В США до 95% всех споров экономического характера решаются посредством технологий альтернативного урегулирования конфликтов — медиации. Данный институт начинает приживаться и в России. На круглом столе, состоявшемся позавчера в здании ДУМ РТ, экспертное сообщество республики обсуждало перспективы данной процедуры в мусульманском сообществе Татарстана. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», первый заместитель муфтия РТ Рустам Батыр раскрывает содержание прошедшей дискуссии и размышляет над тем, может ли медиация стать ответом на вызовы нашего времени, а также поясняет, какое отношение к шариату имеет выражение «драть как сидорову козу», и пересказывает анекдот про Ходжу Насреддина, который Кафиль Амиров рассказал религиозным деятелям.
ЧТО ТАКОЕ МЕДИАЦИЯ?
Для простого российского обывателя мудреное заморское слово «медиация» (не путать с «медитацией») мало о чем говорит. И все же экс-прокурор РТ Кафиль Амиров обратился к муфтию РТ Камилю хазрату Самигуллину с предложением развивать деятельность мусульманских религиозных организаций также и в данном направлении. Муфтий к идее служителя закона отнесся с интересом. В результате 13 марта в резиденции ДУМ РТ прошел круглый стол, посвященный перспективам данного института в мусульманской религиозной среде.
Медиация представляет собой досудебный способ урегулирования конфликтов при посредничестве третьей нейтральной стороны. Этот институт очень активно развит сейчас на Западе. Например, как отметил на круглом столе эксперт в данной области Юрий Митюшкин, в США до 95% всех споров экономического характера решаются именно таким способом. Одна из причин подобной популярности процедуры — ее дешевизна. В Англии даже подсчитали, отметил Митюшкин, что решение спора через медиацию обходится в 10 раз (!) дешевле, чем через суд.
В России практика подобных альтернативных технологий пока еще в диковинку, хотя, как говорится, лед тронулся: в 2011 году был принят федеральный закон о медиации, что существенно повысило статус данного способа примирения.
Медиация стоит на стыке психологии и юриспруденции. Ведь любой конфликт имеет и психологическую, и юридическую составляющую. Однако медиатор, организующий процесс переговоров, выступает не с позиции психологии, докапывающийся до глубинных пластов внутренней мотивации, и не с позиции юриспруденции, имеющей свое юридическое суждение на предмет спора. Медиатор — это нейтральный участник процесса, задача которого —создать условия, чтобы оппоненты пришли к такому соглашению, которое бы удовлетворило обе стороны.
МЕДИАЦИЯ В ИСЛАМЕ
Первым медиатором, отметил на круглом столе в шутку Амиров, был Ходжа Насреддин. И в подтверждение привел поучительную историю из его жизнеописания. Как-то раз к Ходже обратился богач, у которого вышел конфликт с бедняком. Несчастный горемыка пропитал запахом плова, готовившегося в казане богача, рукава своей одежды, чтобы насладиться хотя бы благоуханием еды. Богач в ответ потребовал компенсации, т.к. запах был взят от его плова. Недолго думая Ходжа Насреддин достал мелочь и потряс ею возле уха ненасытного бая. «Теперь ваш конфликт исчерпан, — резюмировал мудрец, — он взял у тебя запах, взамен ты получил звон монет!»
В реальной практике неофициальными медиаторами в мусульманском сообществе исторически выступали религиозные деятели, имамы. К их авторитету люди часто обращаются и сегодня с просьбой помочь им разрешить свои конфликты и споры. Особенно медиация в исполнении служителей религии оправдана в сфере семейных отношений. В суд с подобными тяжбами люди не торопятся: никому не хочется выносить сор из избы. Да и потом, решение такого рода конфликтов в судебной инстанции — это уже крайняя мера, причем не самая эффективная. Если, скажем, разведенные родители спорят о том, как им совместно воспитывать ребенка, то суд — далеко не лучший способ прийти к соглашению. В конце концов, не через приставов же навещать родных детей.
Впрочем, к имамам обращаются и с экономическими спорами. Это могут делать, например, друзья, ведущие совместный бизнес, для которых в возникшем конфликте важно не только отстоять свои коммерческие интересы, но и сохранить добрые отношения между собой.
Помимо имамов в мусульманской среде Татарстана на данном поприще действуют и специальные казыи, т.е. религиозные судьи.
КТО ТАКОЙ КАЗЫЙ?
Казый — еще одно заморское слово, мало известное широкой публике. Впрочем, некоторые филологи уверяют, что это слово вошло во многие русские идиомы, хотя мы, как правило, и не подозреваем о его арабском происхождении, в свете которого только и можно понять исходный смысл данных выражений. Например, во фразе «отставной козы барабанщик», которую употребляют в отношении малозначительного человека, речь изначально шла не о козе, что было бы абсурдно, ибо какая коза может быть в отставке, а о бывшем казые, т.е. судье, точнее, о его помощнике, который барабанной дробью сопровождал оглашение судебных приговоров.
Те же этимологические корни, согласно данной лингвистической теории, и у выражения «драть как сидорову козу», которое чуть ли не целиком является калькой арабской фразы: «...ка садара казый» (букв. «как решил, постановил судья»), т.е. высечь так, как было предписано судом, иначе говоря, без снисхождения. К слову сказать, шариатские судьи в средневековье часто налагали телесное бичевание в качестве наказания для преступника.
Итак, казый — это духовный судья. Данный институт унаследован мусульманской общиной из глубокой древности, хотя сейчас казыи выполняют несколько иные функции, чем их коллеги в далеком прошлом. В настоящее время мечети Татарстана поделены на 9 округов, в каждом из которых есть свой казый. Совет казыев РТ возглавляет авторитетный религиозный деятель нашей республики Джалиль хазрат Фазлыев.
Еще задолго до принятия закона о медиации наши казыи помогали людям находить общий язык. «Мы всегда занимались этим, — отметил на круглом столе Джалиль хазрат и в шутку добавил, — хоть и не подозревали, что на Западе за это платят деньги».
ОТВЕТ НА ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ
Медиация — это действительно перспективное направление в деятельности религиозных организаций. Это один из ответов на вызовы нашего времени. Все дело в том, что религиозные деятели татарского народа во все времена служили людям не только через свое собственно религиозное призвание, что важно само по себе, но и через выполнение целого набора других социальных функций.
Например, до революции татары, как известно, были самым грамотным народом Российской империи: практически 100% татар умели читать и писать. Откуда? Ведь тогда у татар не было государственной системы образования. Причина этого кроется в деятельности имамов. Именно они обучали татарских детишек чтению и письму, рождая значительный читательский спрос, что стимулировало татарское книгопечатание и другие звенья в цепи факторов, стимулировавших прогресс. Сегодня эту нагрузку переложили на себя государственные школы.
Религиозные организации в наши дни активно занимают и другие социальные ниши, например сферу благотворительной деятельности. Доктрина социального ислама, которую в последний год активно взяло на вооружение ДУМ РТ, — одно из проявлений данной тенденции, построенной на вековых ценностях милосердия и сострадания ближнему.
Медиация с опорой на религиозные институты — это новый горизонт в деле гармонизации общественного пространства. В мусульманской среде России подобными перспективами первыми озадачились именно в Татарстане, что лишний раз подчеркивает его лидерство во многих областях. Впрочем, все новое, как это часто бывает в жизни, есть хорошо забытое старое. Ведь по большому счету медиация в широком смысле этого слова, примирение людей, — это глобальная миссия всего ислама. «Распространяйте мир (салям) между собой» — завещал нам Пророк. И этот пророческий призыв стал частью традиционного мусульманского приветствия: «Мир вашему дому!»
первый заместитель муфтия РТ
Рустам Батыр
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.