За последние два года на развитие и поддержку технического творчества в РТ было направлено более 240 млн. рублей

ПРАВИЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ РОБОТОТЕХНИКОЙ

Вчера в казанском IT-парке состоялся республиканский семинар-совещание «Развитие направления «Робототехника» в системе дополнительного образования детей». Приехавшие со всего Татарстана педагоги осмотрели в том числе выставку с роботами, организованную компанией Lego Education. Компания, к слову, выступает партнером министерства образования и науки РТ по данному направлению.

Открывая семинар, министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов поделился впечатлениями от поездки в Великобританию: «Когда я был в Кембридже, видел, что первокурсники занимаются робототехникой. Защищают свои проекты. Техническое творчество интересно для развития инженерного направления. Неправильно будет, если не будем заниматься робототехникой».

По словам Фаттахова, за последние два года на развитие и поддержку технического творчества в Татарстане было направлено более 240 млн. рублей. Было создано 38 площадок технического творчества, открыто более 350 объединений технической направленности, в которых занимается более 4 тыс. человек. «Во всех муниципальных образованиях должны создать нормальные площадки», — сказал министр. Отметим, что всего в РТ — 2,4 тыс. школ и 600 тыс. школьников.

Он также сообщил, что в мае этого года в рамках фестиваля научно-технического творчества состоится первый республиканский отборочный этап международной Олимпиады по робототехнике WRO-2014. Кроме этого, совместно с минсвязи РТ планируется проводить в будущем в Казани национальные чемпионаты по робототехнике. Помимо этого этапа, в Казани пройдет всероссийский этап этой олимпиады. Международный финал состоится в ноябре в Москве.

ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ

По словам заместителя гендиректора ОАО «ICL-КПО ВС» Евгения Степанова, роботы — это уже давно сложившаяся отрасль в экономике: «Роботы уже вторгаются и в социальную сферу, и в сферу обслуживания. Важно татарстанских детей вовремя обучить. Мы подписали дистрибуторский контракт с Lego, они лидеры в подготовке образовательных программ в области робототехники». Кстати, продукцию Lego Education в Татарстане продает компания ICL.

Директор компании «Образовательные решения ЛЕГО» в России, Украине и СНГ Ольга Ломбас привела данные исследования норвежского университета о том, как в мире обстоит дело с техническим образованием: «В последние годы снижается количество молодых людей, выбирающих технические специальности, а в Татарстане понимают важность этой задачи. Интересно, что чем меньше развита страна, тем больше дети хотят заниматься исследованиями, но у них нет возможности».

Как рассказала Ломбас газете «БИЗНЕС Online», сотрудничество Lego Education с республикой многогранно: «Естественно, оснастить все школы за свой счет мы не можем. Мы будем поддерживать творческую молодежь Татарстана, когда она участвует в конкурсах, призами. Не менее важна профессиональная поддержка, когда мы будем обучать тренеров. Вероятно, у нас будет сотрудничество по обмену программами — лучшие педагоги Татарстана смогут поделиться своим опытом с зарубежными коллегами и наоборот. То творческое ноу-хау, которое сможет сделать каждый учитель, может обогатить все мировое педагогическое сообщество — нам очень интересна эта часть сотрудничества». Сотрудничать с республикой компания начала «некоторое время назад», но массовое внедрение образовательных решений началось в 2014 году.

На вопрос о стоимости предлагаемых решений собеседница издания рассказала, что закупки министерства образования РТ — это даже не закупки, а инвестиции: «Тот же самый робот — самый дорогой, который у нас есть, который все хотят — стоит 18 тысяч рублей, но его может использовать каждый ребенок в школе на каждом уроке. Получается, что если робот качественно используется в течение трех лет, то инвестиция в каждого ребенка получается 10 рублей. Это инвестиция даже не в оборудование, а в интеллект и в экономику региона. Мощные предприятия на территории республики заинтересованы в кадрах, поэтому бизнесу имеет смысл инвестировать в детей и позволить им вырасти в высококлассных специалистов».

Энгель Фаттахов
Энгель Фаттахов: «Татарстан – это республика с активно развивающейся промышленностью и вопрос подготовки кадров стоит очень остро. Создание условий для технического творчества и развитие детей – вот то, что сильно поможет нам в будущем»

ПЛОЩАДКА ЗА 5 МИЛЛИОНОВ

Фаттахов рассказал журналистам, почему на предмете «Робототехника» делается такой упор: «2013 - 2014 годы мы объявили годом математики, хотим развивать инженерные специальности, в том числе техническое творчество. У нас в Татарстане работает программа «Школа после уроков», за последние два года открыто 38 базовых площадок, около 300 технических кружков. Мы поставили задачу — в каждом муниципальном образовании должны быть базовые площадки, чтобы бурно развивалось техническое творчество», — сказал он.

По его словам, робототехнику считают основой. «Начали общаться с компанией Lego. Мы должны развивать у детей, начиная с дошкольного возраста, мышление по робототехнике. Для наших детей это интересно, и, кроме того, мы будем определять, по какому направлению у них есть талант. Есть контент для дошкольного образования, начального и среднего образования, и заканчиваются программы профобразованием. Наша основная задача — подготовка кадров для экономики республики. Без инженерной науки мы не можем обеспечить рост производства промышленной продукции».

Что касается уже сделанного, в течение двух лет министерство получило 300 миллионов рублей: «С 2010 по 2015 годы у нас есть стратегия «Килэчэк» — по этому проекту ежегодно выделяются средства. В этом году выделено около 60 миллионов рублей. Будем и дальше развивать образовательные площадки в муниципальных районах, увеличивать количество образовательных кружков. Сначала муниципалитеты представляют нам свои проекты, мы отбираем лучшие, и после этого выделяем средства», — рассказал министр. По его словам, открытие одной площадки по робототехнике в муниципальном образовании обходится примерно в 3 - 5 млн. рублей.

На вопрос «БИЗНЕС Online» о наличии преподавателей по направлению, Фаттахов ответил, что это проблемный вопрос. «По проекту «Килэчэк» предусматриваются средства для переподготовки, повышения квалификации преподавателей. Кроме того, будет вестись работа на базе КФУ для подготовки кадров для работы в этих кружках», — сказал он.

ВДОХНУТЬ ЖИЗНЬ В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить необходимость развития робототехники в РТ и в частности сотрудничество республики с Lego.

Антон Грачев — директор IT-парка в Казани:

— Татарстан более чем созрел и уже даже перезрел для развития направления «Робототехника». Не хотелось бы усреднять, но в целом школьная программа информатики уже очень устарела и ужасно скучна. Нужно как можно быстрее вдохнуть в нее новую жизнь.

Преподавателей в достаточном количестве пока нет, но они будут — уже несколько месяцев как запущена мощная программа совместно с университетом Иннополис и минобразом Татарстана по совместному обучению школьников и школьных учителей информатики направлению STEM-Robotics.

Lego на сегодня выпускает наиболее универсальные и простые комплекты конструкторов для постижения азов такого направления, как робототехника. Аналогов, к сожалению, пока мало, но уверен, что, поняв принцип работы механизмов этого конструктора, школьники скоро сами начнут создавать аналоги готовых платформ.

Евгений Степанов — заместитель генерального директора ОАО «ICL-КПО ВС»:

— Однозначно Татарстан «созрел» для внедрения в дошкольные и школьные программы предмета «Робототехника». Татарстан — лидер по внедрению информационных технологий в школах, надеюсь, будет лидером и в дошкольном образовании. Республика очень развита в плане машиностроения. Если сегодня роботы используются в основном в промышленности, то завтра они будут повсеместно использоваться как в быту, так и в сфере услуг.

Робототехника — это область, которая одновременно содержит в себе математику, физику, механику, информатику, детей нужно ей обучать. К тому же, это такая сфера, которая позволяет наглядно увидеть результаты обучения. Будет ли предмет в школах называться «Робототехника» — не знаю, это решат в министерстве, но дело очень нужное.

В РТ создано 38 площадок технического творчества, открыто более 350 объединений технической направленности, в которых занимается более 4 тыс. человек

Нужно готовить учителей. У Lego Education большой опыт в данном направлении и работы по нему ведутся. Министерство образования и науки понимает вопрос необходимости подготовки персонала, насколько я знаю, и тоже планирует готовить учителей. Мы как дистрибуторы Lego Education уже обучили своих сотрудников и будем это делать и дальше, чтобы оказывать максимальную помощь татарстанским учителям в освоении предмета. Оглянитесь буквально на 15 лет назад, когда в школах только начали применять компьютеры, возникало много проблем, связанных с тем, что не все учителя умеют ими пользоваться, но это не стало большим препятствием.

Я как родитель и как работник отрасли информационных технологий только «за» сотрудничество минобраза РТ и компании Lego по этому направлению.

Юрий Буров — основатель и руководитель Cubic Robotics (Москва):

— На мой взгляд, сейчас самое лучшее время для внедрения робототехники в массы, чтобы через 5 - 10 лет в стране были специалисты. Этот рынок такой же большой, как компьютеров, а, может быть, и больше. Поэтому такая позиция — работать в этом направлении — мне кажется очень правильной. Если не начать работать сегодня, то и достаточного количества преподавателей не будет.

Компания Lego сейчас очень сильно трансформировалась в робототехнику, это ведущий мировой игрок по обучению детей робототехнике. Хотя я знаю, что есть достаточно много российских конструкторов для обучения робототехнике. Глобально было бы правильно поддержать их, а не только Lego. Есть российские команды, которые создают конструкторы для обучения детей и школьников, и правильнее разбить госзаказ частично на них и частично на Lego. Вообще, мне кажется любой созданный в России технический кружок так или иначе использует решения Lego.