«ДЛИНА ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕОЗНА В ПРОШЛОМ ГОДУ БЫЛА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОБЫЧНО»

Мероприятие, организованное казанской туркомпанией VisTravel при поддержке ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ и Торгово-промышленной палаты Татарстана, собрало немногочисленную, но, как говорится, целевую аудиторию. В зале присутствовали представители туроператоров от юга и «до самых до окраин» нашей обширной страны. И, как показало заседание, собравшаяся аудитория уверилась, что Татарстан с Казасхтаном уже не путают.

Открывая мероприятие на позитивной ноте, президент VisTravel Гузель Миннубаева заявила, что Татарстан является лидером по числу туристов в Поволжском федеральном округе, и засим передала слово замминистра по делам молодежи, спорту и туризму Сергею Иванову.

Иванов напомнил, что если ранее турпоток в Татарстан прирастал ежегодно на уровне 13 - 14%, то за последние годы вырос на 19%. И хотя, по словам спикера, в этом немалую роль сыграла Универсиада, замминистра признал, что лучшим доказательством интереса к региону служит поток туристов... после Всемирных студенческих игр-2013.

«Мы почувствовали увеличение интереса начиная с конца Универсиады. Как только выехали все клиентские группы и спортсмены, поток туристов в республику увеличился кратно. Да и длина туристического сезона была больше, чем обычно: если раньше активный турпоток заканчивался где-то в середине сентября, то в прошлом году по всем основным точкам он сохранялся до конца октября - начала ноября», — рассказал Иванов. По его словам, отзывы были достаточно положительные. «Люди видят изменившуюся инфраструктуру, прекрасные объекты показа. Татарстан — достаточно разноплановый регион, каждый найдет турпродукт по интересам», — отметил замминистра.

По словам Иванова, самостоятельным турпродуктом становятся объекты Универсиады, причем настолько, что скоро по данному «наследию» будут обучать экскурсоводов. Не преуменьшая привлекательность Болгара и Свияжска (турпоток в который в 2013-м году вырос на 90%прим. авт.), Иванов следом за премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым назвал Елабугу одной из самых ярких жемчужин на туристической карте России.

Марина Саушкина
Марина Саушкина

«НАДЕЮСЬ, ЧТО УЕДУ ОТСЮДА ОТКРЫЛЕННОЙ»

Следуя олимпийской терминологии, эстафету от Иванова приняла Марина Саушкина — председатель Российского союза туриндустрии. Она призналась, что первый раз и в Казани, и в Елабуге (куда участники мероприятия собирались на следующий деньавт.), и готова впитать в себя все прелести этих городов. А пока Саушкина рассказала коллегам о последних мировых трендах в туризме, применимых к Татарстану. Любопытно, что тренды эти в большинстве своем оказались далековаты от спорта.

Во-первых, как справедливо отметила Саушкина, в мире сегодня популярен экологический туризм. По ее мнению, Казань как спортивная столица здесь могла бы проявиться в контексте пропаганды здорового образа жизни. Второй тренд, чрезвычайно популярный на международном рынке, — гастрономический туризм, где, по мнению эксперта, хлебосольная Казань может предложить нечто большее, чем авторитетный чак-чак.

«Кроме того, туризм может развиваться внутрь за счет крупных проектов», — заявила Саушкина. По словам главы РСТ, Казань могла бы занять достойное место в проекте «Великий чайный путь», который «уже объединил Китай, Монголию и всю Россию».

«Надеюсь, что уеду отсюда окрыленной», — завершила доклад Саушкина, ранее призвав туркомпании вступать в ряды РСТ как эффективного лоббиста участников рынка.

Хайдар Халиуллин и Венера Ганиева
Хайдар Халиуллин и Венера Ганиева


«РАСКРУТКА ЗА СЧЕТ УНИВЕРСИАДЫ — ЭТО ХОРОШО, НО ЭТО ЛИШЬ КАПЛЯ В МОРЕ!»

Далее о своем видении резервов и проблем туризма в Татарстане поведали представители региональных бизнес-объединений. Как признался президент ассоциации предприятий МСП РТ Хайдар Халиуллин, он, будучи в деловых поездках за рубежом, всегда завидует тому, что маленькие европейские и американские городки полны туристами.

— Очень обидно, когда Татарстан путают с Казахстаном, не знают! — сказал Халиуллин.

— Знают, знают! — опровергла дама с места.

— Ну, сейчас более-менее знают, — дипломатично согласился Халиуллин и продолжил в том плане, что раскрутка за счет Универсиады — это хорошо, но туристы, приехавшие к нам на время Игр, — лишь капля в море. — Печка, баня — тоже замечательно, но нужно и сервис развивать. И улыбки, улыбки-то не у всех есть! Надо учиться улыбаться! — призвал глава бизнес-ассоциации, известный в деловых кругах оптимист-реалист.

В свою очередь, зампредправления ТПП РТ Артур Николаев как непосредственно причастный к деловому туризму сообщил, что два первых вопроса, который задают приезжающие в Татарстан бизнесмены: это где разместиться и где поесть чего-нибудь вкусненького, местного (что коррелирует с рекомендациями Саушкиной о гастрономическом туризмеавт.). По мнению Николаева, для эффективного турпотока нам необходима скоростная магистраль Москва — Казань. «Люди живут уже другими понятиями о времени и не понимают, зачем тратить 10 часов на 800 километров. Это будет так же удобно, как на самолете», — спрогнозировал представитель ТПП РТ.

Что касается туристических достопримечательностей, то, по словам Николаева, многие приезжие коммерсанты интересуются Елабугой. «Когда в особую экономическую зону бизнесменов возим, всегда стараемся им Елабугу показать. Там такая интересная атмосфера... В малых городах есть своя изюминка», — напомнил спикер.

«БУРЫЙ УШАН, СЕРЫЙ КОЖАН И РЕДЧАЙШИЕ ОСТРОМОРДЫЕ ЛЯГУШКИ»

Как бы в подтверждение слов Николаева выступления представителей Елабужского музея-заповедника и Сармановского района с презентацией местного медного рудника оказались весьма подготовленными и интересными. Оба района продемонстрировали увлекательные фильмы и весьма уверенно рассказали о местных привлекательностях.

В частности, представитель Сармановского района рассказывала о медном руднике, на который съезжаются спелеологи со всего мира, но который по-прежнему известен у нас лишь в узких кругах. Акцентировав внимание на моменте в фильме, где профессор Туринского университета признается, что 40 лет занимается спелеологией, но такого, как в Сарманово, нигде не видел, эксперт добавила:

— Там (в руднике авт.) водятся редкие виды летучих мышей: бурый ушан, серый кожан, а также редчайшие остромордые лягушки!

Эх, слышали бы ее инициаторы засыпки правого берега Казани, аргументировавшие, что этот рассадник комарья некому не нужен...

Фарид Уразаев
Фарид Уразаев

«УНИВЕРСИАДА НЕ МОГЛА ПРОЙТИ БЕССЛЕДНО»

В пользу необходимости раскрытия туристических сокровищ, скрытых в районах Татарстана, высказались и председатель всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям (оказывается, и такая бизнес-организация существует для поддержки республиканского бизнеса, аж на международном уровнеавт.) Фарид Уразаев, и генеральный директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова. В частности, по словам Назиповой, сейчас активно развивается заводской туризм, а в районах много интересных производств с историей. В качестве примера Назипова привела Кукморский валяльно-войлочный комбинат, где туристам сегодня предлагают не только посмотреть, но и свалять собственные валенки, а также Алексеевск, где «возрождают традиции ткачества нашего региона».

«Мы готовы сотрудничать с проектом «Великий чайный путь», тем более что уже проводим фестивали чая и чак-чака», — вернулась к гастрономической теме Назипова.

Но вскоре собрание вспомнило спортивную волну с легкой руки директора музея Унивесиады Юлии Райнвайн. Она рассказала, что музей — первый таковой в истории Всемирных студенческих игр — был открыт еще до Универсиады вопреки мнениям скептиков, что «не время и вообще у вас не музей, а экспозиция». «Универсиада не могла пройти бесследно», — подчеркнула спикер.

По словам Райнвайн, первый и единственный музей Универсиады рассказывает о трех основных вехах в истории: о подготовке Казани к проведению Игр-2013, об успехах советских и российких спортсменов и об истории Игр вообще. Так, здесь отдельный стенд посвящен первым Всемирным студенческим играм 1923 года в Париже, а также доступно универсиадское первое видео «образца» 1971 года.

Как отметила спикер, за период Игр их музей посетили более 12 тыс. туристов, в основном студенты. Сегодняшняя аудитория — школьники, для которых в музее планируют проводить мастер-классы титулованных спортсменов.

Сергей Иванов
Сергей Иванов

«ЭТО НЕ ПРОСТО СТЕНЫ — ЭТО ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ»

Сергей Иванов — заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ:

— Во-первых, объекты Универсиады — это не фитнесс-центры. Это объекты олимпийского уровня, в которых проходят российские и международные соревнования. И я считаю, что спорткомплексы Универсиады не просто станут объектами привлечения туристов — они уже стали таковыми, потому что в течение осеннего периода туда приезжали школьные группы и просто туристы. Им было интересно посмотреть эти суперсовременные здания, как это все устроено. Конечно, если вы живете в Москве... да даже в Москве нет таких объектов! Необычная конфигурация, необычная архитектура, но главное — у этих объектов уже есть история!

На каждом объекте были завоеваны медали либо в период Универсиады, либо во время проведения российских и мировых первенств. Это не просто стены, это определенный объем информации. И человек, когда попадает на такие объекты, он понимает, что это высокие спортивные технологии, живая история спорта. Комплекс водных видов спорта, «Казань-Арена», академия тенниса, гребной канал — это объекты, которых в России можно по пальцам одной руки пересчитать. Аудитория на эти объекты разная — есть запросы и от школьных групп, и от взрослых туристов. Приезжая в другой регион, мне, например, интересно, какой там есть знаменитый либо суперсовременный спортивный объект. Как говорится, своими ногами пройти и своими руками прощупать.

Но нужно раскрывать туристический потенциал районов Татарстана. Среди тех, кто уже готов к приему туристов, могу назвать Тетюшский район, Высокогорский, Арский, Мамадышский район. И Камско-Устьинский район — там большой потенциал, но пока еще нет инфраструктуры. А Тетюшский район, к примеру, уже сейчас принимает туристов, и там идет рост турпотока. Город Тетюши великолепен, он находится на Волге, и там, самое главное, есть кадровый потенциал — люди, горящие желанием и понимающие, как сделать качественный туристический продукт и как его продвинуть. Вот это основные условия успеха.

Юлия Файнвайн
Юлия Райнвайн

Юлия Райнвайн — директор музея Унивесиады:

— Мы общались с туристическими компаниями, и они у нас несколько раз были в музее, чтобы понимать, как продавать этот турпродукт. И с их слов могу сказать, что после Универсиады образовался пласт туристов, которые — правда! — хотят посмотреть, что у нас после Игр изменилось, куда были вложены деньги и как это выглядит. Поэтому 7 спортобъектов уже имеют своих туристов, и Деревня Универсиады очень популярна — людям хочется посмотреть, где спортсмены жили, как кушали и так далее.

Думаю, что в ближайшие несколько лет Казань в плане туризма будет продаваться именно как спортивная столица России. Столица, которая приняла большие спортивные соревнования, как и Сочи, собственно.

С сентября по декабрь музей Универсиады посетили более 1,4 тысячи школьников. Если сравнивать с посещаемостью многих музеев, это говорит о многом. К слову, обидно, что наших чемпионов не идентифицируют — какие-то есть легенды спорта, а о наших молодых ребятах, перспективных, которые будут этими легендами, пока в этом русле не говорят. Мы планируем развивать мастер-классы от спортсменов, воодушевлять ребят на спортивные подвиги.

Светлана Абдарзянова — старший научный сотрудник Елабужского музея-заповедника:

— Мы учитываем интересы каждого туриста: начиная от ребенка, студента, школьника и заканчивая людьми преклонного возраста. Мы постарались удовлетворить их потребность в старине, в посещении музеев — у нас на каждый квадратный метр приходится такое количество знаменитых людей, что точно можно изучать половину школьной программы. Кроме того, у нас есть не только музеи, но и знаменитые шишкинские леса, где у нас около 20 памятных мест, где были созданы этюды к известнейшим картинам Шишкина: такие как «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Корабельная роща». Учет этих интересов, постоянное развитие позволяет нам не останавливаться на одном месте, мы стараемся сделать эти туры не просто традиционными, но интересными.

Светлана Абдарзянова и Ольга Зайцева
Светлана Абдарзянова и Ольга Зайцева

В последнее время мы стараемся использовать интерактив, вовлекать конкурсантов в процесс посещения музея. Это дает свои плоды: Елабуга стала по-настоящему привлекательной. Кроме того, каждый сотрудник наших музеев — своего рода артист. Силами музейных работников мы проводим театрализованные представления. В прошлом году в маленькой усадьбе Надежды Дуровой было показано 37 представлений Масленицы, заявки просто зашкаливали. Всех привлекает такой туристический продукт, и, полагаю, что второй нашей профессией станет профессия актера.

Ольга Зайцева — руководитель туристско-информационного центра Елебужского музея-заповедника:

— Туристов разных возрастов и категорий привлекают в Елабуге не только сами достопримечательности, но и упор на новые, интерактивные формы работы. Например, с этого года у нас запускается квест-тур — это не в привычном понимании экскурсия, когда экскурсовод в форме монолога рассказывает туристам об истории города, а когда сами туристы вовлечены в этот процесс. Они получают конверты с загадками, сами их разгадывают, сами разыскивают в городе достопримечательности, а потом от экскурсовода получают занимательный комментарий о тех или иных достопримечательностях. Таким образом, банальная экскурсия по городу превращается в увлекательную квест-игру, которая интересна и молодежи, и взрослым.