КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ ТАКИЕ ЖЕ ЖИТЕЛИ КРЫМА, КАК РУССКИЕ ИЛИ УКРАИНЦЫ

Правительство Автономной Республики Крым рассмотрит вопрос вступления Крыма в Таможенный союз на референдуме, проведение которого предварительно запланировано на 30 марта. Об этом сегодня, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» на пресс-конференции в Симферополе, сообщил премьер-министр АРК Сергей Аксенов.

— Я не хочу говорить заранее, этот вопрос решится на референдуме. Референдум, кстати, пройдет раньше, чем 30 марта, — сказал он нашей газете.

Отвечая на вопрос о вооруженных людях на улицах республики, Аксенов сообщил, что на улицах за порядком следят народные дружинники, содействие которым оказывают военнослужащие Черноморского флота России.

— Мы попросили у Путина помощи для сохранения общественно-политического порядка в Крыме, — заявил Аксенов.

При этом он пообещал жестко разобраться с провокаторами, «которые имеют цель сорвать обстановку или сорвать курортный сезон в Крыму, дестабилизировать ситуацию».

— Одумайтесь, пока не поздно! Разберемся очень жестко, — пригрозил Аксенов. — Никто на автономию посягнуть не сможет ни извне, ни изнутри.

Он также обратился к крымским татарам, заявив, что сегодня они «жители Крымской автономии такие же, как и русские, и украинцы».

— Обещаю со своей стороны, что программы финансирования крымских татар будут пересмотрены в сторону увеличения. И не только крымских татар, но и всех меньшинств, всех национальных групп, обживающих на территории автономии, — заявил Аксенов.

Он также рассказал, что завтра утром состоится правительственное заседание, где будут представлены первоочередные меры по стабилизации ситуации в АРК. Впервые за время сложившейся ситуации на заседание пустят журналистов.

ТРИ ПУТИ КРЫМА УСТАМИ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ

Симферополь, несмотря на картинки из различных СМИ выглящий как город, охваченный протестами, на первый взгляд спокоен. Таким сегодня его увидел корреспондент «БИЗНЕС Online», находящийся в столице Крымской автономии. Но вместе с тем тревога витает в воздухе.

О том, что город каким-то образом связан с событиями «Евромайдана», говорили группы вооруженных солдат в зеленой форме, которые попадались пару раз корреспонденту «БИЗНЕС Online» по дороге из аэропорта в центр города. На форме военных ни одной нашивки, по которым можно было бы определить хотя бы род войск; на военных автомобилях нет регистрационных номеров. Впрочем, их форменная одежда знакома всякому, кто служил в российской армии... Они не идут на контакт с местными жителями, но отношения довольно доброжелательные, горожане их называют «вежливые военные люди».

Но мнения местных жителей, как выяснилось, сильно расходятся. Кто-то желает присоединения Крыма к России, тогда, по мнению этих людей, можно будет добиться реальной автономии. Другие говорят о расширении полномочий Крыма без выхода из состава Украины. Третьи настаивают на том, чтобы Крым стал автономным государством, не относящимся ни к России, ни к Украине.

— Все кипят! Не дай Бог тут какая искра, тут такая заваруха начнется, — говорит таксист Николай.

Сам он мечтает об объединении Крыма с Россией. Тогда, по его мнению, Крым станет по-настоящему автономной республикой с собственным руководством, независимым от Киева. Работая таксистом, Николай зарабатывает примерно $250 в месяц. Около сотни уходит у него на оплату коммунальных платежей. По его мнению, ситуация с зарплатой улучшится, если Крым будет автономным, но в составе России.

Против вхождения Крыма в состав России, по словам таксиста, только крымские татары. Сейчас они находятся «в подвешенном состоянии», полагая, что в случае отсоединения Крыма от западной Украины они могут остаться у разбитого корыта: их не примет ни Россия, ни Украина.

— Вам-то хорошо, вы славяне, вам паспорта дадут российские. А нам могут и не дать, — вспомнил слова знакомого татарина Николай.

«МЫ ЗА ОБЪЕДИНЕНИЕ С РОССИЕЙ, ЗА ПУТЬ С ПУТИНЫМ»

Ближе к вечеру у здания крымского парламента ничего не говорило об оцеплении, которое, по словам местных жителей, было расставлено здесь накануне. Крым жил и дышал полной грудью: по улицам гуляли мамы с детскими колясками, молодые пары, люди возвращались с работы. В детском парке напротив здания бегали и играли дети. За порядком следили народные дружинники с красными повязками на рукавах. Вход в парламент охранялся народными дружинниками и вооруженными людьми в военной форме.

«Да это наши, украинская армия», — сказали дружинники корреспонденту, кивая в сторону молчаливого солдата.

Тут же, у здания крымского парламента, корреспонденту «БИЗНЕС Online» повстречался хорошо одетый мужчина: в бежевом пальто и светлом костюме, в начищенных ботинках, с дорогими часами и портфелем. Он тут же сунул в руку корреспонденту лист бумаги с пропагандой присоединения Автономной Республики Крым к России. В бумаге говорилось про успех плана Даллеса, «чужеродный» Европейский союз, «дряхлую старушку Европу»...

«...С вхождением Украины в чужеродный Европейский союз мир изменится окончательно. Нас ждет нищенское существование, по сценарию которым будет управлять мировое правительство. Наша страна может превратиться в базу для поставки сырья и использования территории рабов, а все неугодные будут физически устранены. Сам ЕС стоит на очень шатких ногах и в свое время рухнет, как и США...

Недавно в ЕС вступила маленькая Хорватия. И теперь она еще больше чувствует на себе давление, инородность, глобализацию и надвигающийся мировой кризис. Греция, Болгария, Испания, Италия и другие страны с радостью бы вышли сегодня из этого погнившего сверху донизу ЕС. Но их искусственно сдерживает мировое правительство. Так вот, не хватает последней капли, чтобы прозападное сооружение рухнуло в один момент! Именно Украина хочет стать гремучей смесью для всего дряхлого и изношенного тела старушки Европы...», — говорилось в листовке.

5.jpg


В это время рядом появилась бабушка с плакатом «Наша Россия. Мы тебя ждали!», с которой моментально вступила в перепалку женщина лет 40.

«Хотите, чтобы и у нас как в России было? Вышел на митинг — забрали в тюрьму? Тьфу!» — кричала женщина.

Тем временем мужчина, наконец, ответил на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online». Представиться журналисту он отказался, хотя охотно назвал свое имя местной старушке, назвавшись Александром Степчуком.

— В стране захватили власть неофашисты под предводительством бандеровцев и людей, которых вы хорошо знаете, они сейчас себя именуют руководителями новой Украины, — объяснил Степчук. — С этим правительством мы не согласны. Весь Крым поднялся сегодня по примеру Севастополя и не хочет признать новое правительство. Мы признаем Януковича как президента, он был неправильно свержен.

По его словам, на референдуме 30 марта будут рассматриваться два вопроса: Автономная Республика Крым в составе Российской Федерации и Автономная Республика Крым в составе Украины.

— Но на Украине даже если разрешат это принять, потом сделают все по-своему. Верховная Рада опять все права отменит, бюджет будет уходить в Киев, и с таким маленьким бюджетом здесь ни дороги, ни больницы, ни пенсии, ничего! Поэтому мы за объединение с Россией, за путь с Путиным, — заключил собеседник, добавив, что Крым перестал отправлять собранные на полуострове налоги в центр.

3.jpg

БЫЛ РИСК, ЧТО ПЕНСИЮ ПОЛУЧИТЬ НЕ УДАСТСЯ

Инвалида войны Василия корреспондент «БИЗНЕС Online» встретил возле банкомата ЮниКредит Банка, где тот получал пенсию. Василий рассказал, что, пользуясь случаем, хочет получить как можно больше денег, пока военные вновь не перекрыли улицы.

— Оба головных отделения этого банка были закрыты вчера, когда везде стояли оцепления. Из-за сегодняшних отношений Крыма с Украиной был риск, что пенсию вообще получить не удастся, — рассказал пенсионер. Я вчера позвонил знакомым в Киев, там мне сказали, что пенсию все получат.

Впрочем, на банкомате был установлен лимит: за раз можно было снять всего 1,5 тыс. гривен.

— Я сейчас попробую с этого через некоторое время снять или дойти до следующего, — добавил Василий, добавив, что его военная пенсия — примерно 3 тыс. гривен (около $300). — А перекрывали улицы накануне, согласно первоначальным данным властей, какие-то террористы. Но как оказалось позже — российские военные, — рассказал Василий.

Бывший военный Вячеслав считает, что Крым действительно хочет получить широкую автономию, однако об объединении с Россией никто не говорит.

— На деле автономии нет, она только по закону. Мы хотим, чтобы финансы с курортов оставались у нас и шли на развитие Крыма. А так мы все отдаем Киеву. Мы хотим, чтобы мы, крымчане, сами решали, как нам жить. Украина фактически давит на Крым, поэтому некоторые хотят объединиться с Россией, — рассказал Вячеслав.

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ: ЗА АВТОНОМИЮ, СТАТУС ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЗА УКРАИНУ

Какой видят ситуацию, как она будет развиваться и чего хотят на самом деле крымские татары? С такими вопросами корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился к крымчанам.

Зера Бекирова — крымская татарка, главный редактор журнала «Ненкеджан», член союза писателей Украины:

— Сейчас у нас в Симферополе можно спокойно передвигаться по городу, только центр, где находится парламент и совет министров Крыма, оцеплен сотрудниками милиции. Они говорят, что не пропускают людей к парламенту, но что интересно: с другой улицы, тоже в центре города, спокойно можно пройти к парламенту. Там стоят митингующие, это пророссийски настроенные люди с российскими флагами. Они читают русские стихи, поют песни времен Великой Отечественной войны.

Крымские татары хотят остаться в составе Украины, хотя, конечно, есть и такие крымские татары, которые за присоединение к России. Они мотивируют это тем, что изначально это все-таки была территория Российской империи. И только потом Хрущев передал Крым России. Однако больше 90 процентов крымских татар хотят остаться в составе Украины, но остаться национально-территориальной автономией, чтобы были соблюдены все права крымских татар. Во-первых, мы хотим, чтобы крымско-татарскому языку был придан статус государственного языка наравне с украинским. Как это было до депортации. Во-вторых, чтобы крымские татары были представлены во всех органах законодательной и исполнительной власти и чтобы реально, а не формально работали национальные, крымско-татарские школы.

Как будут развиваться события в Крыму в ближайшее время прогнозировать очень тяжело, потому что каждую секунду ситуация меняется. Я думала, что официальный Киев, украинские власти все-таки приедут в Крым и покажут нам свою поддержку. Но этого не произошло ни вчера, ни позавчера, ни сегодня, и даже Турчинов (и.о. президента Украины прим. ред.) заявил, что пока он не собирается в Крым. Не хотелось бы говорить таким сленгом, что нас просто «слили» и оставили одних со своей бедой, но пока что выходит так...

Дамир Галиуллин (фамилия по его просьбе изменена) бизнесмен, крымский татарин, житель Симферополя:

— В Крыму, на мой взгляд, сейчас происходит интервенция. Россия вторглась на территорию Крыма. Захватили сухопутные въезды в Крым, захватили аэропорты. В Севастополе стоят российские войска. В Симферополь неизвестные люди приехали ночью на «КАМАЗах» с закрытыми номерами. И по всем признакам это были военнослужащие Черноморского флота РФ. В сопровождении пророссийски настроенных людей они взяли под контроль аэропорт.

Крымские татары хотят мира. Крымско-татарский меджлис не инициирует принятия каких-то новых законов, потому что это глупо — принимать какие-то законы на данном этапе. Нужно просто погасить то, что сейчас в Крыму развивается. Крымские татары не поднимали вопрос о референдуме и заявили, что они за целостность Украины. Они против отделения Крыма. Они не против расширения полномочий в любом виде, но категорически против присоединения Крыма к России.

Я сейчас нахожусь в Симферополе, и там до сих пор захвачены российскими войсками органы управления: парламент и совет министров. Всю ночь по улицам ходили и кричали возбужденные молодчики с российскими флагами. Они ходили на железнодорожный вокзал, хотели встретить представителей «Правого сектора», которые якобы хотели приехать, но никто не приехал. Народ возбужден, и я думаю, что сделаны огромные вливания, чтобы это возбуждение было как можно большим. На мой взгляд, это люди, не размышляющие и не вникающие в ситуацию.

Казань — Симферополь