EGOR1642.jpg
При въезде на полуостров — военный блокпост с автоматчиками

«СВЯТОЕ ДЕЛО»

Выдающийся просветитель и гордость крымско-татарского народа Исмаил Гаспринский еще в конце XIX века призвал казанского муфтия оказать «должную помощь и содействие своим влиянием и знанием» в «святом деле» просвещения единоверцев в Крыму. С тех пор утекло много воды, но в данном отношении мало что изменилось. Мусульмане Татарстана и по сей день обладают тем интеллектуально-духовным потенциалом, который крымские татары могут использовать во благо своего народа. Именно с этим посланием братства и мира муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин отправился в Симферополь в непростые для Украины дни, когда политики, решая ее судьбу, уже вовсю готовились к войне.

Аэропорт Симферополя в те дни уже был закрыт. Пришлось лететь через Запорожье и потом пять часов трястись на машине. При въезде на полуостров — военный блокпост с автоматчиками, над которым развевается российский флаг. Увидев родной триколор, понимаем, что «Евромайдан» определяет атмосферу не во всей Украине. Наш водитель разделяет типичные настроения крымчан. «В Киеве просто работать не хотят. Вот и гундосят без умолку, — обрисовывает он немудреными словами картину сложившейся политической ситуации. — Житья от них никакого нет».

Памятник выдающемуся просветителю крымско-татарского народа Исмаилу Гаспринскому (1851-1914) в Симферополе
Памятник выдающемуся просветителю крымско-татарского народа Исмаилу Гаспринскому (1851 - 1914) в Симферополе

В Симферополь прибываем поздно ночью. Город спит. Никаких танков и БТР на улицах не видно, хотя на просторах интернета пишут, что они оккупировали город. Однако за все время пребывания мы их так и не увидели. Даже жалко стало, что впечатляющая виртуальная картинка, которой людей запугивают определенные СМИ и все ведущие обитатели соцсетей, совершенно не совпадает с унылой реальностью. Наверное, давно пора привыкнуть, что эти два мира существуют независимо друг от друга словно параллельные прямые, которые даже в геометрии Лобачевского пересекаются разве что по недоразумению. Впрочем, принимающая сторона выделила в сопровождение нам двух справных молодых ребят, под свитерами которых проступали бронежилеты.

СТАРЕЙШИНЫ НЕПРОСТОЙ СУДЬБЫ

Рабочие встречи муфтия начинаются утром с визита в совет старейшин крымско-татарского народа. Перед нами пожилые люди непростой судьбы с глубокими морщинами. Они вспоминают бесчеловечную депортацию их народа в Узбекистан, где погибла половина крымских татар. Они говорят о своих непризнанных героях. В их словах звучит боль несправедливости и бесправия, которое их ждало и по возвращении из далекой чужбины на родные, как они наивно думали, земли. В этом разговоре начинают обнажаться незарубцевавшиеся шрамы их душ. В какой-то момент мы понимаем, что им тяжело говорить на родном языке. А некоторые аксакалы его, как оказалось, вообще не знают. И постепенно разговор перетекает в русскоязычный формат. Наш муфтий, помимо прочего свободно владеющий турецким языком, очень близким к крымско-татарскому, деликатно соглашается отойти от негласных требований протокола.

Муфтий РТ Камиль Самигуллин и председатель Совета старейшин крымско-татарского народа Дильшад Ильяс Шейхзаде
Муфтий РТ Камиль Самигуллин и председатель совета старейшин крымско-татарского народа Дильшад Ильяс Шейхзаде

Подобное будет происходить почти повсеместно. Крымские татары в большинстве своем предпочитают говорить на русском языке. Четверть века, прошедшая с момента их возвращения в Крым, — это время упущенных возможностей и несбывшихся надежд, признаются они. Национальная политика Украины в отношении культуры и языка крымских татар не способствовала не то чтобы их активному возрождению, но и элементарному сохранению. Общаясь с крымчанами разных национальностей, у меня невольно рождается вопрос: если теперь новые политики от майдана запретят на Украине русский язык, то что будут делать все те, кто использует его не только как язык межнационального, но и повседневного общения?

Официальная часть встречи постепенно перетекает в неформальное чаепитие. И здесь обнаруживается, что наши народы связывает намного больше ниточек, чем можно прочитать в учебниках истории. Так, одна из дочерей совета старейшин крымско-татарского народа Дильшада Ильяса Шейхзаде окончила Казанский университет и сейчас вместе с сестрой проживет в Новороссийске. А в самой Казани у него живет племянник. У другого из старейшин супруга наполовину является волжской татаркой. «Через своих детей, — говорит он, — я теперь еще больше связан со своими братьями в России».

«ВЫ ВСЕГДА МОЖЕТЕ НА НАС РАССЧИТЫВАТЬ»

Едем на встречу к муфтию Крыма Эмирали хаджи Аблаеву. Кстати, до него духовное управление мусульман Крыма возглавлял Саиджалиль хаджи Ибрагимов, который после ухода с поста муфтия переехал в Казань, где долгие годы преподавал в Российском исламском университете. К сожалению, в прошлом году пожилой хазрат ушел из этого мира. В мечети при ДУМ Крыма, которой уже более 500 лет, муфтий Камиль хазрат Самигуллин совершает приветственную молитву мира, после которой начинается встреча с крымским муфтием, являвшаяся основной целью нашего визита. Через некоторое время к беседе с муфтием присоединяется председатель меджлиса Рефат Чубаров — известный и влиятельный общественно-политический деятель крымско-татарского народа.

Мечеть «Кебир-джами» 1508 года при Духовном Управлении мусульман Крыма
Мечеть «Кебир-джами» 1508 года при духовном управлении мусульман Крыма

Камиль хазрат рассказывает о деятельности ДУМ РТ, о достижениях мусульман Татарстана, о той политике, которая проводится в нашей стране в сфере межконфессиональных отношений. У наших крымско-татарских партнеров появляются нотки доброй зависти. Крымским же мусульманам жизнь преподносит больше поводов для грусти, нежели для радости. «Если бы у нас все было хорошо, то мы бы не пришли к нынешнему положению, — замечает муфтий Крыма и добавляет. — В ссылке мы мечтали найти Коран, а сегодня ищем тех, кто мог бы его прочитать».

Возникает невольное дежавю утренней встречи с аксакалами: утерянными оказались во многом не только крымско-татарский язык, но и религиозные традиции народа. И потому наш муфтий заверяет своих единоверцев, что они смело могут использовать возможности ДУМ РТ в деле возрождения религиозных традиций крымских татар: от отправки студентов в мусульманские учебные заведения Татарстана до печати нужных им религиозных книг. «Мы не политики и не знаем, как сложится дальнейшая судьба Крыма, — говорит Камиль хазрат, — но как бы ни было, вы всегда можете рассчитывать на нас». И в качестве символа этих возможностей дарит своему крымскому коллеге целую стопку религиозных книг, которые ДУМ РТ успело издать за последнее время.

Все-таки не зря Гаспринского считают классиком крымско-татарского народа: его слова остаются актуальными и по сей день.

Муфтий Крыма, председатель Меджлиса и делегация ДУМ РТ
Муфтий Крыма Эмирали хаджи Аблаев, председатель меджлиса Рефат Чубаров и делегация ДУМ РТ

ТАТАРЫ НА КРЫМСКИХ ТЕЛЕКАНАЛАХ

Едем на крымско-татарское телевидение АТР. Здесь настроения подчеркнуто антироссийские. Пока готовится прямой эфир, в комнату ожидания заходят две журналистки и обрушивают на нас лавиной гнев, мол, зачем вы оккупировали нашу страну. Одна из них начинает даже плакать. «Мы принципиально не приветствуем друг друга русским приветствием «Здравствуйте», — продолжает распыляться причем на русском языке сотрудница телеканала, ведущего свои программы в основном также на русском. — Мы говорим друг другу только «Салям алейкум», — резюмирует светская журналистка с роскошными распущенными волосами.

Телеканал АТР, как говорят простые крымчане, активно сеет панику, подтасовывает факты, ангажированно освещает обстановку в Крыму. Судя по тому, что я видел за эти дни в их эфире, это действительно так. АТР, как выясняется, финансирует российский миллиардер с московской пропиской и крымско-татарским происхождением Линур Ислямов — тот самый, кто выделил $1,5 млн. на фильм «Хайтарма» про депортацию крымских татар 1944 года, вызвавший в прошлом году большой общественный резонанс на казанском фестивале мусульманского кино. Получается, что антироссийская пропаганда в Крыму финансируется на деньги российского бизнеса.

На ГТРК «Крым», куда мы отправляемся после интервью муфтия телеканалу АТР, атмосфера и характер вопросов совершенно другие. Не случайно именно здесь экстренно оборудовали специальный зал для ежедневных пресс-конференций первого заместителя председателя совета министров Крыма Рустама Тимергалиева, который, кстати, является нашим земляком, а его отец Ильмир Тимергалиев возглавляет общекрымскую ассоциацию диаспор татар Поволжья «Идель». К слову сказать, общая численность татар российского происхождения в Крыму, по последним непроверенным данным, составляет более 10 тыс. человек, в то время как крымских татар — порядка 300 тысяч (14% от общего населения полуострова).

«КРЫМСКАЯ ВЕСНА»

Официальная часть визита закончена, и я отправляюсь на площадь Ленина, где должен состояться концерт артистов из Татарстана. Вроде никакой политики. Но название концерта звучит в унисон не только началу марта, но и происходящим на полуоструве событиям: «Крымская весна». Концерт увидеть мне так и не удалось, он был перенесен на другое время. Говорят, люди на площади встретили наших артистов очень тепло. А на следующий день перед самым вылетом в Казань они дали еще один концерт для российских военнослужащих авиабазы Черноморского флота РФ в поселке Гвардейском.

На площади Ленина несмотря на поздний час очень много людей. Кругом российский триколор: на щитах бойцов самообороны, на развивающихся знаменах, на ленточках у большинства из присутствующих. Звучат антимайдановские лозунги. Крымчане разных национальностей периодически скандируют: «Слава России!» Под памятником Ленина, очень напоминающим аналогичный монумент на площади Свободы в Казани, кто-то приклеил небольшой плакат: «Не трогайте нашего вождя».

Триколор, слава России, русские и татары... И снова возникает дежавю, только уже другого плана. Дежавю о том, будто я нахожусь не в гостях, а где-то на просторах родного дома.

Рустам Батыр,
первый заместитель муфтия РТ

P.S. Из книги Исмаила Гаспринского «Русское мусульманство»: «Заканчивая настоящие заметки, позволю себе обратиться к образованной мусульманской молодежи. Братья, примитесь серьезно за дело народного образования: при помощи и содействии просвещенных русских обсудим лучшие способы к тому. Выучиться самому — достоинство, но передать незнающему свое знание — еще большее достоинство и благое, святое дело. Наша религия учит, что добро можно творить трояко: трудом, словом и подаянием, — и то, и другое, и третье одинаково угодны Богу и благородны: бедный помогает ближнему работой, ученый — поучением, богатый — подаянием. Итак, вы выучились, приобрели знания и добрые правила: не храните их лишь при себе, постарайтесь передавать ваши знания ближним, соплеменникам; переводите на татарский язык хорошие русские книги, пишите для бедных, темных татар, старайтесь открывать и улучшать школы, распространять искусства и ремесла. В этом святом деле, надеюсь, просвещенные муфтии Таврический и Казанский окажут вам должную помощь и содействие своим влиянием и знанием. Это, братья, будет честно и благородно, и если не теперь, то в будущем народ благословит ваше имя, памятуя священное изречение великого Алия, что «чернила ученого столь же достойны уважения, как и кровь мученика».