«ЭТО АМЕРИКАНЦЫ ХОТЯТ РАССОРИТЬ РОССИЮ С ЕВРОПОЙ»

— Владислав, сегодня пройдет очередная встреча Совбеза ООН, в Москве в это время будет ночь. Опять будут обсуждать украинский вопрос. До этого президент США Барак Обама пригрозил, что России «дорого обойдется» военное вмешательство. По вашему мнению, насколько эти санкции реальны? Что может предпринять Запад и США в отношении России?

— В рамках Совбеза ООН в отношении России никакие санкции не могут быть приняты априори по той простой причине, что для принятия необходима единогласная поддержка. Понятное дело, что Россия сама себя наказывать не захочет и вводить санкции против себя не будет. Поэтому это изначально провальная затея. С другой стороны, есть еще Китай, который, в принципе, поддерживает, находится в стратегическом альянсе, геополитическом и геоэкономическом с Россией. Он понимает, что основной конкурент в мировой политике и экономике именно США, которые по совместительству являются крупнейшим рынком сбыта китайских товаров, а еще являются основным раздражителем политического спокойствия. Поэтому Китай поддержит Россию с точки зрения недопущения санкций в отношении нее, но при этом он не будет и активно поддерживать Россию в вопросе возможного отделения Крыма. У Китая огромное количество своих политических проблем, в том числе Уйгурский автономный округ, который находится на северо-западе Китая и является по большому счету пятым колесом в китайской телеге, там очень сильные позиции мусульман, которые плохо контролируются. Есть проблемы с Тибетом, с другими странами Юго-Восточной Азии: Таиланд, Вьетнам, Мьянма. Видно, что идет очень жесткий конфликт между китайской диаспорой, китайским капиталом, китайскими бизнес-структурами и кланами, которые контролируют значительную часть политического истеблишмента, и местными элитами.

Поэтому никаких санкций введено быть не может, с этой точки зрения это провальная инициатива. Российские дипломаты практически наверняка сольют этот вопрос, им удастся его замять. А каких-то ресурсов у США не хватит, чтобы провести эту инициативу в одиночку.

— А Европейский союз может ввести свои санкции?

— Я думаю, что их не поддержит даже Европейский союз, который очень сильно не хочет портить свои отношения с Россией, для которого наша страна является крупнейшим поставщиком энергоносителей, а также одним из крупнейших внешних рынков сбыта продукции, прежде всего это высокотехнологичная и наукоемкая продукция, которую продают немцы, французы, бельгийцы, швейцарцы, та же самая Великобритания и далее по списку. Кроме того, Россия для них является наиболее перспективным рынком, на который они ориентируют продажи своих товаров инвестиционного потребительского назначения. Также для них интересна Россия с точки зрения инвестиционных потоков. Поэтому европейцы подставляться тоже не будут. Они понимают, что сегодня России толком предъявить нечего.

В гораздо большей степени это американцы хотят рассорить Россию с Европой, пытаются выбить российские компании с европейского рынка, прежде всего «Газпром», попытаются заместить российское голубое топливо поставками своего природного сжиженного газа, который начнет поставляться в Европу уже в следующем году.

— Вы имеете в виду сланцевый газ?

— Да, сланцевый газ будет поставляться уже в следующем году, когда произойдет окончательное перепрофилирование, переориентация внутренних мощностей газотранспортной системы и энергетических объектов Америки. Сначала они ориентировались на закупки из-за рубежа, но по мере развития сланцевой революции они переориентируют сегодня свои портовые мощности именно на вывоз, а не на ввоз этого самого газа. У американцев есть свои корыстные интересы, они пытаются максимально ослабить позиции России в регионе, в том числе в энергетическом секторе, потому что им, по большому счету, надо окупить свои капитальные вложения в дорогостоящую сланцевую революцию. Можно сказать, что сланцевая революция — очень затратное мероприятие, оно имеет колоссальные экологические, технологические, природные риски при дальнейшей эксплуатации тех территорий, где добывался сланцевый газ.

В чем нельзя отказать США, так это не только в военно-промышленном, военно-техническом доминировании, информационно-пропагандистском доминировании, но и прежде всего в техническом доминировании. У них эта революция идет, по большому счету, при высоких ценах на нефть — выше 150 долларов, она, конечно, окупается. Предел окупаемости порядка 80 долларов за баррель.

«ЭТО ПОПЫТКА УДУШИТЬ УКРАИНУ»

— Значит, США заинтересованы в расшатывании ситуации на Украине?

— Американцы будут максимально раскачивать ситуацию, дестабилизировать. По большому счету, никакая стабилизация ситуации на Украине им не нужна. Им не нужна Украина сильная и стабильная с более-менее взвешенной финансовой системой. Американцы будут делать все возможное, чтобы расшатать и Украину, и Европу, и Россию, пытаться их максимально рассорить.

Те же самые слова о предоставлении помощи Украине — это в чистом виде провокации, попытка поставить подножку, максимально дестабилизировать ситуацию. Я напомню, что американцы готовы дать кредит максимум в размере 1 миллиарда долларов, европейцы готовы предоставить примерно 15 миллиардов долларов, но при этом они готовы дать деньги не на развитие инфраструктуры, не на развитие экономики. Они попытаются обставить выделение кредитов следованию Украины требованиям МВФ, убийственным с социально-экономической точки зрения.

По большому счету, то, что делают сегодня Запад, Вашингтон, Брюссель, — это попытка удушить Украину, попытка еще усугубить экономический кризис, убить промышленность, обеспечить еще большее обнищание населения, в том числе благодаря повышению пенсионного возраста для женщин на три года и на два для мужчин, за счет тотального секвестра бюджета, повышения цен на электроэнергию на 40 процентов, за счет полной заморозки всех затрат на поддержку малоимущих граждан и так далее. То, что делает сегодня Запад, по большей части Вашингтон, — это попытка подсадить Украину на долговую иглу, втянуть ее в долговое рабство и, соответственно, создать на территории Европы еще один постоянный очаг нестабильности, кровоточащую рану. Это будет вторая Югославия, либо вторая Сербия с Косово.

Что касается санкций в отношении России, я думаю, сейчас ситуация стабилизируется, ни Америка, ни Россия не заинтересованы в эскалации конфликта, в напряженности. Это был своего рода обмен любезностями, попытка провести разведку боя, посмотреть, насколько далеко готовы пойти обе стороны, насколько они принципиальны по вопросу, грубо говоря, раздела Украины, раздела сфер своего влияния в этом регионе. Американцы понимают, что в этой ситуации они находятся в более выгодном положении с точки зрения экономических санкций: для России Америка занимает во внешней торговле примерно 4 - 5 процентов, тогда как для Америки Россия не занимает никакой существенной доли и является миноритарным внешнеторговым партнером.

С другой стороны, американцы понимают, что это не они находятся в какой-то зависимости от российских властей и российского капитала, а именно российские компании, госбанки, олигархи находятся в критической зависимости от американской финансовой системы. Поэтому если американцы и пойдут на обострение конфликта с Россией, то только уж если совсем горячие головы решат окончательно дестабилизировать ситуацию в европейском регионе. Российские власти, конечно, не хотят никакой конфронтации с теми же американцами, так как они понимают, что за рубежом у России находятся колоссальные деньги, по официальным данным, из России было вывезено более триллиона долларов капитала, по неофициальным подсчетам, порядка 2,5 триллионов долларов. Так или иначе эти деньги лежат на банковских вкладах либо вложены в ценные бумаги, либо зарегистрированы в каких-то налоговых гаванях, либо лежат в американских или европейских банках. Поэтому американцы понимают, что россиянам есть что терять.

«УГРОЗЫ БОЛЬШЕ НОСЯТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР»

— Значит, угрозы США заморозить активы российских чиновников, бизнесменов все-таки реальны? Это как-то может сказаться на дальнейших действиях политиков?

— Эти угрозы больше носят психологический характер, рассчитанны на то, чтобы еще раз напомнить российским властям, так называемой офшорной аристократии, кто на самом деле хозяин, чтобы не зарывались. Хотя американцы понимают, что доводить ситуацию до абсурда все-таки нет смысла. Россия — это не Ливия, не Тунис, не Египет, не Сирия и даже не Украина. Поэтому здесь такие выходки не пройдут, плюс Россия, как бы то ни было, остается ядерной сверхдержавой, пусть и сырьевой, но не последней экономикой в мире. В принципе, уровень политического недовольства не растет, во всяком случае, не такой, как был на Украине. Поэтому все эти разговоры про санкции — это попытки поиграть на нервах, посмотреть на ситуацию, на реакцию властей, ослабить авторитет России на Украине.

— Сенатор-республиканец Джон Маккейн предложил расширить «список Магнитского», включив туда имена тех, кто причастен к решению о вводе войск на Украину. Такая мера может как-то остановить тот же Совет Федерации, например, изменить решение?

— Что касается «списка Магнитского», то это наиболее крупная угроза для российских властей. Мы помним, что был создан список украинских чиновников, чьи активы были заморожены в Европе и США, куда вошли Николай Азаров, сам Виктор Янукович и его сын Саша Стоматолог, туда вошел и Клюев, и Арбузов, в общем, вся администрация президента и правительство. Если это будет сделано американцами, то это будет колоссальный плевок в лицо российским властям, это будет прямая угроза конфискации их капиталов за рубежом, это будет, по большому счету, объявление экономической войны, прелюдия к жесткой валютно-финансовой войне вплоть до заморозки золотовалютных резервов.

Но надо понимать, что американские власти на это не пойдут, так как они понимают, что загнанные в угол российские чиновники будут действовать абсолютно невменяемо, неадекватно по той простой причине, что они не захотят повторения судьбы Милошевича или Каддафи. Поэтому им ситуацию до абсурда доводить не захочется. США сегодня ни экономически, ни финансово, ни военно-политически пока еще не готовы к столь жесткой конфронтации с Россией, она им просто не нужна. Я думаю, что все ограничится угрозами срыва саммита G8 либо угрозами выгнать Россию из этой статусной, фешенебельной организации, которая ничего не дает, только играет на нашей самооценке, на нашем самовосприятии как экономически развитой, крупной экономической державы.

«ВЫВОД РОССИИ ИЗ G8 БУДЕТ ПОЩЕЧИНОЙ ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ»

— Вы заговорили про G8 и опередили меня. Страны как раз уже угрожают, что не приедут на саммит, та же Франция, например, не собирается на G8, другие приостановили подготовку. Возможно ли, что Россию действительно выгонят оттуда?

— Вывод России из группы G8, конечно, хоть и не является особой проблемой для страны, но все-таки будет пощечиной президенту Владимиру Путину, плевок Кремлю. Я думаю, что даже на это Америка не пойдет, раз мы не видим риска эскалации конфликта на Украине, не видим столкновений вооруженных сил России и местных «евромайдановцев», бандеровцев.

Напомню, что G8 — это невменяемый междусобойчик, куда Россию впустили в середине 90-х годов в качестве благодарности Борису Ельцину за то, что развалил Советский Союз, произвел воровскую кредитно-залоговую приватизацию и аукционы, согласился устраивать криминальную пирамиду ГКО. Это была своего рода такая подачка России, мол, вы разрушили свой экономический, финансовый ориентир, подорвали свое военно-политическое могущество, вы развалили СССР, вы открыли нам колоссальный рынок для сбыта продукции наших корпораций, вы сами себя уничтожили, а мы вам в обмен даем такую поблажечку в виде присутствия в группе G8. Хотя с экономической точки зрения Россия не имела никаких шансов оказаться в этой группе. Россия является членом G8, но при этом не является членом ОЭСР, куда входят страны с высоким уровнем жизни населения. Россия уступает по уровню подушевого дохода на треть, не говоря уже о том, что российская экономика — это экономика сырьевая, архаичная, которая практически не создает дополнительной стоимости в реальном секторе экономики.

Зачем России G8, если от этого не становится лучше ни передовым россиянам, ни отечественным промышленникам? Скажем, мы формально являемся крупнейшей в Европе экономикой, но при этом по объемам валовой добавленной стоимости промышленности в расчете на душу населения Россия находится на 59 месте, уступая таким «индустриальным державам», как Греция, Португалия или Турция. Толка от этой группы G8 нет. То, что в эту группу не входит Китай, ему от этого ни холодно и ни жарко. Поэтому это в чистом виде будет показной жест. Я не исключаю, что американцы чисто теоретически пойдут на этот шаг прежде всего в случае эскалации конфликта плюс, конечно, будут угрожать составить список чиновников, виноватых в вводе войск. Конечно, это не будут первые лица страны, но исключать такой вариант не стоит.

«РОССИЯ НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ МАЛЬЧИКА ДЛЯ БИТЬЯ»

— Возможна ли вновь холодная война?

— Холодная война, скорее всего, будет вестись экономическими, нежели военно-политическими методами. Чисто теоретически, американцы и так нарушили всевозможные договоренности, которые заключались еще во времена Советского Союза, перестроечными властями или же подписывались Ельциным. Холодная война формально закончилась, но она идет полным ходом, мы видим экспансию американских вооруженных сил по всему миру. Мы видим, что они разошлись настолько, что создают свои базы не только в восточной Европе, но и в странах бывшего Союза. Мы видим, что они толком не выполняют соглашение по ограничению стратегического ядерного потенциала, они заменяют ядерный арсенал высокоточным вооружением. Американцы чихать хотели на те договоренности, которые были подписаны еще четверть века назад. Эта холодная экономическая война идет, но ведется другими методами, прежде всего финансового характера.

Конечно, если американцы решат формировать события, идти на обострение отношений с Россией, то именно они эту войну развяжут. Россия, конечно, теоретически может простить американцам свои внешние долги в размере 740 миллиардов долларов, американцы наверняка заморозят все валютные российские резервы за рубежом, номинированные в долларах, это порядка 250 миллиардов долларов, причем говорить, что Россия может распродать эти резервы и обрушить британский долговой рынок, полная глупость. Россия является по мировым меркам очень маленькой экономикой, и хотя мы являемся одним из крупнейших кредиторов Америки, но это не столь существенная величина, Россия кредитует Америку не более, чем на 150 миллиардов долларов, тем более эти деньги просто лежат в американской валюте. Поэтому 200 миллиардов долларов для США — это сущие копейки.

Американцы понимают, что за Россией мало кто последует, в лучшем случае Казахстан, Беларусь, хотя непонятно, что Россия предложит взамен этим странам-участникам Таможенного союза. Китай хоть и прекратил наращивать свои вложения в американские бумаги, но провоцировать обвал американского долгового рынка он не заинтересован.

Поэтому Россия находится в состоянии мальчика для битья, по большому счету мы играем по американским правилам, на их поле, с их арбитром, их мячом, а не американцы по нашим правилам, поэтому в этой ситуации мы находимся в заведомо проигрышном положении. Я думаю, российские власти это прекрасно понимают и будут готовы пойти на этот шаг только в случае крайне плохого сценария событий, если все пойдет из рук вон плохо и американцы реально захотят повторить в России сирийский, ливийский или украинский сценарий.