ПО ВОДОСТОЧНОЙ ТРУБЕ ОТ «ШУРАЛЕ»
История создания балета заслуживает того, чтобы ее вспомнить. Не будь решения открыть в Казани оперный театр, не было бы, скорее всего, и нашего «Шурале». Но в 1934 году такое решение было принято, и в Москву, в консерваторию, отправилась целая команда молодых ребят из Казани учиться музыке, чтобы потом стать основой нового коллектива. Среди них был и двадцатилетний Фарид Яруллин, мечтавший стать композитором.
Незадолго до отъезда Москву он вместе с другом – поэтом Ахметом Файзи, начал работу над балетом по сказкам Тукая и татарскому фольклору. Работа шла успешно, и будущий балет даже включили в план постановок 1941 года. Ставить его должен был ленинградский балетмейстер Леонид Якобсон. Приехав в Казань, он сильно переделал либретто, оно и понятно – у его авторов не было опыта.
Новое либретто потребовало доработки музыки, чему не очень-то обрадовался молодой композитор. По преданию, гуляющему в театральных коридорах, Яруллина даже запирали в номере одной из казанских гостиниц, чтобы он работал. Но композитор убегал оттуда по водосточной трубе. Тем не менее, балет-то он написал, и музыка была великолепная.
Но поставить его в тот год в Казани не удалось – началась война. «Шурале» увидел свет в Казани лишь весной 1945 года, и ставил его тогда не Якобсон. Яруллин не увидел своего детища – командир стрелкового взвода погиб в 1943 году.
После войны Якобсон продолжил работу над «Шурале», либретто опять немного изменили и сделали новую оркестровку. Спектакль увидел свет в Кировском театре, так тогда называлась Мариинка. Якобсон получил Госпремию, а «Шурале» начал триумфально шествовать по российским балетным сценам – от Большого театра до провинции. И практически все ведущие артисты балета в тогдашнем ССССР исполняли в нем главные партии. Это была и Дудинская, и Плисецкая, и Васильев, и Сергеев и многие другие.
СЮЮМБИКЕ С БЕРЕГОВ НЕВЫ
Без «Шурале» в репертуаре наш театр, кажется, никогда не был. Устаревает одна постановка, на ее место идет следующая. Сейчас мы смотрим «Шурале» образца 2004 года в классической хореографии Леонида Якобсона. Спектакль был восстановлен шефом балетной труппы Владимиром Яковлевым. Звездный тандем композитора Фарида Яруллина и Якобсона хореографа подарили балету такую долгую и счастливую жизнь.
Несколько сезонов назад балет «Шурале» по инициативе Валерия Гергиева был опять поставлен в Марииском театре, где с успехом идет. В нашем фестивальном спектакле главные партии исполнили солисты, занятые в спектакле в Санкт-Петербурге. Это Елена Евсеева (Сююмбике) и Андрей Ермаков (Балтыр).
Оба артиста техничные и артистичные – служат в одной из лучших балетных трупп мира, это и понятно. Особых добрых слов заслуживает Елена Евсеева, создавшая образ сказочной девушки-птицы. В ней было и женское обаяние, и лукавство, и самоотверженность в последней сцене, когда Сююмбике отказывается от крыльев и решает разделить участь любимого. Впрочем, и партнер ее был хорош – сильный, с высокими, мощными прыжками.
Но, пожалуй, лучший образ в фестивальном спектакле создал казанец Олег Ивенко, исполнитель партии Шурале, который совсем недавно получил престижную награду на конкурсе «Арабеск» в Перми. Шурале-Ивенко – это торжество особой пластики, сложный рисунок образа, необычайная музыкальность.
Тем временем, большим разочарованием для фестивальной публики стала на этот раз работа оркестра, за дирижерским пультом которого был дирижер Владимир Васильев. Не было в игре оркестра полутонов, не было этой сказочной ауры, которая так хороша в музыке Фарида Яруллина. Увертюра так просто удручила, словно она была из другого спектакля.
Ощущалось, что дирижер все делает на автомате, не чувствуя тот настрой, что заложил композитор. Музыка Яруллина такая яркая, такая красочная, ну как же можно исполнять ее без драйва? В последние сезоны в нашем оперном нет проблемы с дирижированием, и от подобных «сюрпризов» мы уже отвыкли…
ЧЕМ НАЦИОНАЛЬНЕЕ, ТЕМ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧНЕЕ
Можно ли назвать балет «Шурале» татарским национальным балетом? Наверное, можно. Но это тот случай, когда национальное становится общечеловеческим. И сюжет сказок, аналоги которых можно найти у разных народов, и чарующая музыка Яруллина, и европейская хореография Леонида Якобсона превратили это сценическое произведение в бестселлер.
Вот ведь что удивительно: ни Файзи, ни тем более Яруллин не митинговали, не писали манифесты о возрождении национальной культуры. Просто сгенерировали идею балета и в творческих муках дали ему жизнь. А получилось, что прославили нацию.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.