IMG_1616.jpg

«В 2013 ГОДУ ДОСТИГЛИ РОСТА ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ БИЗНЕСА»

- Ильдар Иванович, знаем, что вы только в октябре 2012 года возглавили казанский филиал СОГАЗа. И тем не менее спросим: как завершили 2012 год? Каких показателей достигли в 2013-м? Какую долю рынка страхования занимаете в РТ? Какие показатели поставили вам в план на 2014 год?

- Мы неплохо сработали в четвертом квартале 2012 года и в целом выполнили план года. В 2013 году мы достигли роста по всем направлениям бизнеса, за исключением ипотечного страхования. По предварительным данным, казанский филиал в 2013 году собрал около 365 миллионов рублей, что на 75 процентов больше, чем в 2012-м. В том числе, по «рознице» собрано более 40 миллионов рублей (2012 — 23,5 миллиона рублей), по корпоративному страхованию — 202 миллиона рублей (2012 — 74 миллиона рублей), по партнерскому каналу (банки, лизинговые компании) — 67 миллионов рублей (2012 — 58 миллионов рублей).

В течение 2013 года мы провели большую работу по составлению бизнес-плана до 2016 года, организационной структуры, нового штатного расписания, разделению функций между подразделениями и внедрению бизнес-процессов, формированию команды. Уже в марте переехали в новый офис на улице Петербургской. Была полностью перестроена работа юридического подразделения и отдела по урегулированию убытков по имущественным видам страхования. Изучили стандарты компании. Конечно же, выполняли поставленные задачи по развитию бизнеса и в первую очередь по организации страховой защиты объектов и участников Универсиады-2013.

Что касается увеличения доли рынка, то этот показатель для нас неактуален. На первом этапе для нас главное — систематизировать работу коллектива, сбалансировать портфель, обеспечить рентабельность бизнеса по всем видам страхования и получить положительный финансовый результат. Проектом плана на 2014 год определена контрольная цифра — более 500 миллионов рублей или на 37 процентов больше, чем собрали в 2013 году.

- За счет каких направлений страхования произошел рост сбора премий аж на 75 процентов? Какие маркетинговые ходы вы использовали? (Виктор О.)

- Рост сборов премий был обеспечен за счет активизации работы с банками, с лизинговыми компаниями, за счет страхования имущества и ответственности юридических лиц, реализации комплексной программы страхования сотрудников корпоративных клиентов. Практически с нуля начали работу с автодилерами и к концу года получили неплохой результат. Ну и, конечно, за счет маркетинговой акции стали официальным партнером и страховщиком Универсиады. Бренд СОГАЗа стал более узнаваем, партнерство Универсиады положительно отразилось на имидже компании.

- Алексей Улюкаев на Гайдаровском форуме 15 января сказал, что страховые компании вслед за банками тоже должны пройти через процедуры оздоровления, что необходимо для формирования доверия в экономике. Как вы считаете, какие показатели являются главными в оценке качества работы страховых компаний? Соответствует ли СОГАЗ этим критериям? (Виталий Воеводин)

- Во-первых, должна быть безупречная деловая репутация, финансовая устойчивость и надежность компании. И, конечно же, исполнение своих обязательств по договорам страхования. СОГАЗ по всем показателям финансовой устойчивости и надежности является бесспорным лидером на рынке.

«ЗАСТРАХОВАЛИ УНИВЕРСИАДУ НА 260 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ»

- Как была организована работа по страхованию объектов и участников Универсиады?

- Мы застраховали 56 спортивных объектов в Казани, почти 17,5 тысяч спортсменов и аккредитованных лиц, 20 тысяч волонтеров, более 1 тысячи транспортных средств. Также был застрахован риск устроителей Универсиады на случай теракта или каких-либо непредвиденных обстоятельств, из-за которых Игры могли бы не состояться.

До заключения договоров нам нужно было осмотреть и принять каждый спортивный объект. Компания за короткое время смогла разместить все риски на международном рынке перестрахования.

Поверьте, мы приобрели уникальный опыт массового страхования, которого в истории отечественного страхования не было со времени проведения Олимпийских игр в Москве 1980 года. Надо отдать должное руководству и специалистам исполнительной дирекции Универсиады за слаженную совместную работу на всех этапах подготовки и проведения Всемирных студенческих игр.

- На какую сумму СОГАЗ застраховал Универсиаду?

- На сумму более 260 миллиардов рублей. Каждый спортсмен был застрахован от несчастного случая на 75 тысяч евро* и медицинских расходов на 100 тысяч евро**.

КИТАЙСКОМУ СПОРТСМЕНУ ВЫПЛАТИЛИ БОЛЕЕ 7,5 МЛН.РУБЛЕЙ

- Какие были страховые случаи и выплаты?

- Было урегулировано более 280 обращений: по несчастным случаям, медицинским показаниям, с травмами, по повреждениям транспортных средств, по вопросам затопления помещений международного информационного центра после ливневых дождей. В общей сложности мы выплатили более 13 миллионов рублей.

Но был один уникальный случай с китайскими спортсменами. Два китайских спортсмена решили совершить велопробег от Шэньчжэня, предыдущей хозяйки Универсиады, до Казани. Под Нефтекамском в Башкортостане они попали в аварию — на них наехал легковой автомобиль. Спортсмены получили травмы, и после оказания первой медицинской помощи их доставили в Набережные Челны. Там одного из спортсменов прооперировали — удалили селезенку. А потом обоих отправили в Казань на машине скорой помощи.

Но на Мамадышском тракте произошло лобовое столкновение автомобиля скорой помощи с «КАМАЗом». Водитель скорой погиб на месте, а один из спортсменов получил тяжелейшие травмы. Борт санитарной авиации доставил их в РКБ Казани. Одному из спортсменов сделали еще пять операций. Естественно, мы полностью сопровождали лечение спортсменов, поскольку они были застрахованы.

Спортсмен, который в авариях получил наибольшие увечья, оставался в РКБ до 7 августа. Мы даже помогли ему продлить визу, открыть счета в банке. А далее возник вопрос транспортировки лежачего больного в Китай. Ни один отечественный самолет не приспособлен к транспортировке таких больных. Наша компания совместно с сервисной компанией ООО «Класс-Ассистанс» зафрахтовала в Германии спецборт санитарной авиации с бригадой врачей и организовала транспортировку китайского спортсмена на родину.

- И во сколько же «обошелся» СОГАЗу китайский спортсмен?

- Общая сумма расходов за оказанные медицинские услуги, фрахт спецборта из Германии с бригадой врачей (87,5 тысяч евро) и страховое возмещение от несчастного случая (75 тысяч евро) составила более 7,5 миллионов рублей. СОГАЗ полностью выполнил все свои обязательства по этому уникальному случаю и по всем другим событиям. И это нормальное явление, в этом заключается смысл и значимость страхования.

- Какое у вас было соотношение страховых взносов и выплат в прошлом году?

- В 2013 году было выплачено порядка 54 процентов от сборов или 197 миллионов рублей. Для сравнения: в 2012 году было выплачено 47 процентов или 77 миллионов рублей. Основная доля выплат в 2013 году была по страхованию ответственности — 93,5 миллиона рублей (в основном выплаты по авиакатастрофе в Казани) и по КАСКО — около 55 миллионов рублей.

«ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОГО СТРАХОВАНИЯ»

- Какова сегодня структура портфеля у СОГАЗа в Татарстане?

- В структуре портфеля филиала на долю корпоративного страхования приходится около 70 процентов, около 25 процентов — на канал партнерских и розничных продаж. Мы осторожно и вдумчиво относимся к развитию розничного страхования для населения, особенно автострахования. Ежемесячно мониторим модельный ряд транспортных средств и вносим корректировку в тарифную политику, чтобы исключить высокий уровень убыточности. Но на сегодня в компании приоритетным направлением остается дальнейшее развитие корпоративного страхования, особенно в секторе малого и среднего бизнеса.

- Как филиал участвует в торгах и проводимых тендерах?

- Этот канал продаж имеет свою специфику в нашей республике. В первом полугодии прошлого года никак не могли систематизировать эту работу. И как результат смогли поучаствовать только в 30 процентах объявленных конкурсов и торгов. С приходом энергичного профессионального специалиста нам удалось изменить ситуацию в лучшую сторону. По итогам года наше участие в конкурсах составило 75 процентов, в 12 тендерах мы победили с общей суммой выигранной премии около 19 миллионов рублей. И в общем зачете заняли третье место, опередив лидера по количеству выигранных закупок «НАСКО-Татарстан»: у них в активе 31 выигранная закупка на 15,7 миллиона рублей. Позади нас остался целый ряд известных в Татарстане страховых компаний. Уже в январе 2014 года мы выиграли два тендера. Мы этот канал продаж будем развивать, будем участвовать во всех тендерах.

- Ваша компания является, безусловно, авторитетной и надежной — рейтинг А++. Каким образом она сумела попасть в рейтинг надежности, если вы не развиваете филиальную сеть, не охватывая население и предприятия в полной мере? Года три назад пытался «уговорить» открыть дополнительный офис в Зеленодольске, но тщетно. Значит, стратегия развития не изменилась? (Галеев Дамир)

- Одним из главных критериев присвоения рейтинга является финансовая устойчивость и надежность компании: активы, резервы, уставный капитал. И безупречная репутация! Стратегия развития в СОГАЗе изменилась еще три года назад. Сегодня функционирует более 600 офисов группы «СОГАЗ» почти во всех регионах России, в том числе и в Татарстане. У казанского филиала есть офисы в Набережных Челнах, Нижнекамске и Чистополе, в прошлом году открыли в Альметьевске.

В 2014 году планируем открыть офисы в Бугульме, Елабуге и Зеленодольске. В ближайшие годы нам предстоит подобрать квалифицированных специалистов, довести офисные помещения до корпоративных стандартов и добиться их рентабельной работы. До 2017 года мы не планируем открывать офисы продаж в республике. Дамир, у вас есть шанс повторно принять участие в конкурсе по открытию офиса в вашем городе.

- Планируете ли вы развивать дополнительные сервисы? Например, свой банк? (Альфия Ибатуллина)

- Нет, не планируем. На территории Татарстана осуществляет свою деятельность Газпромбанк (ОАО), с которым мы тесно сотрудничаем.

48470.jpg

ЕМКОСТЬ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ —100 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ***

- Считаете ли вы приоритетным для себя страхование жизни, в том числе долгосрочное страхование? Есть ли у вас конкурентные предложения в этом направлении? Как вы оцениваете перспективы развития страхования жизни в РФ, РТ? Кто на сегодня фаворит сектора? Как вы стимулируете развитие данного сектора? (Зуфар Имамов)

- Для нашего филиала страхование жизни, в том числе накопительное, не является приоритетным. Но в состав страховой группы «СОГАЗ» с 2004 года входит компания «СОГАЗ-Жизнь», которая предлагает хороший выбор программ накопительного страхования жизни. Возможно, в ближайшем будущем с учетом складывающейся конъюнктуры компания откроет свое представительство в республике. А вообще рынок страхования жизни считаю перспективным в России и в Татарстане. Это «длинные» деньги, которыми нужно умело распоряжаться, увеличивая их доходность.

- Какую часть в премиях занимает страхование имущества: КАСКО и жилая недвижимость? (Ильнур)

- В общем объеме сборов по разделу «страхование имущества» доля КАСКО составляет 44 процента, имущества физических лиц — всего 4,1 процента, ипотека — 2,1 процента.

- Террористические атаки, к сожалению, случаются все чаще. Есть у ли у вас страхование от таких случаев для юрлиц и физлиц? (Симакин)

- Антитеррористическое страхование в СОГАЗе предусмотрено в имущественном и в личном страховании юридических и физических лиц. Лимит специализированной емкости СОГАЗа для этого вида страхования составляет 100 миллионов долларов***. Такая емкость перестрахования в крупнейших страховых компаниях обеспечивает надежность исполнения обязательств перед клиентами.

- Проводили ли вы хронометраж времени, затрачиваемого вашими клиентами на получение выплат? Если да, то как он отличается от показателей в других компаниях? (Ровель Кашапов)

- Спасибо за вопрос, Ровель. Я очень рад после долгих лет получить от вас вопрос.

«Момент истины» наступает, когда у страхователя происходит страховое событие и он обращается в страховую компанию для решения своих проблем. От профессионализма сотрудников компании, их оперативности складывается впечатление о компании.

Как-то в одной компании по решению ее руководства проводили хронометраж времени обслуживания клиента сотрудником отдела урегулирования убытков. Это был период, когда в филиале увеличилось число обращений в связи с высокой убыточностью. Целью хронометража была оптимизация численности сотрудников этого отдела. Естественно, в сторону уменьшения. Вместо увеличения численности сотрудников в целях улучшения культуры обслуживания были сокращены два специалиста. И ситуация еще более ухудшилась!

В казанском филиале СОГАЗ портфель по «рознице» небольшой и обращений не так много. И у нас достаточно квалифицированных сотрудников по урегулированию обращений для качественного обслуживания клиентов. Пока у нас такой проблемы нет. Оптимальное время для обслуживания одного клиента, ориентировочно, в пределах 20 - 30 минут при отсутствии очереди.

«ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРОДАЖИ ОСАГО ПРИВЕДУТ К ПОВЫШЕНИЮ ТАРИФОВ»

- В связи с бурным развитием интернет-торговли каким вы видите будущее агентского канала продаж? (Стас)

- Электронные продажи полисов ОСАГО только планируются, собираются внести соответствующие поправки в действующее законодательство. Уже предлагают эту форму продаж распространить и на страхование КАСКО. На мой взгляд, бурного развития можно ожидать только через два-три года. Агенты при этом выпадают из процесса. Будущее агентского канала продаж — это страхование имущества и жизни физических лиц, имущества и ответственности юридических лиц, страхование от несчастного случая, ДМС, страхование автопарков.

Внедрение интернет-торговли в услуги страхования (КАСКО, ОСАГО) сопряжено с решением многих организационно-технических вопросов для страховых компаний. Как, пример, введение нормы страхования без осмотра, что повлечет за собой повышение тарифов и установление больших сумм франшизы. Кто захочет страховаться на этих условиях?

Несмотря на развитие страхования в последние годы, страховое сообщество переживает непростые времена. И в этих условиях считаю преждевременным упрощать процедуры оформления страховых полисов, внедрять систему страхования без личного контакта представителя страховщика со страхователем. Это мое личное мнение. Да, я понимаю, XXI век, технический прогресс и технологии… Но человеческие контакты с клиентами остались!

- Вы опасаетесь мошенничества? Кто-то обманул страховщиков?!

- Дело не в том, что кто-то кого-то обманул. В последние годы страховщики потеряли доверие населения. В этом виновато и государство, и сами страховщики. С сентября прошлого года функции регулятора страхового рынка перешли к Центральному Банку России, который взял курс на санацию компаний, не соответствующих критериям финансовой устойчивости и надежности. Появилась надежда на создание цивилизованного рынка страхования.

- Наблюдаете ли кризис в сегменте ОСАГО? Как вы оцениваете перспективы ОСАГО в целом? (Андрей Федоров)

- Кризиса нет, но есть, с одной стороны, объективные предпосылки к изменению действующего законодательства по ОСАГО. 10 лет не менялись тарифы. При этом число транспортных средств, их стоимость, не говоря о цене ремонта и запчастей, растет. Предполагается увеличение лимитов ответственности: по «железу» — до 400 тысяч рублей, по «жизни» — до 500 тысяч рублей. И, естественно, должны подняться тарифы страхования.

С другой стороны, есть ситуация, которую спровоцировали сами страховщики: неплатежи, повышенные комиссионные для агентов, фальсификации с бланками полисов, суды завалены исками, доверие населения на исходе, манипуляции с центрами урегулирования и так далее. Это социально значимый закон, и государство должно жестко контролировать оказание этих услуг и ограничить выдачу лицензий ненадежным компаниям с точки зрения финансовой устойчивости и с плохой репутацией.

«АВТОГРАЖДАНКА» СТАЛА НЕРЕНТАБЕЛЬНОЙ

- Сегодня многие страховые компании бегут с рынка ОСАГО. А как планирует работать на этом рынке СОГАЗ?

- С рынка пока никто не бежит. Все в ожидании. Есть примеры отзыва лицензии. В нашей компании в приоритете остается предоставление услуг «розницы» специалистам и сотрудникам корпоративных клиентов. Развитие партнерских каналов продаж: банки, лизинг, автосалоны.

- А «с улицы» к вам можно прийти?

- Конечно, можно! Любой гражданин, который выбирает надежность, может прийти в наш офис и получить ту услугу, которая ему нужна.

Сегодня Российский союз автостраховщиков сделал большое дело: сформировал автоматизированную информационную систему, куда «загнали» все договоры ОСАГО по всей России. И сотрудник любой страховой компании может зайти в эту систему и посмотреть КБМ (коэффициент бонус-малус). К сожалению, встречаются случаи некорректного введения информации, из-за чего клиенты страдают. Но в большинстве случаев эта база данных помогает в работе.

А чтобы получать льготы по ОСАГО, просто нужно ездить безаварийно. Законом по ОСАГО для таких автомобилистов предусмотрена 50-процентная скидка, которую можно заработать за 10 лет безаварийной езды — за каждый год коэффициент бонус-малус снижается на 5 процентов. И даже если есть ДТП, но не по вашей вине.

- Если поднимутся лимиты, каков ваш прогноз: как тарифы вырастут, что будет со страховыми компаниями?

- Прогнозы — неблагодарное дело… Конечно, если не будет адекватного повышения тарифов в связи с увеличением лимитов ответственности, многие страховые компании откажутся от предоставления услуг. В связи с высокой убыточностью «автогражданка» уже стала нерентабельной. А работать себе в убыток никто не будет!

- Поэтому не дадут высоко поднять лимиты?

- Высокого поднятия лимитов не выдержит ни одна компания. К примеру, лицензии на осуществление «автогражданки» имели порядка 200 компаний, а за последние годы на рынке их осталось только 100. А когда Центробанк начнет «закручивать гайки» по размеру активов и резервов страховых компаний, на рынке ОСАГО их останется не более 50. И средние компании, занимающиеся «автогражданкой», конечно, не выживут, потому что их резервов не хватит на объемы возмещения по новым лимитам.

Есть еще одна проблема — увеличение лимита ответственности страховщика за гибель человека в результате ДТП. Практически на всех видах транспорта (воздушный, водный, морской, железнодорожный) предусмотрено возмещение за гибель человека в размере 2 миллионов рублей. А по ОСАГО предусматривают повышение лимита только до 500 тысяч рублей.

«ХОТЯТ ПЛАТИТЬ ЗА СТРАХОВКУ ПОМЕНЬШЕ, А ПОЛУЧАТЬ ПОБОЛЬШЕ»

- Каковы ваши расценки по КАСКО? Некоторые компании так занижают свои расценки, что не верится в возможность получить возмещение…

- Все зависит от уровня убыточности по каждому модельному ряду. Если видим всплеск убыточности по какому-то сегменту автомобилей, сразу вводим повышающий коэффициент. На тариф влияют и такие показатели, как возраст, стаж вождения, год выпуска транспортного средства и «кредитная история» автомобилиста. Занижают тарифы в основном для увеличения портфеля по автострахованию. И, как правило, после повышения уровня убыточности повышают тарифы.

- Можно назвать более «убыточные» для вас модели автомобилей?

- У каждой страховой компании свой список таких автомобилей. Для нас убыточными остаются Honda, Mitsubishi, Mazda, Subaru и Citroen. Особенно это относится к дорогостоящему сегменту. И при страховании мы объясняем клиентам причину наших повышающих коэффициентов.

- Почему при страховании авто, скажем, трехгодовалого, не учитывается процент износа, а при ДТП в случае выплаты учитываются все износы и километраж? И занижают сумму выплаты. (Руслан Галлямов)

- Все зависит от того, по какой программе и в какой компании вы страхуете автомобиль. При заключении договора страхования «АвтоКАКСКО» учитывается действительная (то есть рыночная) стоимость автомобиля, одним из критериев определения которой как раз является год выпуска транспортного средства. То есть возраст автомобиля все же учитывается при страховании.

Что касается получения выплаты страхового возмещения, то многое зависит от тех условий, на которых был заключен договор страхования. Рекомендую выбирать условие возмещения «без износа» или «новое за старое» — в данном случае возраст и пробег автомобиля сказываться на размере возмещения не будут. Но и страховка будет дороже. А многие хотят заплатить за страховку поменьше и выбирают соответствующие программы, а возмещение при этом хотят получить побольше. Так не бывает. Услуги должны соответствовать тому, сколько вы заплатили. Если же вы страхуете по программе «новое за старое», то компенсация будет рассчитываться по цене новых запчастей, независимо от возраста автомобиля.

«НАДО САМОМУ ВНИКАТЬ В УСЛОВИЯ СТРАХОВАНИЯ»

- Страхуете ли вы риски по ипотеке? Как говорится, и хочется, и колется… Жилье улучшать надо, но очень страшно: а вдруг кризис, и потеряю работу, а вдруг заболею? Какие случаи вы страхуете? Насколько страхование «удорожит» мне ипотеку? (Анна Степановна Крайнова)

- При ипотечном страховании СОГАЗ может обеспечить комплексную защиту заемщиков на весь срок выплаты ипотеки. Это прежде всего такие риски, как потеря прав собственности (титульное страхование), смерть, инвалидность, временная потеря трудоспособности в результате несчастного случая или заболевания. А также риски, связанные с самим жилым домом: пожар, взрыв, удар молнии, применение мер пожаротушения, стихийное бедствие, конструктивные дефекты, падение летательных аппаратов или их частей, противоправные действий третьих лиц. При этом удорожание будет незначительным: от 0,1 до 1 процента. По большому счету комплексное страхование не ведет к удорожанию полиса.

- Страховал дачу и баню на садовом участке в Росгосстрахе. Баня сгорела… Ох, и помучились мы с получением страховой выплаты! С нас требовали всё новые и новые справки. Да и выплатили только 50 процентов суммы. А как поступаете вы? (Илья В.)

- Думаю, на стадии страхования для себя нужно прояснить, по какой стоимости страховать: по остаточной или по восстановительной. И повторюсь, надо смотреть, есть франшиза или нет. Надо самому вникать в условия страхования, а не полагаться на страхового агента. Надо страховать свое имущество по восстановительной стоимости и без франшизы, тогда сможете получить реальное возмещение. Но в этом случае страховка, конечно, будет дороже.

«ГИДЫ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮТ СВОИМ ПОЛОЖЕНИЕМ»

- При путешествии за рубеж страхование обязательно. Это правильно. Но почему-то многие случаи в итоге оказываются «не страховыми». У вас тоже так? (Оксана)

- В полисе прописан алгоритм действий для застрахованного лица при наступлении события. И указан номер телефона сервисного центра с московскими номерами либо ассистантской службы по месту пребывания. Вы обязаны в первую очередь позвонить по этим номерам и ждать дальнейших указаний специалистов этих центров. Многие делают наоборот — бегут в reception****, где администратор направляет к отельному доктору, которому надо платить наличными.

Если такое произошло, вы должны попросить у доктора чеки или другие платежные документы, подтверждающие факт оплаты за оказанную услугу. Вернувшись домой, надо написать заявление в страховую компанию, приложить эти документы, и вам обязаны возместить ваши фактические расходы. А если бы воспользовались услугами сервисных центров, вам оказали бы бесплатную медицинскую помощь в пределах лимита ответственности. Видимо, полис страхования выезжающих за рубеж вы получили в общем пакете документов перед самым вылетом. Но заглянуть в полис и узнать правила страхования не нашли времени. В любом случае надо посмотреть документы и убедиться в правомочности отказа.

- А можно застраховаться ото всех случаев?

- Можно, но это стоит дороже. Особенно когда выезжаете на отдых для занятия экстремальными видами спорта: горные лыжи, дайвинг, альпинизм и тому подобное. Для понимания цены страховки приведу некоторые цифры. Поездка в Европу может обойтись до 1 доллара/евро (36 - 50 рублей) в день с лимитом в 30 тысяч евро (1,5 миллиона рублей). С учетом экстремальных видов страхования будет удорожание ориентировочно в два-три раза. Поездка на две недели может обойтись вам в 50 долларов (1 750 рублей).

- Гиды турфирм всегда говорят своим клиентам, что снимают с себя ответственность, что страховка не работает, если те пользуются услугами других экскурсионных компаний. Они правы?

- Нет, они не правы. Гиды злоупотребляют своим положением, заставляя пользоваться услугами только каких-то определенных компаний. У них свой интерес в продвижении услуг этих компаний…

Но для себя всегда уточните: страховка с франшизой или без нее. Франшиза — это освобождение страховщика от возмещения убытков страхователя в пределах установленной суммы.

IMG_1705.JPG

84,7 МЛН. РУБЛЕЙ ПОСТРАДАВШИМ В АВИАКАТАСТРОФЕ «БОИНГА»

- СОГАЗ являлся страховщиком пассажиров «Боинга», разбившегося в Казани?

- Маленькое уточнение: мы застраховали гражданскую ответственность авиакомпании перед пассажирами в соответствии с Воздушным кодексом РФ. И вот произошла такая трагедия… На следующий день я был в аэропорту, совместно с авиакомпанией и «Ак Барс Холдингом» создали оперативную группу в гостинице «Кристалл», где разместились родственники погибших пассажиров. Организовали сбор необходимых документов, проводили разъяснительную работу. В этом оказали помощь министерство труда и занятости РТ и наши коллеги в других городах России.

- Наверное, все это было после опознания?

- Нет, мы сразу случай признали страховым. Мы заверили, что в кратчайшие сроки произведем выплаты родственникам погибших. И действительно в течение месяца мы практически все выплатили. Общая сумма выплат составила 84,7 миллиона рублей, в том числе и расходы на погребения. По двум пассажирам идут консультации, и при предоставлении документов немедленно будут произведены выплаты.

- Члены экипажа были застрахованы авиакомпанией на мизерные суммы. Как вы прокомментируете этот факт?

- Действительно, члены экипажа были застрахованы только на 100 тысяч рублей на человека, что соответствует Воздушному кодексу. Судя по информации, дополнительно была застрахована ответственность авиакомпании перед членами экипажа на большую сумму. К сожалению, пока нет четкого представления о размере выплат родственникам по этому виду страхования. В своей практике подобных случаев я не встречал.

- В Казань прибыли американские юристы, чтобы оказать помощь родственникам погибших пассажиров. Что вы думаете по этому поводу?

- Каждый выбирает сам, требуются ему услуги иностранных юристов или нет. Но надо понимать, что судебные тяжбы могут затянуться на годы. Это психологически тяжело.

«В ТАТАРСТАНЕ ДОМИНИРУЮТ МЕСТНЫЕ СТРАХОВЩИКИ»

- Интересно узнать ваше отношение к местным республиканским страховым компаниям. Ведь многие наши чиновники уверены, что именно местные страховщики свои страховые сборы оставляют в республике, хотя это было бы прямым нарушением закона о страховании. Так как страховые компании по закону могут оставить на собственное содержание не более 10 процентов от размера уставного капитала, а все остальное должны передавать на перестрахование. Скудные уставники местных страховщиков не позволяют им достичь того, чтобы их страховые взносы оставались в республике, в итоге они уходят в лучшем случае в Москву или за границу. А крупные федеральные страховщики с крупными уставниками, напротив, являются, так скажем, инвесторами республиканской экономики. На ваш взгляд, не исчерпали ли себя местные страховщики? (Рустам Хабибуллин)

- Рустам, в основном вы правы. Так сложилось исторически, что в Татарстане доминируют местные страховщики. По итогам 9 месяцев 2013 года в Топ-10 входят 7 местных компаний. В былые годы на долю местных компаний приходилось до 80 процентов сборов страховых премий, а по итогам 9 месяцев прошлого года доля крупных местных компаний, которые входят в первую десятку страховщиков, составляет около 50 процентов от общего сбора премии по республике. Тенденция снижения доли местных компаний будет продолжаться, особенно после санаций регулятора рынка страхования.

Размер уставного капитала всех местных компаний небольшой. Например, если у СОГАЗа уставный капитал более 15 миллиардов рублей, то у большинства местных компаний он в пределах установленного лимита — 120 миллионов рублей и чуть выше. И Центробанк России как регулятор рынка будет повышать требования к показателям финансовой устойчивости и надежности.

У многих компаний в активах «сидят» неликвидные акции и недвижимость, а реальных денег нет. Страховые резервы формируются с большими нарушениями. К сожалению, таких компаний на рынке страхования много.

- А куда платят налоги филиалы федеральных компаний?

- Филиалы федеральных компаний платят налоги в республике: НДФЛ, страховые взносы в пенсионный фонд России, транспортный налог, экологический налог, налог на имущество и налог на прибыль. В 2012 году нашим филиалом оплачено налогов в размере 22,8 миллиона рублей, в том числе налог на прибыль – 15,3 миллиона. За 2013 год начислено налогов на 35 миллионов рублей, в том числе налог на прибыль — 21,7 миллиона рублей.

«ИНГОССТРАХ» — ЭТО МОЯ АЛЬМА-МАТЕР!»

- Ильдар Иванович, вас очень хорошо знают в Татарстане как руководителя местного филиала «Ингосстраха», поэтому читатели просят пояснить, как вы оказались в СОГАЗе? В частности, есть такой вопрос: «По официальной статистике «Ингосстрах» в Татарстане с 2006 года ежегодно терял свои позиции на страховом рынке республики. В чем причина недовольства вашей работой руководства «Ингосстраха» и почему вы перешли в СОГАЗ, что нового вы можете дать этой компании?» (Айсылу)

- Айсылу, спасибо за вопрос. О «недовольствах» моей работы узнаю спустя 7 лет…

В «Ингосстрахе» (ОАО) я проработал более 20 лет. Естественно, были разные периоды, но наш коллектив неизменно выполнял поставленные руководством компании задачи. Вот именно в этом и была особенность нашего казанского филиала! Если посмотреть на сборы, то в 2007 году мы увеличили сборы со 160,8 до 235 миллионов рублей (рост — 46 процентов). В 2008 году сборы довели до 520,1 миллиона рублей (рост — 121 процент)! В этом же году меня назначили вице-президентом «Ингосстраха», и я стал курировать корпоративный блок регионального центра в Нижнем Новгороде.

А потом наступил кризис. Объемы стали падать. Человек, пришедший на мое место в казанский филиал, справлялся с трудом. Через 6 месяцев я попросил вернуть меня на должность директора филиала, и моя просьба была удовлетворена. В 2009 - 2010 годы ситуация начала меняться, и в 2011 году сборы довели с 286,2 до 437,7 миллиона рублей (рост — 65 процентов). А в 2012 году сборы увеличили почти вдвое до 957 миллионов! Вот такая история!

Могу сказать, что в июне 2012 года мне предложили должность замдиректора регионального центра в Нижнем Новгороде. Там я проработал два месяца и после отпуска уволился. Я благодарен судьбе, что мне пришлось работать в такой компании, как «Ингосстрах». Это моя альма-матер! Среди наших клиентов были КАМАЗ, КАПО, КВЗ, КМПО, «Нижнекамскнефтехим», «Татнефть», завод им. Горького, ОЭЗ «Алабуга», технопарк «Идея», «Химград», «Вамин», Зеленодольский фанерный завод, агентство по развитию международного сотрудничества при кабмине РТ и многие другие. У меня есть опыт и знания. Хорошие амбиции. Есть команда единомышленников! И я могу решать поставленные задачи. Думаю, все эти качества пригодятся в СОГАЗе.

«ПЕРЕД НАМИ ПОСТАВЛЕНЫ АМБИЦИОЗНЫЕ ЗАДАЧИ»

- Увольняясь из «Ингосстраха», куда вы планировали уйти?

- Всем страховым компаниям я отказал. А вот предложение друзей, которые сегодня работают в Израиле, мне показалось интересным. Они предложили открыть в Казани медицинский центр. Согласно статистике, из 10 обратившихся в израильские клиники россиян у 6 диагноз не подтверждается. Чтобы минимизировать расходы людей, решили открыть в Казани диагностический центр с самым современным оборудованием. А после обследования каждый обратившийся получает консультацию специалиста по Skype из Израиля. Меня захватил этот проект.

Но вдруг мне позвонили из СОГАЗа… И 8 октября 2012 года я вышел на новое место работы, встретился с коллективом и понял, что впереди ждет меня напряженная работа по выполнению амбициозных задач.

- Придя в СОГАЗ, вы целенаправленно выдавливаете бывших сотрудников и ставите на их место «пришельцев» из «Ингосстраха». Как вы это объясните? (Анонимно)

- Я никого не «выдавливал», потому что не сторонник такого жесткого подхода. Всем открыто сказал: перед нами поставлены амбициозные задачи, и нам нужно их выполнить. А выполнять можно только с теми, кто готов к переменам, кому ты доверяешь. Все «пришельцы» не пришли на «живые» места, а пришли на новые должности. И активно включились в работу! С каждым сотрудником казанского филиала я проводил беседы, предлагал варианты, убеждал, старался помочь. Для справки: за первые полгода уволились 10 человек. А за полгода до моего прихода уволились 7 человек.

- В казанском филиале СОГАЗа был большой коллектив?

- Работал 51 человек. А сейчас работают уже 69.

- Сколько человек пришли с вами из «Ингосстраха»?

- 18 человек, но они пришли в течение года. И 10 человек «нового» призыва.

Все мы, новые сотрудники, очень горды и рады, что работаем в такой мощной компании, как СОГАЗ, которая 25 октября 2013 года торжественно отметила свое 20-летие. А казанскому филиалу 5 января 2014 года исполнилось 10 лет.

С приходом нового руководства вот уже 2,5 года СОГАЗ ориентируется на рынок. И сегодня компания по всем направлениям рыночного страхования занимает лидирующие позиции в России. СОГАЗ, несомненно, одна из сильнейших и финансово устойчивых компаний на рынке. По данным на 1 октября 2013 года, ее активы составили 143,6 миллиарда рублей, уставный капитал — 15,1 миллиарда рублей. Таких показателей нет больше ни у кого! Эта финансовая устойчивость дает нам возможность даже в условиях финансового кризиса предоставлять надежную защиту предприятиям и организациям, испытывающим трудности.

- Ильдар Иванович, спасибо за обстоятельный разговор. Желаем успехов вам и возглавляемому вами коллективу!

- И профессиональному коллективу «БИЗНЕС Online» творческих успехов, сохранения лидирующих позиций, увеличения числа подписчиков! Здоровья и благополучия во всем!

*75 тысяч евро – 3 750 000 рублей на 11.03.2014 года
**100 тысяч евро – 5 000 000 рублей на 11.03.2014 года
***$100 млн. – 3 500 000 рублей на 11.03.2014 года
****reception анг., ресепция, стойка регистрации