АВТОМОБИЛЬ — ЭТО ТА ЖЕ СОБАКА

Представьте, что ваш сосед по подъезду завел себе собаку, а места в его квартире для животного не нашлось. Поэтому «самый умный» сосед поселил собаку в подъезде. Прямо на лестничной площадке питомец гадит и рычит на всех жильцов. А в ответ на упреки сосед говорит: «Это потому, что у вас самих собаки нет. Пускай сначала государство мне квартиру увеличит. Я без собаки не могу, она мне каждый день нужна».

Справедливым ли будет негодование жильцов? Абсолютно справедливым. Поскольку заведенная собака — это личная инициатива, которая нужна только ее хозяину и не должна мешать остальным. С точки зрения морали, любая частная легковушка — это та же собака. Ездящие по тротуарам автомобили создают опасность для пешеходов не меньше, чем бойцовые породы собак. Если вы не очень впечатлительны, то посмотрите этот недавний случай в Нижнем Новгороде, где тоже считали, что езда по тротуару не страшна.

А сколько грязи остается от разбитых колесами газонов! Как и собака, автомобиль — это частное желание, не являющееся жизненной необходимостью. Половина казанцев и сейчас нормально обходится без персонального авто, а еще поколение назад таких было 95%. Так что, по моему мнению, заботиться и находить место для парковки своего авто — это проблема исключительно самого автовладельца, и другие жильцы с государством не должны тратить на это свои силы.

ЯПОНСКИЙ СЛЕД

Но пойти навстречу частной инициативе автовладельцев государство тоже может, взяв часть ответственности за состояние дворов на себя. Естественно, другую часть этой новой ответственности должны взять на себя автовладельцы. Откуда в Казани столько бродячих собак? Безответственные люди, взяв симпатягу-щенка, затем его выбрасывают. Откуда в Казани столько нарушений парковки? Безответственные люди, взяв разрекламированный автомобиль, затем его бросают где попало.

460.jpg
Казанские дворы все чаще напоминают дикую Африку

Могу привести пример скромного ТСЖ в своем же доме. После сдачи дома в эксплуатацию в качестве прилегающей территории был кусок непонятного грунта с одиноким турником и детской каруселькой. Когда стало ясно, что машин много, а места мало, была проведена ревизия принадлежащей жильцам прилегающей территории. Газон, который бы превратился в грязь, как в большинстве казанских дворов, был закатан асфальтом и размечен строго в соответствии с числом автомобилей, а оставшаяся зеленая зона была переделана в детскую площадку и песочницу. Пять лет назад такая операция обошлась в 11 тыс. с каждой машины. Сумма достаточно скромная в сравнении со стоимостью автомобиля, зато двор стал более цивилизованным. Ничто не мешает поступить также в сотне других дворов Казани. Мэрия могла бы посодействовать такой трансформации чисто организационно, предоставив товариществам список тех же асфальтирующих и благоустраивающих организаций с их тарифами. А желающих жить в грязи, безусловно, нужно штрафовать. Кстати, управление административно-технической инспекции уже начало такую работу, если верить «Народному контролю».

Если такой метод не решит проблему дефицита парковочных мест в жилых зонах, то напрашивается следующий шаг: внедрение «японской модели», когда полиция даже не ставит автомобиль на учет, если у хозяина для него нет соответствующего места. Это предполагает создание реестра парковочных мест с дальнейшим распределением их на аукционе. Рыночный метод — это единственный способ распределения дефицитных вещей в цивилизованном обществе. Поэтому мы либо придем к этому, либо останемся жить, словно в дикой Африке.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В четверг мэрия Казани объявила о тотальной «зачистке» основных улиц в центре города от парковки на проезжей части. Вопросы парковки в деловой и «спальной» зонах принципиально разные, но вопросы ответственности всех участников процесса остаются прежними. Главный вопрос к мэрии — это прозрачность принимаемых решений. Любое, даже хорошее, начинание можно загубить, если ничего не объяснять людям. Отсутствие информации порождает слухи, непонимание и злость. Поэтому хотелось бы призвать пресс-службу и специалистов мэрии, чтобы они пояснили свое решение. Второй участник процесса — это бизнес, который может потерять клиентов, которые не смогут припарковаться. Бизнес всегда отвечает рублем, и к ним тоже имеется встречный вопрос — что мешало заранее позаботиться о комфорте для своих клиентов, организовав стоянку? Не исключено, что наличие такой стоянки станет хорошим индикатором уважения к клиенту. Более подробно этот вопрос будет разобран в следующей статье.