Они есть, но это единичные случаи. Когда о них становится известно, это выставляется в таком свете, что все без исключения адвокаты только и делают, что носят деньги от клиента к следователю. На самом же деле, работа адвоката — очень сложная профессия, которая все время сталкивается с проблемами. Проблемы взаимоотношения со следователями, оперативниками, судами.

Борис Маслов — адвокат:

— Честно говоря, я впервые слышу о подобном случае, когда адвокат настаивает на увольнении одного из сотрудников уголовного розыска. Безусловно, на слуху громкие события подобного характера из СМИ, но в своей практике никогда с таким случаями не встречался. Вообще, схема с увольнением мне не совсем понятна, ее причинно-следственные связи.

Александр Аввакумов — экс-замначальника угрозыска МВД по РТ:

Впервые слышу, чтобы адвокаты предпринимали попытку «своеобразного» заказа на сотрудника. Ведь расследование осуществляет не один сотрудник. Кроме того, основной вклад, само распутывание дела ведет следствие. Только в момент задержания сотрудник уголовного розыска играет важное значение в деле, дальше его влияние незначительно. В основном адвокаты подкупают судей, свидетелей. Кроме взятки, используют угрозы семье, детям, непосредственно самому сотруднику. Что касается подкупа то это, как правило, деньги или недвижимость: квартира, машина и тому подобное.