Студент художественно-промышленной академии Марат Губайдуллин с фигурой Зиланта, которая 6 лет украшала вход на станцию метро «Кремлевская» в Казани
Студент художественно-промышленной академии Марат Губайдуллин с фигурой Зиланта, которая 6 лет украшала вход на станцию метро «Кремлевская» в Казани

ЗИЛАНТ ЗА МИЛЛИОН В ПАТРИОТИЧЕСКИЕ РУКИ

Любопытное объявление на днях появилось на сайте Avito. «Символ Казани — Зилант (дракон), — говорилось в тексте. — Металл, ковка, оцинкованный, 150×150×40 см. С 2005- 2011 гг. был установлен на входе м. Кремлевская. Оригинал! Продадим в хорошие патриотические руки».

Как оказалось, продает серо-стального чешуйчатого Зиланта с золотистой короной автор скульптуры — казанский художник Марат Губайдуллин. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» сам скульптор, идея материализовать главного героя казанского герба родилась у него накануне Тысячелетия Казани.

— Это была моя дипломная работа — я учился в Питере в художественно-промышленной академии по специальности «художник по металлу», — рассказал Марат. — Делал я статую около двух месяцев, ее никто не заказывал заранее. А потом я просто подарил ее городу к Тысячелетию — Зиланта официально установили над входом в метро и открыли 27 августа 2005 года.

Дракон простоял шесть лет вплоть до матча «Рубина» с одним из московских клубов. Расстроенные игрой своей команды москвичи выплеснули агрессию на когтистого с задорно высунутым языком Зиланта. Как минимум три человека должны были потрудиться, чтобы согнуть крылья, погнуть хвост, разорвать силовой каркас, считает художник. Во всяком случае, по его словам, при реставрации работать пришлось втроем, возвращая прежний вид, и на этот процесс ушло более месяца. Статуя оказалась настолько деформированной, что потеряла свой гордый облик — дракон практически лег набок.

— Увидев такую картину, я сам обратился к руководству метро и предложил заменить скульптуру на новую, — продолжает Марат. — Новый дракон несколько отличается от прежнего. Первый Зилант получился в образе пожилого, умудренного тысячелетней жизнью дракона, а нынешний — это такой вот молоденький, задорный...

Замена была произведена в мае 2011 года. Обновленный Зилант стал чуть более «стройным», летяще-воздушным и местами позолоченным. И выглядит более изящным и даже спортивным — как и полагалось символу города, готовящегося принять Универсиаду.

Сейчас умудренного, потрепанного фанатами дракона можно купить — Губайдуллин просит за него 960 тыс. рублей. Разумеется, художнику хотелось бы, чтобы статуя стояла где-то на виду, и он был бы рад, если бы город нашел для него место. Но Зилант, у которого сфотографировались тысячи туристов, будет неплохо смотреться и где-нибудь в частных владениях. А если его не удастся продать, то дракон останется пока в хозяйстве художника.

В ПОРТФОЛИО ГУБАЙДУЛЛИНА РОСПИСЬ НА ДАЧЕ ПУТИНА

В пресс-службе казанского исполкома «БИЗНЕС Online» сообщили, что не имеют информации о праве собственности города на скульптуру, предложив переадресовать вопросы в «Метроэлектротранс». Гендиректор «Метроэлектротранса» Асфан Галявов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» никаких претензий к объявлению не предъявил: в конце концов, дракон по-прежнему красуется у метро «Кремлевская».

Помимо ставшего знаменитым дракона в портфолио Губайдуллина целый ряд уличных скульптур. Он вырос и живет в Юдино, и большая часть его работ установлена здесь же. В сотрудничестве с железнодорожным депо установлены фигуры фонтанов, две стелы. Одна из них, украшенная кованым «Сапсаном», украшает юдинское кольцо. А в Зеленодольске у проходной завода им. Горького есть фонтан, который украшает корабль Петра I, на котором он совершал первое речное путешествие. В парке Тысячелетия Казани в Юдино тоже стоит Зилант работы Губайдуллина — вполовину меньше, чем казанский. А еще в активе роспись зала для международных переговоров в Ново-Огареве. Как рассказывает сам художник, контролировала роспись в византийско-персидском стиле лично экс-супруга Владимира Путина Людмила Путина — было это 11 лет назад. Но скульптуры — это все-таки творчество, которое, что называется, ищет своего ценителя. А зарабатывает Марат художественной ковкой: в доме есть небольшая мастерская-кузница, где он делает балконы и лестницы, беседки и ворота, и мастерская, где он пишет картины.

Насколько адекватна заявленная художником стоимость — почти 1 млн. рублей? По мнению самого Губайдуллина, скульптуры оценивать сложно, но стоят они обычно немало. Литье, конечно, дороже, чем сборная конструкция. Первый, «тысячелетний» Зилант полностью оцинкован и может простоять на улице без всякого поддерживающего ремонта десятилетия. Новую фигуру оцинковать не удалось (ванны такого размера в Татарстане художник не нашел), и поэтому просто покрасил фигуру. Поставить «старого» Зиланта сейчас можно там, где до дракона не дотянутся вандалы — он изначально был сделан для более высокого постамента.

Отслуживший городу дракон ждет своего покупателя в мастерской автора
Отслуживший городу дракон ждет своего покупателя в мастерской автора

— Зилант у меня стоит уже два года, у меня еще есть скульптуры, например, сейчас делаю Ак Барса, — добавил Губайдуллин, показывая фигуру с кованой розой в зубах. — Такое творчество не на заказ, просто для себя, но возможно, он тоже будет востребован. Почему бы, например, «АК БАРС» Банку не поставить его где-то на виду?

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ В КАЗАНИ ПРИМЕНЯЮТСЯ СЛАБО

Насколько адекватна заявленная цена и чем она может объясняться? Такой вопрос корреспондент «БИЗНЕС Online» задала специалистам.

Айвар Сатаров — архитектор:

— Оценить стоимость скульптуры я не могу, наверное, это невозможно даже потому, что при жизни полотна Ван Гога стоили копейки, а теперь они стоят миллионы.

Что касается этого Зиланта, будет очень обидно, если город его потеряет. Потому что он вполне пригляделся жителям города, сроднился, полюбился. Если говорить об исторической ценности, то да, он ее не имеет — мало стоял, тут хотя бы 20 лет нужно. А вот на культурную он вполне претендует. Эта скульптура была частью города, частью архитектурной среды, наверное, поэтому сейчас его продают за миллион. Если ставить в другую точку города, то к этому вопросу нужно подойти очень продуманно. Нельзя вот так вот, как у нас любят, взять и воткнуть там, где свободно. Каждая вещь должна иметь свое место в городе, и это место нужно продумать, оно не должно быть случайным.

Зилант мог бы украсить фасад какого-то нового здания. Вообще, в Казани малые архитектурные формы развиваются, но очень слабо, по сравнению с европейскими городами их вообще мало. В Казани еще очень много бесхозных мест, которых еще не коснулась рука дизайнера, работы непаханый край.

Виталий Логинов — председатель союза архитекторов РТ:

— Обычный уличный дизайн, откуда такая цена, мне непонятно. Эта скульптура не представляет из себя какое-то искусство, Зилант есть везде, его не нужно было придумывать. Не вижу в этом Зиланте какой-то ценности вообще.

Даже куда его ставить не могу ума приложить: на Баумана — нет смысла, там и так всего достаточно, куда-то в центр тоже нет особой надобности. Поэтому не вижу в нем ничего такого нужного городу.

)

Дмитрий Пузырев — советник «Ак Барс Девелопмент» по градостроительству и архитектуре:

— Оценить стоимость этой скульптуры я, к сожалению, не могу. Однако художественная ценность этого Зиланата очевидна, к тому же в Казани не хватает малых архитектурных форм. В первую очередь необходимо обратить внимание городских властей на политику организации общественных пространств в городе. Тут, все-таки, есть некоторые проблемы. Есть ряд скульптурных композиций, которые отличаются ангажированностью, и в то же время многие исторические памятники находятся в заброшенном состоянии.

Городская среда — это очень тонкая материя, нужно заботиться не только о парадной части «сюртука», но и обращать внимание «на задние дворы». Центральная часть у нас прекрасная без нареканий, а вот над периферией еще работать и работать.

Думаю, что сама по себе скульптура Зиланта очень интересна и могла бы украсить собой практически любую точку города.