Согласно ему, комбинаты черной метал­лургии с полным металлургическим цик­лом мощностью до 1 млн. т/год чугуна и стали, а также производство стали мартеновским, электроплавильным и конверторным способами с цехами по переработке от ходов (размол томасшлака и пр.) при выпуске основной продукции в количестве до 1 млн. т/год действительно относятся ко второму классу опасности, а значит, долж­ны находиться на указанном расстоянии. Однако если этот же комбинат перевалива­ет за миллион продукции в год, то он под­падает уже под первый класс опасности, с санитарной зоной в два раза большей. О второй очереди производства с листовым прокатом на 500 тыс. тонн в год в данном проекте не сообщается. Как пояснил наш эксперт, если этот объем будет прибавлен к имеющемуся на той же площадке, то пред­приятие автоматически переходит в более серьезный класс опасности.

В декларации также прописаны основные пункты, которые касаются воздуха, воды, отходов. Эколог также обратил внимание на способ газоочистки, а именно - на рукав­ные фильтры. Принцип их работы он срав­нил с обычным пылесосом, который может очистить от пыли, но не решит вопроса по газообразным загрязняющим веществам.

Как плюс наш эксперт оценил использо­вание оборотной воды, в том числе ливне­вые и талые стоки. Единственное, что сму­тило, - не оговаривается ее источник, а так­же пугает объем ежечасной подпитки систе­мы в 500 кубометров свежей технической воды. Это настолько большая масса, что эколог не исключил ошибки в документе.

Еще одно замечание к составленной дек­ларации - отсутствие вариативности. При­чем не только в видах очистки того же воз­духа, к примеру, но и самого проекта: их должно быть как минимум два-три, вклю­чая отказ от производства.

Как резюме - к проекту претензий прак­тически нет, его оценка - забота Главгосэкспертизы РФ. Однако для "ВиД" - к слову о рукавах и не только - приоткрыли еще одно узкое место в экологическом законо­дательстве. Сама система нормирования по выбросам на сегодняшний день строится на следующем принципе. Если на границе санитарно-защитной зоны предельно допус­тимая концентрация того или иного веще­ства не превысит одного значения, то к си­стеме очистки, даже устаревшей, претен­зий быть не может ни у санитаров, ни у экологов. У последних есть лишь функция рекомендации более высоких технологий, но предприятие не обязано с ними согла­шаться, если вписывается в требования ПДК - это уже вопрос экономической эф­фективности.

Однако несколько сравнительных цифр из разряда, насколько же страшен черт, эксперт все же привел. "У "Татстали" заяв­лено всего валовых выбросов около 1 тыс. тонн в год. В целом это немного, если срав­нивать с общереспубликанским показате­лем валовки за 2007 год - 600 тыс. тонн. На Казань приходится 100 тыс. тонн, на весь Нижнекамский промузел - 76 тыс. тонн. Но для Лениногорска это серьезная "прибав­ка", потому что по городу за 2007 год было зафиксировано 1,5 тыс. тонн валовых вы­бросов".

Так что резюме было следующим: "Объ­ект второго класса опасности не может быть экологически чистым по определению".

Хотя мнение металлургов отличается от этой точки зрения. Так, старший менеджер Магнитогорского металлургического ком­бината Василий Варенов заверил, что мини-миллы - самое чистое относительно классических технологий металлургическое производство.

Распространяться на тему будущего заво­да до завершения экспертизы не пожелал и представитель компании "Татсталь". По его предположению, говорить о чем-то серьез­но можно будет не раньше октября.

Предпочитает не торопить события и ми­нистерство экономики, где в феврале состо­ялась презентация проекта. Тогда руково­дитель минэкономики назвал проект очень ответственным и обратился к участникам встречи с просьбой внимательно посмот­реть на объемы своих работ и минимизиро­вать временные затраты, необходимые для решения возникающих вопросов. "На при­мере этой работы мы должны продемонст­рировать инвесторам, как в Татарстане уме­ют оперативно и слаженно работать", - под­черкнул он.

Из пресс-службы минэконома "ВиД" пришел следующий ответ: "Реализация проекта строительства металлургического завода ЗАО "Татсталь" на территории Лениногорского муниципального района осу­ществляется по специальному графику, согласно которому разработка ТЗ на экологи­ческий раздел, а также подготовка запро­сов и получение данных для экологическо­го раздела запланированы на апрель теку­щего года. Необходимые заключения санитарно-эпидемиологических служб должны поступить но этому графику в мае. Выво­ды, сделанные компетентными специалис­тами, ответят на вопрос о степени влияния на экологическую безопасность планируе­мого объекта".

СЕРЬЕЗНАЯ ПРИЧИНА

Однако факт остается фактом: прежняя площадка под строительство производства уже не рассматривается (промзона города в направлении Альметьевска). Эту информа­цию "ВиД" подтвердил зам. руководителя ис­полкома Лениногорского района по инфра­структурному развитию Ильяс Галимов.

Впрочем, он поправил наш вопрос - пло­щадка не сменилась, просто "окончательно еще ни на одном варианте не остановились, у нас их несколько". По его словам, преж­нее место забраковали проектировщики - ОАО "Челябгипромез", и сейчас идет предпроектная подготовка второго варианта. "Новое место дальше от города на 5-6 километров в сторону Бугульмы, роза ветров в город не попадает", - сообщил о нем Ильяс Галимов, добавив также, что если и этот вариант не подойдет, "будем и дальше менять".

И есть такое ощущение, что именно по пути не мытья, так катанья завод будет до­веден до торжественной закладки первого камня. По словам источника "ВиД", близ­кого к ситуации, проект активно поддержи­вается республиканским правительством.

Более того, против экологических пре­тензий на чашу весов положена социальная роль проекта. Так, отвечая на вопрос о по­зиции самого Лениногорского муниципали­тета насчет ценности проекта для района, руководитель местной пресс-службы отве­тила утвердительно: да, району это нужно. Это даст указанные две тысячи рабочих мест только на самом заводе плюс займет людей на инфраструктуре. И объяснила почему: "Потому что у Лениногорска толь­ко одно градообразующее предприятие - НГДУ "Лениногорскнефть". Не дай бог, что случится с "Татнефтью" - наш город встанет совсем, больше производств в горо­де нет"...

"ВиД"