Сегодня президент РТ Рустам Минниханов подписал указ о создании агентства по туризму Республики Татарстан, главной задачей которого станет создание полноценной отрасли с многомиллиардными оборотами. Чему, кстати, будет способствовать реализация разработанного австрийской компанией Kohl&Partner мастер-плана развития туриндустрии РТ. Эксперты нашего издания отмечают, что со стороны вновь созданной структуры потребуется большая работа, чтобы та же Казань (а это локомотив турпотока в РТ) могла удержать прибывающих сюда максимум на два дня туристов хотя бы на неделю, для чего их необходимо удивлять каждый день.
СПУСТЯ МЕСЯЦ ПОСЛЕ АНОНСА
Сегодня президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о создании агентства по туризму Республики Татарстан. Соответствующие функции будут изъяты у возглавляемого Рафисом Бургановым министерства по делам молодежи, спорту и туризму, которое будет переименовано в министерство молодежи и спорта Республики Татарстан.
На вопрос «БИЗНЕС Online», кто может возглавить агентство по туризму, руководитель пресс-службы президента РТ Андрей Кузьмин ответил, что «во исполнение указа президента правительство должно подготовить ряд предложений, так что все пока в работе». Из текста указа, появившегося на сайте президента РТ, следует, что предложение о создании агентства по туризму поступило от кабинета министров, частью которого оно и станет. Своим указом Минниханов поручает кабмину разработать и утвердить положение об агентстве и установить предельную численность работников. Тем временем в пресс-службе минмолодежи «БИЗНЕС Online» сообщили, что сферой туризма в министерстве до настоящего времени занимались примерно 10 человек.
Напомним, о планах по созданию новой структуры в сфере туризма Минниханов впервые рассказал в феврале на итоговой коллегии минмолодежи РТ. Он пояснил, что агентство объединит усилия государства по повышению туристической привлекательности республики как для россиян, так и для иностранных гостей. Тем временем в РТ объем туристских услуг, который включает в себя три компонента (гостиничные, экскурсионные и санаторно-курортные услуги), в 2013 году составил 8,3 млрд. рублей, в 2012 году — 6,8 млрд. рублей.
ТАТАРСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ АВСТРИЙСКОГО ПЛАНА
Очевидно, что ключевой задачей вновь созданного агентства станет исполнение разработанного австрийской консалтинговой компанией Kohl&Partner мастер-плана развития туризма в Татарстане, согласно которому республика должна сделать ставку на городской, культурный и деловой туризм. Согласно документу, представленному австрийцами в январе в Казани в рамках контракта на 2,8 млн. рублей, в ближайшие 5 - 10 лет основным рынком для Татарстана будет Россия. Но шаги должны предприниматься и в сторону стран СНГ, Китая, а в Европе основной акцент нужно сделать на Германии и Великобритании, где число туристов наиболее велико.
Контракт с Kohl&Parther обошелся РТ в 2,8 млн. рублей |
Если говорить о дальнейшей перспективе, то при грамотной реализации австрийского плана к 2025 году возможно практически вдвое увеличить число ночевок в столице РТ примерно до 10 млн. (сейчас 4,4 миллиона, причем половина приходится на санатории). Количество койко-мест может достичь 29 тыс. (в 2013 году — 13,2 тыс. койко-мест).
Среди проектов, предлагаемых к реализации Kohl&Partner как средство достижения колоссальной суммы в 69 млрд. рублей доходов от туризма, — катание туристов по Волге, строительство наблюдательной вышки на ее берегу для любования окрестностями Татарстана, раскрутка за рубежом Сабантуя, который привлечет дополнительных туристов в июне, созданный на базе КАМАЗа музей по примеру аналогичного музея BMW в Мюнхене.
КАНДИДАТ В ГЛАВНЫЕ ТУРИСТЫ
По данным наших источников, основным претендентом на пост руководителя новой структуры является замминистра по делам молодежи, спорту и туризму 37-летний Сергей Иванов. Напомним, ранее газета «БИЗНЕС Online» уже сообщала об этом.
Рамиль Мифтахов |
Отметим, что Иванов — фигура для туристической отрасли не случайная. В чиновники он перешел из кресла исполнительного директора туркомпании, которая является одним из лидеров казанского рынка — ООО «Персона Грата» Рамиля Мифтахова. Последняя входит в пятерку крупнейших казанских турагентств (выручка в 2012 году составила 205,4 млн. рублей, а количество клиентов — порядка 4 тысяч). Согласно СПАРК, в 2009 году Иванов числился ее совладельцем с пакетом в 14%, а до 2007 года был здесь исполнительным директором, пока не перешел в ООО «Туристско-информационный центр Казани» (ТИЦ). Последнее считается детищем самого Иванова, которое он возглавлял вплоть до своего ухода в мэрию Казани. Согласно открытым данным, главное отличие ТИЦ от других туркомпаний в том, что ТИЦ обслуживает многие официальные мероприятия, организует выставки для мэрии, пресс-туры.
В 2009 году Сергей Иванов становится председателем МУ «Комитет внешних связей и туризма исполнительного комитета МО г. Казани», а с июня 2010 года — заместителем министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ. Его приход в министерство совпал с масштабной подготовкой к Универсиаде, а это и реконструкция исторического центра Казани, и массовое открытие новых отелей. Основной туристический потенциал команда министра увидела в поволжских городах. На время работы Иванова пришлись и «похороны» так и не запущенного инвестпроекта «Камская жемчужина» по созданию туристической зоны в Камских Полянах. Из других ноу-хау Иванова можно вспомнить создание консультативного центра наподобие ТИЦ, но уже в структуре минмолодежи — АНО «Центр развития туризма РТ». Его возглавила бывшая сотрудница туристско-информационного центра Казани Оксана Саргина, которую Иванов заприметил еще в ее бытность студенткой.
Как известно, у Казани впереди еще два мега-мероприятия — Чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году и Чемпионат мира по футболу-2018, которые привлекут десятки тысяч иностранных туристов. Теперь задачу их размещения и обслуживания предстоит решать новому агентству в связке с дирекцией Универсиады, которая назначена оператором событий в столице РТ.
Тем временем, похоже, реструктуризация ведомства Бурганова созданием агентства по туризму не ограничится. По данным наших источников, сейчас на властном олимпе активно обсуждается идея создания еще двух отдельных агентств — по спорту и по делам молодежи, что, кстати, было бы логично. Если этот сценарий будет принят (окончательного видения еще нет, надо заметить), то это означает, что вместо нынешней одной структуры в итоге будет три самостоятельных ведомства. Но это уже другая история...
ТУРИЗМ В ТАТАРСТАНЕ ВЫРОС ИЗ КОРОТКИХ ШТАНИШЕК
Эксперты «БИЗНЕС Online» высказали свое мнение о создании агентства по туризму.
Диляра Насыбуллина — руководитель турагентства «Евразия-Трэвл»:
— Если было принято решение о создании агентства по туризму, значит, оно имеет под собой почву. В любом случае, если люди чем-то занимаются, то результат их деятельности рано или поздно мы увидим. Надеюсь, в дальнейшем мы будем иметь только положительные итоги работы нового агентства, а именно повышение количества гостей нашей республики. Если говорить о том, что происходит сейчас в отрасли, то туризм и так неплохо развивается. Безусловно, проблемы есть. В первую очередь это качество обслуживания, но это касается не только Татарстана, а всей России в целом. По миру путешествовать гораздо дешевле, чем по нашей стране.
Венера Тагирова — генеральный директор турагенства «Grand Вояж»:
— Я думаю, что агентство будет более отлаженно и структурировано решать вопросы увеличения турпотока в Татарстан. Сама же я никогда не сталкивалась с министерством по делам молодежи, спорту и туризму. Может быть, действительно сейчас в республике наступило такое время, когда сфере туризма необходим отдельный регулирующий орган. Сейчас в основном министерство больше ориентировано на своих «клиентов», а именно на чиновников, чтобы они летали по более лояльным программам. Поэтому говорить о том, как деятельность агентства будет сказываться на рынке, на нас, обычных агентствах, я не могу. Хотелось бы, чтобы была проверка агентств, потому что нередки случаи недобросовестной работы. Кроме того, хотелось бы новых интересных программ, касающихся внутреннего туризма, потому что пока в этом вопросе мы предоставлены сами себе. Туризм у нас развивается, но каждое агентство работает само по себе. Нет общих программ с министерством. Есть проблемы и с сервисом, и ценовая политика оставляет желать лучшего. Как вариант можно предложить какие-то программы по снижению стоимости гостиниц или облегчения оформления визового въезда.
Сергей Пасечник — генеральный директор «Компаньон СП»:
— Я уже давно говорил, что наш туризм вырос из тех «коротких штанишек», в которых мы находимся последние 20 лет. Туризм всегда находился на третьем месте — сначала молодежь, потом спорт, и только потом туризм. Действительно, в последние годы было приложено немало усилий, чтобы увеличить привлекательность Татарстана как туристического продукта. Сейчас необходимо использовать все наследие Универсиады, тысячелетия Казани, а также те новые гостиницы, рестораны, метро, транспортные развязки. Казань вполне готова принимать гораздо больше гостей, а отдельная структура сделает эту работу более удобной, доступной, прозрачной. Предполагаю, что согласование многие вопросов будет проходить гораздо быстрее, туризм, наконец-то, начнет отвечать сам за себя.
Основными вопросами в первую очередь ставлю прибытие гостей в нашу республику. Кроме того необходимо уделить внимание культуре сервиса, которую сейчас необходимо развивать и поднимать. Что касается стоимости этих услуг, я уже давно говорил, что она достаточно высокая. На данный момент предлагаемый нами пакет проигрывает по цене и по экзотике тому же Ташкенту и Баку. Если же брать отельную сферу в целом, то мы готовы где-то на 80 процентов. Но работы еще немало, есть пробелы, которые нужно восполнять. Необходимо все время анализировать, что-то добавлять и бороться за каждый тур-день.
Да, в Казань приезжают, но, как правило, этот срок недолгий, два-три дня. Нужна большая работа, чтобы мы могли удержать туристов хотя бы на неделю, а для этого гостя необходимо удивлять каждый день.
Что же касается Сергея Иванова в качестве кандидатуры руководителя агентства, думаю, что она наиболее подходящая. Иванов активный, молодой, перспективный. Кроме того, он сам из наших, знает предмет деятельности не понаслышке. Поэтому эта должность не должна вызвать у него каких-то глобальных вопросов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 88
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.