В РИМЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЧУВСТВУЕТСЯ ПРАЗДНИК

Я возвращался из Рима домой в день, когда в этом городе торжественно отмечался 60-летний юбилей Римского договора 1957 года, того самого, который положил начало процессу реальной экономической и политической интеграции Европы, результатом чего стал нынешний Евросоюз. Приближение торжеств чувствовалось весьма явно.

Уже за несколько дней в центральной части города усилилось присутствие вооруженных карабинеров. В принципе, их всегда можно встретить в людных туристических местах крупных итальянских городов. Во многом это следствие возросшей террористической угрозы. И смотрятся они весьма эффектно, особенно когда периодически перекрывают в целях безопасности те или иные улицы. Сами карабинеры, похоже, осознают это, так как, замечая за собой пристальный взгляд со стороны, начинают еще сильнее источать во все стороны отблески собственной брутальности. Что поделаешь, любой нормальный мужчина, даже очень сильный, хочет казаться гораздо сильнее, чем есть на самом деле. Особенно итальянский мужчина.

Карабинеры смотрятся весьма эффектно, особенно когда периодически перекрывают в целях безопасности те или иные улицы

Не меньше достоинства излучают и сотрудники конной полиции. Хотя на их лицах, пожалуй, не встретишь того милитаристского отпечатка, свойственного карабинерам. Эти деятели расслаблены, могут улыбнуться прохожему, но в целом выражают своим видом легкое превосходство над окружающими в силу собственного высокого положения — в прямом и переносном смысле. Вороные кони, а также темная форма с черной каской усиливают их превосходство.

Сотрудники конной полиции выражают своим видом легкое превосходство над окружающими в силу собственного высокого положения

На фоне этих бравых бойцов, отвечающих за безопасность, несколько театрально выглядели представители национальной гвардии, призванные выполнять, насколько мне известно, церемониальные функции. Все они были высокого роста, носили высокие ботфорты со шпорами, на их груди сверкали металлические кирасы (панцири), в одной руке они держали каски, увенчанные конскими хвостами, а в другой — шпаги. Вся их парадная униформа была родом из XIX века. И, судя по ее характеру, эти бравые ребята — кирасиры, то есть представители тяжелой кавалерии, которые, следуя логике, должны гарцевать на лошадях. Однако к месту торжественного приема их доставили на современном комфортабельном автобусе.

Их неожиданное появление в людном туристическом месте (это было у монумента Эммануила II) вызвало небывалое оживление в толпе. Люди стали фотографировать необычных стражей. Те, в свою очередь, мгновенно выходили из автобуса и быстрым шагом направлялись в закрытое помещение. Создавалось впечатление, что им было не очень комфортно от повышенного внимания зевак (естественно, а где же лошади?). Так что некоторые из них, хмуря брови, очень торопились.

Несколько театрально выглядели представители национальной гвардии, призванные выполнять церемониальные функции

Однако самыми необычными в Риме являются стражники, охраняющие покой главы Ватикана — Папы Римского. Пестрая полосатая средневековая униформа швейцарской гвардии является одним из запоминающихся символов этого мини-государства. И набирают в ее состав, как правило, жителей немецкоязычной части Швейцарии католического вероисповедания. Причем, согласно легендам, первыми пошли на службу главы католической церкви выходцы из немецкоязычной части южного кантона Вале. Туристы с удовольствием фотографируют гвардейцев. Те, в свою очередь, благосклонно им позируют. Правда остается вопрос: чего же в деятельности швейцарских гвардейцев больше — реального осуществления охраны или соблюдения многовекового церемониала? 

Пестрая полосатая средневековая униформа швейцарской гвардии является одним из самых запоминающихся символов Ватикана

Возвращаясь к торжествам по случаю 60-летнего юбилея Римского договора, хочу отметить, что праздник все-таки носил в большей степени официальный характер. И это сильно ощущалось уже за день до мероприятия. Некоторые места в центре города были закрыты для публики (например, Пьяцца Колонна с ее знаменитой колонной Марка Аврелия), а также было затруднено движение на ряде центральных магистралей (например, Корсо). Иногда уличное движение временно перекрывалось для того, чтобы пропустить кортеж главы какого-нибудь европейского государства. Это создавало определенные трудности, особенно с учетом того, что в центре Рима основные магистрали не очень широкие. Однако я не заметил выраженного недовольства со стороны обычных граждан. Люди терпеливо ждали или следовали указаниям полиции.

Вместе с тем я не заметил, чтобы 60-летие Римского договора отмечалось проявлениями всенародного ликования. По всей вероятности, это был праздник европейской элиты. Может быть, данная дата как-то и праздновалась обычными гражданами из числа сторонников европейской интеграции, но заметить это было сложно, так как в Риме каждый день чувствуется праздник, если только нет массовых забастовок и протестных акций.

«ВЫ ПРЕВРАТИЛИ МЕЧТУ В РАБСТВО!»

В наглядной агитации, за некоторым исключением, ощущение праздника, правда, отсутствовало. А вот идейные противники Европейского союза (евроскептики) своего шанса не упустили. На одной из улиц мне, к примеру, встретилась наглядная агитация, принадлежавшая, как я позже выяснил, небольшой правой политической организации «Национальный альянс „Патриа и Либерта“» («Отечество и Свобода»). На плакате был изображен очень броский сюжет: закованная в цепи Европа, ключевое звено которых обозначено на месте Германии, к нему прицеплен ярлык со знаком евро (€). Смысл изображения понятен без слов: Германия посредством введения единой европейской валюты закабалила остальные страны Европы, воссоздав подобие Четвертого рейха. Призыв на плакате соответствует его идее: «Вы превратили мечту в рабство. 60-летие Римского договора не стоит праздновать!»

«Вы превратили мечту в рабство. 60-летие Римского договора не стоит праздновать!»

В другом месте был размещен сатирический плакат евроскептиков (правда, какая организация его разместила, мне так и осталось непонятным). На нем были изображены главные вершители судеб Евросоюза: в центре троицы — германский канцлер Ангела Меркель со строгим взглядом, олицетворяющим жесткий немецкий порядок; слева от нее — смеющийся глава еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, вероятно, символизирующий своим видом надменность неизбираемой европейской бюрократии; справа от Меркель — бывший президент Франсуа Олланд, глуповатое выражение лица которого, вероятно, должно олицетворять подчиненную роль Франции в германо-французском тандеме. Эти выразительные портреты были подкреплены нейтральной на первый взгляд надписью: «Они находятся в Риме. Все вместе». Люди, находящиеся в теме, должны понять эту информацию в правильном ключе: «Эта преступная троица уже здесь».

«Они находятся в Риме. Все вместе»

Политическая тема продолжилась на Пьяцца Навона — вытянутой с севера на юг площади, возникшей на месте античного стадиона Домициана. Здесь одно из мест сосредоточения туристов. И здесь же множество различных точек их обслуживания. У трех фонтанов, расположенных в центре и по краям площади, сидят художники, рисующие портреты-шаржи на любой вкус. Согласно законам жанра шаржи могут быть сатирическими (высмеивающими персону в критической тональности) и дружескими (в русле добродушной карикатуры). В качестве рекламы у многих художников были представлены портреты-шаржи различных звезд эстрады, кино, но особенно политиков. По характеру шаржа можно было определить отношение к персонажу. Меркель была изображена неулыбчивой старушкой с вытянутым острым носом (намек на врунишку Пиноккио?), хотя и с добрыми глазами. Папа Римский Франциск было удостоен дружеского шаржа, подчеркивающего его доброту и ум. Дружеских шаржей также удостоились улыбающиеся персонажи — американский актер Морган Фримен и российский президент Владимир Путин.      

А вот некоторых членов царствующей английской династии итальянские карикатуристы, похоже, не очень жалуют. Насчет старушки Елизаветы сказать ничего не могу — не видел, но престарелого принца Чарльза один из уличных художников изобразил в образе злого черта — с большим орлиным носом, огромными оттопыренными ушами и кривыми зубами. Я ради интереса в интернете посмотрел на зубы реального принца Чарльза — далеко не на всех фотографиях он открыто демонстрирует их, но там, где показывает, они действительно кривые. И ведь не соврал художник — нос у Чарльза действительно большой с орлиным изгибом, уши также большие, да и зубы не блещут ровным строем, все так оно и есть, но, глядя на портрет, видишь не принца, а старого злобного черта в красном галстуке. Так что и тут без политики не обошлось. Кто знает, может Чарльзу досталось от итальянца за Брекзит.

Престарелого принца Чарльза один из уличных художников изобразил в образе злого черта

Продолжение следует.

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции