Действительно ли новую мечеть так уж необходимо снова строить в центре? Или стоит инициировать строительство мечетей там, где их не хватает, — в спальных районах города? Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИДЕТ ОТКРОВЕННОЕ ПРИНИЖЕНИЕ КУЛ ШАРИФА»

В Татарстане начала активно обсуждаться тема строительства в центре Казани новой соборной мечети. Сначала об этом заявил муфтий ДУМ РТ Камиль Самигуллин, а затем появилась и соответствующая петиция на имя президента РТ. Само по себе строительство храмов — дело хорошее. Однако удивляет то, с какой подачей инициируется данное начинание.

К примеру, вместе с этим обсуждением идет откровенное принижение Кул Шарифа, вдруг в одночасье переставшего в озвученных оценках быть главной мечетью Татарстана. Девальвацию его статуса действующий муфтий Татарстана начал осуществлять еще в 2016 году. Именно тогда он впервые перенес намаз по случаю праздника Ураза-байрам из Кремля в Галеевскую мечеть — небольшой храм, отреставрированный незадолго до этого во дворе нового здания муфтията. За исключением одного раза, когда муфтий был в дни одного из двух главных мусульманских праздников в отъезде, сложившаяся многолетняя традиция так и осталась порушенной: вместо Кул Шарифа главная служба праздничных намазов теперь проводится исключительно в примуфтиятской мечети. Однако, если раньше суть происходящего замалчивалась, то сейчас Камиль хазрат откровенно признался, чем было продиктовано его странное решение. «Мечеть Кул Шариф <…> никогда не была центральной мечетью, — заявил он на интернет-конференции в редакции „БИЗНЕС Online“. — Почему Кул Шариф должен быть главнее, чем, например, мечеть Аль-Марджани или любая другая? Главную мечеть нам еще предстоит построить».

Новая главная мечеть, по задумке Камиля хазрата, должна вмещать как минимум 10 тыс. человек. Интересна при этом аргументация муфтия: «Нам нужна большая мечеть. В Казани нет ни одной мечети, которая может на праздник вместить всех мусульман под одной крышей». И далее: «Кул Шариф вмещает примерно 1,5 тысячи человек, даже по пятницам туда с трудом вмещаются все желающие. Для проведения праздничных мероприятий она слишком мала».

Здесь обращают на себя внимание сразу три момента. Во-первых, если даже Кул Шариф с его вместимостью в 1,7 тыс. человек для праздничного намаза слишком мал, то как так получилось, что в последние годы главная служба по случаю гаета проводится у нас в Галеевской мечети, которая от силы может вместить всего 300 человек? Где тут логика? Во-вторых, с каких это пор все верующие на празднике должны быть собраны под одной крышей? Люди приходят в ту мечеть, которую любят и имама которой уважают, согнать их всех в одно место при всем желании не получится: никто и никогда не отменит проведение праздничных намазов в других приходах. Ну и в-третьих, это раньше Кул Шариф был переполненным, а сейчас там даже по пятницам есть куда упасть яблоку, в религиозные же праздники там от силы собирается 2 тыс. человек. С чего это вдруг в новую главную мечеть будет приходить в пять раз больше народа?

«СКОЛЬКО СЕЙЧАС ВСЕГО МЕЧЕТЕЙ В КАЗАНИ?»

Наверняка вышеобозначенная петиция была инициирована в недрах самого ДУМ РТ. На это указывает целый ряд обстоятельств, на которых мы сейчас не будем заострять внимание, т. к. главное заключается не в том, кто написал данный документ, а в сути поднимаемого им вопроса: действительно ли центру Казани нужна вторая большая мечеть? И если петиция оперирует здесь в основном лозунгами, то мы в поисках ответа на данный вопрос будем апеллировать к цифрам и фактам.

Сколько сейчас всего мечетей в Казани? Большинство экспертов из самых разных структур, которых я опросил, готовя данный материал к публикации, называют цифры 60 или 62. Именно на стольких площадках проводятся пятничные и праздничные службы в столице Татарстана. Причем сюда входят в том числе мечети пригородных поселков Казани: Залесного, Осиново, Юдино и др. Общее же количество зарегистрированных приходов, в том числе общин без действующих мечетей, оценивается в районе 82. Правда, муфтий недавно заявил, что в Казани в 76 мечетях читается пятничная молитва, а еще 5 мечетей строится в различных районах Казани.

Теперь следующий вопрос: сколько же из этого числа приходится на центр города, где нам предлагают построить новую мечеть? Центр, как известно, у нас расположен в Вахитовском районе. Считаем вручную: Азимовская, Аметьево, Апанаевская, Бурнаевская, Галеевская, Голубая, Закабанная, «Ирек», «Иске Таш», Кул Шариф, Аль-Марджани, «Нурулла», Розовая, Султановская, «Туган авылым», «Хатер», Хороводная, «Энилэр». Итого 18 мечетей. Другими словами, из 7 районов Казани на Вахитовский приходится около 30% всех городских мечетей. При этом зарегистрированное население Казани составляет 1 млн 243,5 тыс. человек, а Вахитовского района — всего 86,6 тысячи. Таким образом, почти треть казанских мечетей приходится на менее чем 7% населения города. Справедливо ли по отношению к оставшейся большей части казанцев строить мечеть не в их районах, а снова в центре? Сомневаюсь.

В опубликованном обращении к президенту РТ Рустаму Минниханову сказано: «Если выехать за стены Казанского кремля, вы увидите множество церквей и не найдете ни одной мечети, где можно было бы помолиться, да к тому же там строится еще один огромный православный собор. Вам не кажется, что это двойные стандарты?» Оставим на совести автора петиции заявление о «двойных стандартах», но обратим внимание на другое несоответствие сказанного действительности. На самом деле если мы выйдем за пределы Казанского кремля, то почти сразу же увидим мечеть, которая недавно была построена почти что под его стенами на Кремлевской набережной, кстати, по соседству с упомянутым в петиции православным собором.

Надо полагать, автор обращения доносит до нас мысль, что все мечети центра города якобы расположены лишь в его исторической татарской части, то есть в Старой и Новой татарских слободах, а в так называемой русской половине исторического центра Казани их якобы нет. Все это не совсем так или даже совсем не так, ибо из 18 мечетей Вахитовского района за пределами татарских слобод построено на сегодняшний день 7 (Кул Шариф, Закабанная, «Ирек», «Хатер», «Энилэр», Аметьево, Хороводная, «Туган авылым») — цифра, которой могут позавидовать и целые районы Казани.

Из всего этого следует закономерный вопрос: действительно ли новую мечеть так уж необходимо снова строить в центре? Или стоит все-таки начинать думать о людях и инициировать строительство мечетей там, где их порой катастрофически не хватает, — в спальных районах города? Кстати, сами казанцы в комментариях на «БИЗНЕС Online» указывают, где им больше всего хотелось бы видеть мечети. «На Квартале на Гаврилова» — пишет один из них. «В Советском районе нужно сразу три мечети на 250 тысяч населения, — пишет другой, — на Аделя Кутуя, Патриса Лумумбы и на Сибирском тракте». «Помогите лучше мечеть на Зорге построить!!!» — восклицает третий.

Мусульмане также просят муфтия довести до конца начатое строительство Соборной мечети в Набережных Челнах, которая бы соответствовала масштабу второго города республики, где долгострой тянется уже много лет. Напоминают и о других незавершенных проектах ДУМ РТ, например о мусульманской школе для девочек «Музаффария», здание под которое было передано муфтияту в собственность более года тому назад. «Коррекционную школу для детей выгнали со здания напротив мечети по улице Сары Садыковой, — пишет об этом один из читателей „БИЗНЕС Online“, — под видом размещения медресе для мусульманской школы. И там сейчас все рушится, никто ничего не делает. Хотя муфтий РТ обещал, что школа откроется в сентябре, даже деньги собирали на ремонт». Увы, немногие захотели поддержать Камиля хазрата в этом добром начинании.

«ПОПРОБУЕМ ПОСЧИТАТЬ, СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ ПРИХОДИТ НА ПЯТНИЧНЫЕ СЛУЖБЫ»

В последнем интервью председатель ДУМ РТ также признал, что не случилось и анонсированного к 200-летию Марджани открытия музея в доме, в котором проживал ученый, на улице Каюма Насыри в Казани. «К сожалению, историческое здание находится в муниципальной собственности, — отметил религиозный деятель, — а не в собственности муфтията, потому эту идею реализовать не получится». Уже несколько лет в заброшенном состоянии находится и историческое здание медресе «Касимия» (Шигабутдина Марджани, 28), которое в данном случае было передано в собственность ДУМ РТ. Давно приостановлены все работы и в другом памятнике старины — мусульманском детском приюте братьев Юнусовых (ул. Габдуллы Тукая, 89/14), где ДУМ РТ также планировало развернуть свои грандиозные проекты. Пока на эти и целый ряд других объектов у руководства муфтията не получается найти спонсоров.

Однако, как видно из вышеизложенного, наш муфтий не отчаивается, он, как всегда, полон идей и планов и уже объявляет о своей новой затее — строительстве еще одной главной мечети республики. «Нам нужна большая мечеть, — говорит Камиль хазрат, — это потребность, которую я сейчас четко осознаю». При этом, как уже было сказано, хазрат оговаривает, что такая мечеть должна быть как минимум на 10 тыс. мест. Зададимся новым вопросом: действительно ли сейчас существует такая потребность в Казани?

Попробуем посчитать, сколько людей приходит на пятничные службы. Это сделать немного сложнее: точных цифр нет ни у кого. Тем не менее приблизительную оценку дать все же можно.

Мечети в Казани очень разные. Есть совсем маленькие. Например, мечеть «Миргазиян» была переделана из бывшей котельной, зажатой в узком пространстве между двумя хрущевками, а мечеть «Ометлелэр» представляет собой по сути квартиру на первом этаже многоквартирного жилого дома, приспособленную под нужды мусульман. Мечеть в комплексе «Туган авылым» — это крохотная избушка, а «Хатер» вообще размером  с православную часовню, буквально в несколько квадратных метров. Однако и в относительно больших мечетях, где теоретически могли вместиться 200–300 человек, по разным причинам на молитву приходят лишь десятки. Например, в Розовой мечети расположено медресе им. 1000-летия ислама и под молельную зону в ней выделена только одна небольшая комната, где на пятничной службе собираются порядка 60 человек (в основном это студенты медресе, приехавшие в Казань из районов и других регионов). Многие мечети рады были бы похвастать большой посещаемостью, но, увы, пока этого не наблюдается. Так, в мечети им. 1000-летия Казани на джума собираются до 50 человек, в мечетях «Иске Таш» и «Сулейман» — до 40, в «Раджап» — до 30. Бывают и совсем аховые ситуации. Как-то однажды время пятничной молитвы застигло вашего покорного слугу у мечети «Рафик». Так там на джума-намаз помимо меня и имама пришли всего два человека. Есть, конечно, и более успешные мусульманские храмы. Например, в мечети Аметьево собираются порядка 135 человек, в Апанаевской — 150, в «Иман нуры» — 200, в Аль-Марджани — 300, в «Гаиля» — 600, а в «Ярдэм» — 700.

Все это, конечно, весьма условные цифры, взятые как от имамов упомянутых мечетей, возможно, несколько завышающих свои показатели, так и со слов свидетелей. Никто, естественно, прихожан по головам не считает. Тем не менее, опираясь на эти цифры, мы можем примерно прикинуть общее число мусульман, приходящих на пятничную молитву во все мечети Казани. Оно будет колебаться в районе 7–10 тыс. человек. Повторюсь: это весьма приблизительная оценка.

Тем нее менее она дает нам понять, что идея построить мечеть как минимум на 10 тыс. человек, по сути, означает, что речь ни много ни мало об удвоении мусульманских молельных площадей Казани. Это как если бы за раз было построено еще столько же мечетей, сколько уже существует в татарстанской столице. Или около того. Возникает вопрос: откуда дополнительно взять столько верующих, к тому же готовых ехать на пятничную службу в центр города, когда и сейчас там не все из мечетей заполняются? О потребности в мечети на 10 тыс. мест уместно было бы говорить, если бы на улице молились 10 тыс. казанских мусульман, но сейчас такого нет даже близко.

Значит ли это, что цифра 10 тыс. взята с потолка? Не думаю. Полагаю, она обусловлена тем, что именно столько вмещает в себя мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова. «Почему в других республиках есть, а у нас нет?» — говорит об этом сам Камиль хазрат.

«ПРОРОК ВКЛАДЫВАЛ СВОИ УСИЛИЯ НЕ В КАМНИ, А В ЛЮДЕЙ. ЭТО И ЕСТЬ ЕГО ПОДЛИННАЯ СУННА»

Если бы в Казани не было Кул Шарифа, расположенного в Казанском кремле, то, конечно же, надо было бы инициировать вопрос о строительстве мечети, которая бы подчеркивала особый статус ислама в нашей республике. Но Кул Шариф есть.

От себя добавлю, что надо строить не просто мечети, а социальные центры, которые бы проводили активную благотворительную работу. Это та ниша, которую наши религиозные организации, увы, пока за редким исключением, занимают не очень активно. В таком случае будет решен вопрос и с посещаемостью мечетей, и с их финансированием, и с уважением ислама и религиозных деятелей. Прекрасный пример мечети «Ярдэм» — яркое тому подтверждение. Мечеть сильна и жива не только молитвой, но прежде всего служением людям.

Подобного же мнения придерживаются и многие татарстанцы. Реагируя на слова муфтия о том, что «нам нужна мечеть минимум на 10 тысяч мест», они в ответ призывают строить то, что будет направлено на оказание реальной помощи людям: хосписы, дома для одиноких стариков, детские приюты, реабилитационные центры, ночлежки для бездомных, столовые для нищих.

Справедливости ради заметим, что ДУМ РТ все же занимается благотворительностью и даже учредило для этих целей специальный фонд «Закят». Правда, изучив его отчетность за 2017 год, мы с удивлением обнаруживаем, что он выделяет на больных и обездоленных в среднем всего 393,35 тыс. рублей в месяц (при том, что на зарплаты сотрудников этого фонда ежемесячно уходит в среднем 261,13 тыс. рублей). Скажем прямо: не очень большой масштаб для общереспубликанского ведомства, ведь даже в отдельных мечетях Татарстана людям помогают порой намного активнее.

И в заключение стоит отметить, что руководство ДУМ РТ в своих заявлениях часто позиционирует себя в качестве ярых поборников Сунны. Что ж, зададимся закономерным вопросом в данной связи: а как Пророк решал вопрос с нехваткой мест в мечети на праздничной молитве? Очень просто. Праздничные намазы он проводил за городом — там, где могли собраться все желающие без исключения: и женщины, и мужчины. У него и мысли не было о том, чтобы впихнуть всех людей в одно здание. И хотя в наших климатических условиях эту Сунну Пророка легко можно исполнять в определенные периоды времени (а если бы не было послепророческой календарной реформы, в результате которой происходит ежегодное смещение мусульманских праздников, в том числе на зиму, то мы могли бы молиться за городом абсолютно каждый год), все же вряд ли, наверное, благоразумно отказываться от сложившихся исторических традиций нашего народа. Однако урок из этого мы все же извлечь можем: Пророк вкладывал свои усилия не в камни, а в людей. Это и есть его подлинная Сунна.

P. S. Ну и небольшой бонус для читателей — лайфхаки от ДУМ РТ, как надо вести подсчеты своих показателей.

Вчера вечером, уже после того, как материал был сдан в редакцию, на официальном сайте республиканского муфтията появилась статья под заголовком «Джума и гает-намазы посещают около 33 000 казанцев». Бывают же в жизни совпадения: всю неделю мы обзванивали казанских имамов с просьбой оценить статистику посещения их мечетей, а за несколько часов до публикации текста ДУМ РТ размещает статью на ту же самую тему. Что ж, не оставим без внимания труд коллег по перу. Тем более что это весьма занятно:

1. Буквально несколько дней назад на «БИЗНЕС Online» были опубликованы слова муфтия о том, что в Казани всего 76 мечетей, а теперь ДУМ РТ уверяет, что их 75. Одну мечеть куда-то потеряли, зато нашли неизвестные ранее площади в Кул Шарифе: в том же интервью Камиль хазрат говорил, что он вмещает примерно 1,5 тыс. человек, а теперь ДУМ РТ пишет, что их там может разместиться в два раза больше — 3 тысячи. Вот уж воистину, не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.

2. В заголовке к статье нам говорят, что «Джума и гает-намазы посещают около 33 000 казанцев», а уже в тексте оказывается, что речь шла на самом деле о казанцах и гостях столицы. Теперь понятно, на кого направлена новая строительная инициатива руководства ДУМ РТ.

3. Как видно из вышеизложенного, авторы статьи не знают, что на джума и на гает-намазы в мечети приходит совершенно разное число молящихся: на праздниках их гораздо больше, чем в пятницу. А если знают, то, стало быть, говоря о 33 тыс., они имеют в виду сумму двух этих показателей. Надо признать, хитрая уловка. Или в ДУМ РТ действительно полагают, что на гает-намазы приходит столько же людей, сколько и на джума?

4. ДУМ РТ не раскрывает методику подсчета. Но, как видно из текста, оно отталкивается от совокупной вместимости казанских мечетей. Никаких других исходных данных в статье не приводится. В самом деле, никто же не ходил по мечетям и не считал верующих по головам: просто взяли предполагаемую общую квадратуру молельных мест и поделили ее на площадь, которую занимает один молящийся. Таким образом, как явствует из статьи, и было получено число 33 000. При этом нас уверяют, что средняя вместимость казанских мечетей составляет 300 человек. Всего же мечетей насчитали 75. Теперь умножьте два последних числа.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции