На брифинге в кабмине РТ обсудили перспективы технопарков

«БОЛЬШИНСТВО ПРОМПЛОЩАДОК ЯВЛЯЮТСЯ ЧАСТНЫМИ ПРОЕКТАМИ»

Открывая брифинг, заместитель министра экономики — начальник департамента поддержки предпринимательства минэкономики РТ Рустем Сибгатуллин начал с новости, что на базе ОЭЗ «Алабуга» создается индустриальный парк «Синергия», запуск которого запланирован на первый квартал 2014 года. Производственная площадь нового объекта составит 18,6 тыс. кв. м, здесь предусмотрены складские и офисные помещения. Сумму инвестиций в ИП «Синергия» докладчик раскрывать не стал.

Сибгатуллин напомнил, что в рамках ежегодного конкурса минэкономразвития РФ в 2013 году впервые реализовывалась программа по господдержке частных технопарков. Так, в рамках пилотного проекта были выделены субсидии на развитие инфраструктуры промпарков на базе «Химград» и КИП «Мастер» в размере 400 млн. рублей (в том числе 50% — из бюджета РТ), 26,2 млн. рублей из республиканского бюджета были направлены на строительство инфраструктуры Тюлячинского промпарка. Кроме того, рублем поддерживали и резидентов: так, в прошлом году 173 компании, ведущие бизнес в технопарках либо на промплощадках, получили субсидии на 75 млн. рублей для компенсации затрат по аренде или выкупу помещений на территории площадки. («БИЗНЕС Online» готовит развернутый материал о том, продолжится ли программа по субсидированию частных технопарков, и какие новые виды поддержки МСБ можно ожидать в этом году).

В настоящее время в республике функционируют 53 промышленные площадки муниципального уровня (ППМУ), из них, по словам Сибгатуллина, порядка 10 показывают динамичные темпы роста, а остальные находятся «в разной степени готовности». Замминистра сообщил, что в этом году планируется провести ревизию ППМУ — по его словам, большинство промплощадок в РТ являются частными проектами.

Одновременно, по словам Сибгатуллина, разрабатывается концепция развития промышленных площадок в рамках центра кластерного развития РТ в области переработки полимеров с созданием единой управляющей компании. Замминистра отметил, что в этом году будет вестись работа по устранению пробелов в нормативно-технической базе, что необходимо для дальнейшей поддержки управляющих компаний и резидентов промплощадок.

Роман Шайхутдинов и Рустем Сибгатуллин
Роман Шайхутдинов и Рустем Сибгатуллин

ПОЧТИ МИЛЛИАРД УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ — ЧЕМ НЕ ПОВОД ДЛЯ СТАРТАП-САБАНТУЯ?

О том, как государство помогает взращивать малый и средний IТ-бизнес в отдельно взятом регионе, доложил заместитель премьер-министра — министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов. Характеризуя казанский IТ-парк, министр отметил, что это единственный технопарк в стране, «заточенный» под отрасль информатизации. Более того, по словам Шайхутдинова, совокупная выработка на одного человека на обеих площадках IТ-парка (напомним, в августе 2012 таковая открылась в Набережных Челнахред.) — 1,2 млн. рублей, что на 30% выше, чем в среднем по России.

— Цифры достаточно скромные: так, средняя выработка на одного сотрудника «Майкрософт» — порядка 110 - 150 тысяч долларов в год, — указал министр на планку, к которой надо стремиться.

Как сообщил глава минсвязи РТ, суммарная выручка 139 компаний-резидентов казанской и челнинской IТ-площадки по итогам 2013 года составила 6,9 млрд.рублей, в то время как по итогам 2012 года она была менее 5 млрд. рублей. «Резидентами и управляющими компаниями по итогам прошлого года уплачено 900 млн. налогов», — отметил министр. По его словам, только за счет налоговых платежей от резидентов казанский IТ-парк окупается уже в 2014 году. Тем временем в Челнах строится 80-квартирный дом для «айтишников».

Кроме того, по оценке Шайхутдинова, в Татарстане сформирован самый большой бизнес-инкубатор в области информационных технологий общей площадью 3 тыс. кв. м (1 тыс. кв. м в Казани и 2 тыс. кв. м в Челнахред.), за время существования которого рассмотрено 1,5 тыс. заявок на получение статуса резидента. Сегодня общее число резидентов казанско-челнинского бизнес-инкубатора — 67, и они, по словам докладчика, в 2013 году удвоили объем привлеченных инвестиций до 84 млн. рублей.

Кроме того, Шайхутдинов сообщил, что казанский IТ-инкубатор переходит на формат коворкинга, «когда команда проекта может состоять из одного человека», и анонсировал проведение в этом году стартап-Сабантуя по аналогии с недавно прошедшим Russian Startup Tour. Напомним, Казань стала участником масштабного проекта Russian Startup Tour — 100-дневного тура по российским городам, организованного при участии «Сколково» и Российской венчурной компании с целью найти перспективные высокотехнологичные проекты.

Альберт Каримов
Альберт Каримов

«РАЗВИТИЕ ТЕХНОПОЛИСА УЖЕ ИДЕТ НЕ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТА, А ЗА СЧЕТ КРЕДИТОВ»

Далее возможностью презентовать подведомственные площадки журналистам воспользовались генеральный директор ЗАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея» Сергей Юшко и председатель совета директоров ОАО «Химград» Альберт Каримов. Их доклады также изобиловали цифрами, призванными продемонстрировать эффективность подобных площадок.

В частности, Юшко акцентировал внимание на том, что инвестиции республиканского бюджета проект вернул в виде налогов еще в 2007 году (и с тех же пор на 100% заполнен), а по итогам 2012 года совокупный оборот резидентов ТП «Идея» и их территориальных подразделений превысил 7 млрд. рублей. «В том числе 4,5 миллиарда рублей — это продукция с использованием нанотехнологий», — сообщил руководитель технопарка. По его словам, среди 400 компаний, вышедших из ТП «Идея» за 10 лет существования технопарка, есть сегодняшние резиденты и «Химграда», и IТ-парка, и КИП «Мастер».

Кроме того, Юшко напомнил о созданном нанотехнологическом центре — совместном проекте с «Роснано», получившем инвестиции в 1,7 млрд. рублей. Вообще, по его словам, мнение о том, что с госкомпаниями невозможно работать — не более чем иллюзия. «Резиденты нашего технопарка разработали корпоративные стандарты для «Газпрома» в рамках широкой программы аутсорсинга для малых компаний. Аналогично мы являемся серьезными партнерами для «Сибура», «Роснефти» и так далее», — сообщил руководитель ТП «Идея».

Об успешном развитии сотрудничества с другой газпромовской структурой — Газпромбанком — рассказал Альберт Каримов, в свою очередь, подчеркнув, что развитие технополиса «Химград» идет уже не за счет бюджетных средств, а за счет кредитов.

«По итогам 2013 года у нас работают более 230 резидентов, выпускающих продукцию на 14 миллиардов рублей, а 2012 году было на 11,5 миллиардов. В первом полугодии планируем открыть еще 4 новых производства с инвестициями до 2 миллиардов рублей. Мы активно занимаемся расширением инфраструктуры, но уже за счет банковского кредитования, совместно с Газпромбанком мы построили порядка 50 тысяч квадратных метров площадей для размещения малых компаний», — уточнил Каримов. И хотя, по его словам, «подготовленных свободных площадей пока нет», председатель совета директоров «Химграда» тут же заявил о планах построить еще 60 тыс. кв. м «в течение ближайшего года».

БИЗНЕСУ ПОМОЖЕТ ТОЛЬКО ДРУГОЙ БИЗНЕС?

Резюме прозвучавшим докладам подвел помощник президента РТ по экономическим вопросам Айрат Хайруллин.

— В Татарстане 6 индустриальных парков, 9 технопарков, 5 бизнес-инкубаторов, и по всем площадкам за 2013 год обеспечена выручка в 95 миллиардов рублей, — отчитался Хайруллин. По его словам, помимо республиканских проектов, в каждом муниципальном районе должна быть площадка, куда предприниматель может прийти со своим бизнес-планом и за минимальную сумму получить доступ к инфраструктуре. «Малый бизнес — он не в особых экономических зонах, а в районах», — намекнул докладчик.

Однако здесь, на этой площадке предпринимателя запросто встретит другой бизнесмен (к вопросу о «минимальной сумме»), не секрет, что сегодня по всей республике активно создаются частные технопарки, поскольку вышеописанные площадки и специализированы, и, как признались их руководители, уже полностью заполнены. Речь идет и о промышленных площадках муниципального уровня, работу по которым начинало еще агентство инвестиционного развития (в бытность озадаченное и развитием МСБред.), а сегодня продолжает министерство экономики РТ. В минэкономики намерены провести ревизию ППМУ, как прокомментировал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Сибгатуллин, вероятно, что большинство таких площадок окажутся частными.

Тем временем, Хайруллин напомнил журналистам, что в субботу в Казани состоится открытие первой очереди хардверного технопарка Navigator Campus — и это тоже полностью частный проект. «Если IТ-парк сосредоточен на создании программного обеспечения, то хардверный технопарк будет специализироваться на производстве 3D-принтеров, бытовом и промышленном их использовании, а также на робототехнике», — пояснил «фишку» нового объекта Хайруллин. По его словам, если стартовая цена 3D-принтера на рынке начинается от $1,5 тыс., то здесь «за счет масштаба и лучшей логистики молодежь получит возможность своими руками собрать такой принтер». Хайруллин рассказал, что даже есть такая шутка, мол, некоторые детали для сбора 3D-принтера можно распечатать на самом 3D-принтере.

«СОВРЕМЕННЫЙ ТЕХНОПАРК — НЕ ПРОСТО СРЕДСТВО МОНЕТИЗАЦИИ ИДЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП РАЗРАБОТЧИКОВ»

Перспективы развития частных технопарков в Татарстане газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Олег Спичкин — управляющий партнер группы компаний ABS3D.ru ООО «Инновации Решения Технологии»:

— Мы с интересом следим за развитием проекта Navigator Campus, находимся в постоянном конструктивном диалоге с его модератором. Более того, с учетом расширения сфер и нового этапа нашей деятельности мы даже рассматривали площадку Navigator Campus для размещения шоу-рума нашего центра 3D прототипирования, однако на данный момент нами принято решение о размещении в технопарке «Идея» на площадке ЦМИТ, цели и задачи которого наиболее соответствуют нашей концепции. Не последнюю роль в выборе и сыграла близость наших действующих и потенциальных клиентов — резидентов и партнеров «Идеи», ведущих с нами тесные деловые отношения в рамках их инновационных разработок. Кстати, в последний момент нам предложили участвовать в открытии Campus, презентовав на нем наш шоу-рум из 12 современных 3D-принтеров и ряда профессиональных сканеров. Но в этот же день в Москве будет проходить международная выставка «3D ПринтЭкспо-2014», где мы экспонируемся как одни из наиболее крупных поставщиков 3D-оборудования в Поволжье.

Тема развития частного технопарка является явным положительным прецедентом и новой для РТ на фоне различных федеральных и республиканских программ в этом направлении. Татарстан показал себя явным лидером по развитию этого направления. Но и реализация концепций различных технопарков, будь то частный или государственный, налагает на модератора определенную ответственность по различным параметрам: пополнение его именно профильными резидентами, контроль за развитием проектов и интеграция их в конкретные потребности региона и страны. Современный технопарк в моем понимании является некой площадкой для выполнения конкретных задач отраслевой экономики страны и республики, а не просто средством монетизации идей отдельных групп разработчиков, безусловно, талантливых. Я неоднократно наблюдал картину, когда множество проектов, несмотря на частную и даже государственную поддержку, уходили в песок из-за неэффективного менеджмента, отсутствия элементарного спроса и неактуальности. Нам часто приходилось общаться на различные темы с ребятами из Navigator Campus: особое уважение у меня вызывает группа разработчиков 3D принтера Nova. Я желаю им продолжения развития их проекта на новой площадке, и не потерять их интеллектуального запала в сложной пучине коммерческого рынка.

Изначально, как мне известно, Campus был заточен на аккумулирование в себя разработчиков робототехники, по крайней мере, так было заявлено. Если же инвесторы решили остановиться на специализации производства 3D-принтеров, то рекомендую им особо тщательно изучить этот рынок и найти в нем свою нишу за счет серьезного анализа спроса, принципиально новых технологических решений, обеспечения сервиса и гарантийного обслуживания и прежде всего качества выпускаемой продукции. Как мне известно, над этим им стоит поработать. Отвечая на ваш вопрос, скажу: принципиальной конкуренции между нашей компанией и Campus быть просто не может по той простой причине, что мы являемся устоявшейся коммерческой структурой с развитой дилерской и потребительской сетью и собственными разработками, а Campus — очередной стартап-проект, которому только предстоит выход на этот сложный рынок, уже насыщенный подобными разработками. Но мы относимся к проекту Campus с уважением, готовы к сотрудничеству и реализации целого ряда практических задач.

Иннокентий Френкель — управляющий технопарка «Никольское»:

— Насколько я знаю, частных технопарков в республике еще очень мало. Но вообще появляются, и я эту тенденцию полностью поддерживаю, поскольку считаю, что частный технопарк эффективнее государственного. В частных руках могут быть и более гибкие подходы к резидентам, и более низкие тарифы.

Возьмем любой из наших государственных технопарков, условия там, считаю, не сильно интересны для предпринимателей. Тот же «Химград», насколько я знаю, за подключение к сетям оплату не берет, зато дальнейший тариф за электроэнергию и тепло идет со 100-процентной накруткой управляющей компании. Понятно, что и частная управляющая компания будет закладывать свои надбавки, но, по нашему опыту, наценка у частников намного ниже — плюс 20 процентов к тарифу «Энергосбыта», и этого вполне достаточно. Этот уровень приемлем и для резидента, и для управляющей компании.

Открывается хардверный технопарк? Нет, не слышал. У нас нет особой жесткой специализации, но в основном деятельность наших резидентов связана с переработкой полимеров, пластмасс. Если в этом году будет программа поддержки частных технопарков, то мы, конечно, будем принимать в ней участие. Но, по-моему, в прошлом году там вопрос еще только прорабатывался, и пока субсидирование было связано только с государственными муниципальными технопарками.

Игорь Вечеров — директор некоммерческого партнерства предпринимателей технополиса «Химград»:

— Создание технопарков — это дело благое, тем более что там используется еще советская инфраструктура, что сокращает издержки резидентов и ложится на накопленный ранее потенциал. Технопарки решают огромное количество проблем малого бизнеса, связанных с техприсоединением к сетям и прочим. Другое дело, что «в полный рост» встала проблема финансовой доступности тех же самых энергоресурсов для малых предприятий и отсутствия внятной промполитики, гарантирующей этим предприятиям хоть какой-нибудь шанс «на выживание».

Кстати, сразу считаю необходимым отметить, что во многих случаях технопарки являются просто «промплощадками», на которых во многом «по инерции» размещаются самые разные склады и производства, в своей совокупности не имеющие ни общей стратегии, ни идеологии, ни вектора развития. Ну да ладно, это специфика «момента» и очевидного факта отсутствия внятной промышленной политики государства.

А вот по поводу тарифов на энергоресурсы в этих технопарках нужно остановиться чуть поподробнее. Не знаю, может, это для какого-то является секретом, но каждая промплощадка в первую очередь имеет подлючение к электроэнергии, причем по достаточно «высокому» напряжению: 110 кВ, либо 35 кВ. Своим резидентам технопарки производят «раздачу» электроэнергии через понижающие трансформаторы на напряжении 380 В, и по совсем другим ценам, гораздо более высоким, чем получает сам технопарк. Эту разницу в тарифах формирует Госкомитет по тарифам РТ, и эта разница зачастую составляют львиную долю доходов технопарка. Так выглядит «механизм», а вот как он конкретно применяется в каждом случае — вопрос конкретного «хозяина», и тут возможны варианты.

Тем не менее «финансовым праздником» существование технопарков не назовешь: инфраструктурных проблем просто море-океан! Во-первых, все состарилось, а во-вторых, вокруг ходит огромное количество охотников-контролеров. Далеко за примерами ходить не буду: на территории технополиса «Химград», например, активно начала действовать административно-техническая инспекция по соблюдению «красоты» фасадов производственных корпусов, и уже вынесено значительное количество постановлений об административных правонарушениях в отношении руководителей организаций и самих организаций.