Вячеслав Зубарев: «Люди спешат купить товары, которые еще можно успеть купить, скажем так, по старым ценам — совершенно справедливо ожидая, что в ближайшее время произойдет их рост»
Вячеслав Зубарев: «Люди спешат купить товары, которые еще можно успеть купить, скажем так, по старым ценам, совершенно справедливо ожидая, что в ближайшее время произойдет их рост»

ФЕВРАЛЬ-2014: ПРОДАЖИ ИНОМАРОК ВЫРОСЛИ НА 30%

Падение курса рубля в феврале оказало мощное давление на текущую динамику продаж автомобилей в России, об этом накануне вечером в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» заявил Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ООО УК «ТрансТехСервис». Официальных данных по рынку в целом пока нет — статистика будет позднее. Однако на примере своей компании Зубарев констатировал: февраль-2014 по сравнению с февралем-2013 дал практически 30-процентный рост продаж. Продажи едва не добрались до уровня минувшего декабря, когда автомобили традиционно распродаются быстрее, чем горячие пирожки, а для февраля такие показатели просто фантастически велики. По словам шефа ТТС, похожая динамика и у многих конкурентов на рынке в Казани и регионе.

— Безусловно, это искусственное оживление, конечно же, которое затем может быть компенсировано застоем и спадом, но на данный момент февраль был рекордным, — оценил перспективы рынка председатель совета директоров ООО УК «ТрансТехСервис». — Рекордный прирост произошел не только у нас, думаю, когда появится официальная статистика, мы увидим это по рынку в целом. Люди спешат купить товары, которые еще можно успеть купить, скажем так, по старым ценам, совершенно справедливо ожидая, что в ближайшее время произойдет их рост.

Причем рост продаж затронул практически все ценовые сегменты рынка иномарок. Хотя оживление рынка, по оценкам Зубарева, мало затронуло АвтоВАЗ и не столь сильно сказалось на продажах бюджетных моделей Renault. Рост в премиальном сегменте подхлестнули еще и хорошие скидки на автомобили 2013 года — запас этих машин по некоторым позициям закончился уже в феврале. Осталось ограниченное количество автомобилей — весной, вероятно, распродадут и их.

— Мы столкнулись с почти забытым за последние годы дефицитом по некоторым моделям, — осторожно отметил Зубарев.

РОСТ ЦЕН НА АВТОМОБИЛИ ИЗ-ЗА ДЕВАЛЬВАЦИИ ПРОЙДЕТ В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ

Однако автомобили с новыми ценниками пока не приходят — повышение идет за счет машин нового модельного года и инфляции. А вот девальвация свое еще возьмет. Однако когда это произойдет, точно сказать нельзя, хотя ожидать роста можно уже весной.

— Пока автомобили продаются по старому курсу рубля, поскольку идут продажи машин, поставленных ранее, — объяснил Зубарев. — Повышение может быть ступенчатым — сначала производитель может продавать машины в небольшой минус, затем в ноль и после этого перейдет к маржинальным продажам. Этот шаг может пройти в два-три этапа, потому что рост бивалютной корзины на 15 процентов — это серьезный рост. Скорее всего, в один шаг это сделано не будет, потому что даже рост на 5 - 7 процентов очень большой. Однако, думаю, рост в итоге произойдет в соответствии с изменениями курса рубля.

Отразятся ли на авторынке украинские события, реакция России на них и резкие заявления Запада в ответ на действия РФ?

— Российский рынок в Европе — рынок номер два, номером один остается Германия, — сказал Зубарев. — Доля России у любого автопроизводителя, думаю, около 5 процентов, и потеря этой доли для них, безусловно, не самоубийственна. Но я практически уверен, что возможные санкции вряд ли затронут поставки. Но вот, например, снижение инвестиций в Россию, развитие производства, чему мы так радовались — вот это, наверное, очень реально. А поставки готовых автомобилей — почему бы нет?

Долю компании на рынке иномарок в Татарстане и Казани Зубарев оценил в 50%
Долю компании на рынке иномарок в Татарстане и Казани Зубарев оценил в 50%

«КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ В ПЕРВЫЙ РАЗ КУПИТЬ НОВУЮ МАШИНУ, В РОССИИ НЕ РАСТЕТ»

В целом же 2013 год для рынка автомобилей стал годом падения как в России, так и в Татарстане, хотя в РТ автодилеры потеряли 1 - 2% рынка, а в России в целом — около 7%. В целом эту динамику Зубарев оценивает как естественную — на рынке выстраивается естественное соотношение спроса и предложения. «Выстрелил» отложенный после предыдущего кризиса спрос, и люди, у которых была возможность купить машины, сделали это. А у тех, кто еще не купил, по всей вероятности, такой возможности не появилось.

— Рост числа состоятельных людей, по всей вероятности, не такой большой, если вообще есть, — оценил покупательную способность россиян председатель совета директоров компании «ТрансТехСервис». — Идет явно большой разрыв сегментов рынка, больше страдает дешевый сегмент. Это, к сожалению, говорит о том, что количество тех людей, которые могут себе позволить купить новую машину в первый раз, не растет.

Запас емкости рынка в целом все-таки есть: уровень автомобилизации россиян пока не сравнялся даже со странами бывших партнеров СССР вроде, например, Польши, не говоря уже о других странах Европы или США. Это, как предполагает Зубарев, все же может быть связано с тем, что разрыв доходов самых бедных и самых богатых в России больше, чем в других странах.

— Там больше людей могут себе позволить купить просто машину, но меньше людей, которые могут купить дорогой автомобиль, — пояснил мысль председатель совета директоров ТТС. — У нас же обратная специфика. Плюс есть и свои особенности рынка — не последнюю роль играют погода, состояние дорог, расстояния и менталитет.

Что же до показателей ТТС, на фоне падающего в целом рынка компания в 2013 году выросла на 15%. Долю компании на рынке иномарок в Татарстане и Казани Зубарев оценил в 50%. В целом за год продано около 58,5 тыс. новых автомобилей и около 5 тыс. автомобилей с пробегом по 24 автомобильным брендам. Всего в сеть ТТС входят сейчас 62 автоцентра, 18 из которых были открыты в 2013 году. В результате компания сохранила позиции лидера по объемам продаж в Поволжье и поднялась в рейтинге Топ-5 на четвертое место среди российских авторитейлеров.

В ходе интернет-конференции Зубарев рассказал о развитии trade-in, рассказал, почему люди начинают покупать машины с пробегом в автосалонах, сравнил доходы от продаж и постпродажного обслуживания, описал политику удержания клиента и порассуждал о перспективах вывода российского автопрома на мировой уровень. Подробная стенограмма разговора будет опубликована в ближайшее время.