СОВРЕМЕННОЕ «НА ДНЕ»

Как все мы знаем, фильм получил приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий, однако ажиотажа в кинотеатре я не заметила. Зал был заполнен менее чем наполовину, хотя билеты на клубный показ дешевле. Билет стоил 5,5 евро, а обычно цены колеблются от 6,5 до 11 - 12 евро. Возможно, причина этого в опубликованных рецензиях, где совершенно справедливо было написано, что фильм проблемный и тяжелый. История о том, как коррумпированный мэр, положив глаз на дом (вернее, на участок, где находится дом) главного героя фильма — автомеханика Николая, которого играет Алексей Серебряков, всеми правдами и неправдами пытается заполучить эту землю, заинтересовала в основном тех, кто действительно интересуется Россией. Но картина произвела на французов удручающее впечатление.  

 

 

И дело не только в бессилии рядового россияина перед властью (ситуация усугубляется еще тем, что градоначальник вышел из «братков» и руки у него по локоть в крови), а для Франции это нонсенс. Все гораздо хуже. Симпатии, как заметил по окончании просмотра мой муж, не вызывает никто из персонажей. Даже те, кто и юридически, и морально правы.

 

Николай слишком много пьет, выпив, буйствует. Примерно так же ведут себя и всесильный мэр, и другие герои фильма. Бесконечно льющаяся на экране водка, которую все, включая женщин, заливают в себя стаканами, произвела на французов едва ли не большее впечатление, чем сам отъем собственности, а, по сути, банальный грабеж. Не случайно наш знакомый, прочитавший немало русской классики, заявил, что Звягинцев снял современный вариант пьесы Горького «На дне». Сравнение, может быть, и не совсем корректное в сюжетном плане, но точно отражает впечатление от показанных в фильме российских реалий.

РОССИЯНЕ «ГЛОТАЮТ» ПУТИНА, КАК КОГДА-ТО СТАЛИНА

Кстати, журналисты, писавшие рецензии на фильм Андрея Звягинцева, не только обратили внимание на бесконечное распитие русскими водки, но и увидели в этом определенный символ. Например, рецензия на сайте téléfama.fr характеризует стычку мэра с Николаем как «гротескный поединок», где оба персонажа «пьяные и пропитанные водкой». «В фильме Звягинцева алкоголь заменил кровь в жилах его соотечественников, — образно написал Пьер Мюра. — Все пьют с утра до вечера, молодые и старые, мужчины и женщины. Они топят в водке дискомфорт и угрызения совести». Поспорить с этим трудно. Так или иначе, рыльце в пушку у всех героев фильма, хотя и по разным причинам. Да и вообще, как заметил один из зрителей, можно запить просто от той беспросветной жизни, которой вынуждены жить все эти люди.

Нашлось в рецензии место и политике: «Россияне, герои «Левиафана», как и их любимый алкоголь, глотают свою посредственность, глотают Путина, как ранее Сталина». Упоминание президента в статье не случайно. Его портрет висит над рабочим столом мэра, и показывают этот портрет крупным планом. Да и сам Левиафан с подачи Томаса Гоббса уже давно стал символом государственной машины. С другой стороны, изображение главы государства нормально для кабинета любого чиновника, совсем не обязательно искать в этом какой-то подтекст.

«НЕБЕСНЫЕ ЖЕНЫ» ДЛЯ ПОДРОСТКОВ БЕСПЛАТНО

Возможно, зрители могли бы воспринять фильм даже более эмоционально, но помешал неудачный перевод. Фильм шел на русском языке с французскими субтитрами, мат, в отличие от предстоящего в скором времени показа в России, не «запикивали», но перевод на французский был лишен всякой экспрессии. Дело не только в нецензурной лексике, которую не перевели, хотя это вполне реально. Без нее-то можно и обойтись. Жаль, что напряженные диалоги героев в переводе выглядели блеклыми, неестественно вежливыми и не передающими накал страстей. Вдобавок ко всему русский текст звучал довольно тихо, и несколько французов, изучающих русский язык, так и не смогли разобраться в русской версии.

Фильм Звягинцева наряду с еще более чем 30 российскими картинами будут показывать и на фестивале русского кино в Онфлере (Нижняя Нормандия), который откроется 25 ноября и будет длиться неделю. Эта одна из немногих возможностей для французов познакомиться с российским кино. В этом году жюри фестиваля (проходит с 1995 года), где будут показаны игровые, анимационные и документальные фильмы, возглавляет актер и режиссер Венсан Перес. Жанровый разброс лент очень велик: от «Левиафана» и «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского до «Елок 3». В прошлом году, кстати, показывали «Небесные жены луговых мари» по сценарию казанца Дениса Осокина. Цены на фестивале очень демократичные. Возможность посещать все сеансы стоит всего 20 евро. А для зрителей моложе 16 лет просмотр и вовсе бесплатный.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции