Мечты о синекуре для единых региональных операторов в сфере обращения с отходами останутся мечтами — по указу Владимира Путина бюджетные деньги будет контролировать оператор еще «единее» — федеральный. Он же установит правила игры на рынке: все идет к национализации отрасли. На этом фоне для регоператоров есть и хорошие новости, которыми делится в своем блоге гендиректор ООО «ПромИндустрия» Николай Атласов: их планируется поддержать налоговыми льготами — обнулить НДС и налог на прибыль.
Николай Атласов
РЕГОПЕРАТОРЫ УЖЕ НЕ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ
На этой неделе, 14 января, президент России Владимир Путин подписал указ о создании госкомпании «Российский экологический оператор» — она станет федеральным оператором в сфере обращения с отходами. Учредителем РЭО выступит минприроды РФ, а деятельность будет финансироваться федеральным бюджетом.
Инициативу появления федерального оператора на рынке обращения с отходами приписывают минприроды. Фактически это действие можно расценивать как еще один шаг к централизации системы управления отраслью. Мусорный рынок постепенно переходит под монопольный контроль государства, которое не только формирует правила игры, но и готовится прибрать к своим рукам непосредственное управление производственным процессом. Давать однозначную оценку этому пока рано: сама реформа отрасли протекает таким образом, что изначально поставленные задачи корректируются на ходу с учетом меняющихся реалий. Но уже сейчас очевидно, что в числе основных проигравших, помимо населения, могут оказаться и региональные операторы.
Регоператоры шли на рынок отходов с большими планами освоения на монопольных условиях огромных средств, обещанных федеральным центром в рамках реализации национального проекта «Экология». Большие надежды также возлагались на многократный рост тарифов на вывоз мусора. На деле же процесс идет не так гладко: тарифы выросли, но во многих регионах аппетиты регоператоров были подрезаны местными властями, испугавшимися роста протестных настроений. Теперь возникают сомнения и относительно миллиардных бюджетных вливаний. Появление госкомпании как федеральной надстройки означает, что финансирование будет осуществляться через нее. Маржинальность проектов, вероятно, снизится, раз ее размер будет регулироваться наверху, а регоператорам, скорее всего, придется работать в рамках утвержденных РЭО проектов и нормативов.
Не исключено, что одной из конечных целей формирования новой системы обращения с отходами является создание общей управленческой вертикали в форме госкорпорации или холдинговой компании, которая станет единым оператором на отраслевом рынке. При таком радикальном сценарии все основные игроки рынка будут постепенно загоняться в жесткую производственную цепочку с унифицированными технологическими стандартами.
Логика создания федоператора на рынке отходов по-своему понятна, и многие готовы признать ее обоснованной. Глава минприроды России Дмитрий Кобылкин заявлял, что до 2024 года планируется построить 200 заводов по сортировке мусора, то есть ежегодно примерно по 40 заводов начиная с 2019-го. На это будет выделено из бюджета 50–60 млрд рублей. Причем государство ожидает, что на каждый вложенный бюджетный рубль по 2–3 рубля вложит бизнес. Очевидно, что при таких объемах финансирования существует огромный риск разворовывания средств и создание федоператора рассматривается в том числе как механизм контроля. Понятно, что вопрос об эффективности данного механизма остается открытым, так как риск разворовывания средств существует и на этом уровне, однако доверия к регоператорам еще меньше.
ТАРИФ ЗА РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР ДОЛЖНЫ ПЛАТИТЬ ПЕРЕРАБОТЧИКИ
Реформа отрасли обращения с отходами охватила уже 69 регионов, однако люди пока не почувствовали на себе каких-либо положительных изменений. В лучшем случае все осталось по-прежнему, хотя тарифы уже выросли, в худшем — возникли проблемы. К примеру, в одном из регионов компании, утратившие право работы на рынке, вывезли с мусорных площадок свои контейнеры. Регоператор оказался не готов к такому повороту, и в результате местные власти были вынуждены оперативно закупать новые контейнеры за бюджетные средства, дабы не допустить мусорных завалов. А вот в Волгограде они появились, хотя здесь проблема не в отсутствии контейнеров, а в плохой организации логистики со стороны местного регоператора.
Многие задаются вопросом: где же обещанные регоператорами контейнеры для раздельного сбора мусора? Их нет даже в пилотных регионах, которые уже больше года работают по новой схеме. Положение вполне объяснимо: у большинства регоператоров переработка отходов не значится в числе приоритетных направлений. Многие существующие перерабатывающие предприятия, не вписавшиеся в схемы монополизированного рынка, вынуждены закрывать свои производства, как это произошло в Тамбовской области.
В день, когда Путин подписал указ о создании РЭО, состоялось совещание премьер-министра России Дмитрия Медеведева с вице-премьерами, на котором также обсуждался «мусорный» вопрос. Одной из ключевых задач был заявлен контроль над ростом тарифов. Ответственный за мусорную отрасль вице-премьер Алексей Гордеев отметил работу по ограничению платы для граждан за услугу по обращению с ТКО. Для этого, по его словам, планируется исключить из тарифа НДС и сохранить неизменной до 2024 года ставку платы за негативное воздействие на окружающую среду. Также регионам рекомендовано установить нулевую ставку налога на прибыль для регоператоров.
Гордеев озвучил амбициозную стратегическую задачу — отказ от использования полигонов по захоронению ТКО как самых экологически вредных объектов. С учетом этого планируется к 2030 году сократить их число до минимума и запретить размещение на них непереработанных отходов.
Приоритетной задачей текущего года заявлено обеспечение всех площадок контейнерами для дуального сбора: для так называемых сухих отходов, подлежащих повторному использованию (бумага, пластик, стекло и металл — все, что может быть востребовано в промышленности), и мокрых отходов — прежде всего органических. Также Гордеев отметил, что поскольку сухие отходы являются востребованным сырьем, то на следующем этапе тариф для населения в части раздельно собранного мусора будет снижен или даже доведен до нуля. Эту разницу, по его мнению, будет оплачивать непосредственно покупатель, то есть переработчики отходов.
Гордеев особо отметил регионы-передовики в деле реализации реформы — это Новосибирская, Нижегородская, Белгородская области, Республика Адыгея и Ямало-Ненецкий автономный округ. Остальные субъекты не столь успешны. Два региона — Ленинградская область и Краснодарский край — вообще находятся в красной зоне, так что Медведев выразил желание лично пообщаться с их губернаторами.
Следует отметить, что губернаторы будут нести прямую ответственность за реализацию реформы обращения с отходами в своих регионах. По имеющейся информации, администрация президента России рассматривает возможность расширения системы оценки эффективности губернаторов путем внесения в нее показателей, отражающих ход реализации отраслевой реформы. Провалы в этой работе, а также высокая протестная активность на почве тарифной политики могут повлиять на кадровые решения в регионах.
Николай Атласов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.