ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ
Главной транспортной новостью прошлой недели стал анонс от мэрии введения платных парковок на некоторых улицах центра города. Сообщение вызвало ожидаемый резонанс, поскольку автомобилисты в Казани традиционно гораздо активнее отстаивают свои желания, чем пешеходы и пользователи общественного транспорта. С января 2015 года и в наш город приходит это благое начинание, однако к деталям нововведения имеются серьезные вопросы.
Негативные эмоции автовладельцев от данной новости легко объяснимы. Автомобильная промышленность — это огромный рынок со сверхприбылями. Например, недавно в СМИ прошла новость, что себестоимость LADA Granta составляет лишь 55 тыс. рублей, хотя розничная цена выше в разы. Схожий вывод можно сделать и из недавнего обсуждения иномарок в «БИЗНЕС Online». На подобных рынках имиджевая составляющая всегда выходит на первый план. Именно поэтому огромные средства тратятся на создание и поддержание в общественном сознании идеи, что машина является неотъемлемым атрибутом красивой жизни. При этом минусы владения автомобилем отходят на второй план и потому недооцениваются большинством водителей. Подобно тому, что ковбой Мальборо никогда не расскажет о раке легких, в красочной рекламе автомобилей никогда не говорится о большой ответственности, которая идет в придачу к будущей покупке. Одной из таких ответственностей является забота о парковке.
Например, государство начало штрафовать автовладельцев за парковку на газоне в «спальных районах», в результате которой Казань превращается в большой грязевой бассейн. Однако данные штрафы наталкиваются на обиды и непонимание, хотя о нормальной парковке для своего автомобиля человек должен задумываться до его покупки, а не после получения штрафов. В плане развития ответственности появление платной парковки является благом. Сейчас на автомобилистах хорошо зарабатывает кто угодно: автоконцерны, банки, мастерские, рекламщики, нефтяники, но только не город. Дошло даже до того, что в преддверии Универсиады автомобилисты стали более дотируемой социальной группой, чем пенсионеры. Ведь если стоимость 1 кв. м земли в центре составляет 30 тыс. рублей, то почему эта земля должна кому-то предоставляться бесплатно? Разумеется, у города есть гораздо более важные траты, поэтому ситуацию необходимо менять.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЭРИИ
По всем правилам диалектики вместе с появлением новой ответственности у автовладельцев дополнительная ответственность появилась и у мэрии Казани. К нововведению есть масса серьезных вопросов.
1. Финансовая отчетность. Как показал пример Москвы, вопрос экономической прозрачности платных парковок очень важен для их успешного старта. Если деньги автовладельцев будут направляться на счета неизвестной кипрской фирмы, то многие люди, готовые цивилизованно платить, не будут делать это из принципа.
2. Гибкая тарификация. Как показало исследование в Белграде, где ситуация схожа с нашей, от использования автомобиля могут отказаться лишь 44% людей, ездящих на нем на работу. Однако среди едущих в центр за покупками или культурным досугом эта доля возрастает до 61% и 56% соответственно. Получается, что введение платной парковки слабее затрагивает тех, кто приносит больше неудобств городу, и наоборот. Для компенсации этого эффекта логично ввести пониженный тариф вечером и ночью. Однако о таком регулировании пока не было сказано.
3. Обоснованность зон парковки. В одном из фундаментальных трудов Handbook of Transport Modelling (Elsevier Science, Oxford-2000) указывается, что неудачное распределение мест парковки способно увеличить (!) трафик на 30%. В развитых городах оптимизация паркингов является предметом значительного количества научных трудов, солидных многостраничных отчетов мэрии. В Казани всей этой фундаментальности пока не наблюдается. Не является ли нововведение лишь формальным подражанием Москве и другим городам? Для ответа на этот вопрос необходимы грамотные отчеты наших муниципалов и транспортных специалистов.
4. Готов ли общественный транспорт? Как было заявлено мэрией, основная цель введения платной уличной парковки — это решение транспортных проблем. И действительно, пример двухмиллионного Портленда в 90-е годы показал, что внедрение платных парковок привело к значительному сокращению поездок на работу на своей машине. Однако в Казани нынешний общественный транспорт еле справляется с существующим пассажиропотоком и не готов к его увеличению.
5. Готова ли ГИБДД? Даже сейчас на многих улицах центра, куда не заезжают эвакуаторы, и так творится полный бардак. Логично ожидать, что внедрение платы за парковку увеличит количество желающих оставить свою машину в неположенном месте. Готовность ГИБДД к увеличению объема работы — это тоже большой вопрос, который остается открытым.
6. Проблема в спальных районах. Дефицит парковочных мест, который планируется побороть рыночными мерами, существует не только в центре Казани. Необходимо отметить, что с анонсом платных парковок выступила не администрация Вахитовского района, а мэрия всей Казани. Каковы планы команды Ильсура Метшина в этом отношении? Будем надеяться, что власти города смогут дать достойный ответ на все эти вопросы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.