Суннитская доктрина учит, что у женщин нет никаких религиозных препятствий для занятия руководящего поста в любой частной, общественной организации, включая муфтият, считает известный мусульманский деятель Рустам Батыр. А теперь попробуйте рассказать об этом имаму вашей приходской мечети! В очередном материале автор «БИЗНЕС Online» размышляет о формах сексизма и дискриминации, которые противоречат не только Корану, но и принципам исторического суннизма.
«ИТАК, СОГЛАСНО ИСЛАМСКОЙ СУННИТСКОЙ ДОКТРИНЕ, ХАДИС ОБ УВАЖЕНИИ К МАТЕРИ ВЫДУМАН»
На фасаде своей проповеди мусульманские консерваторы часто вывешивают известный хадис: «Рай находится под ногами ваших матерей». Согласитесь: на такую приманку сложно не купиться. Особенно женщинам. Проблема только заключается в том, что этот хадис не имеет богословской силы: в числе передатчиков одного из его изводов имеется лицо, квалифицируемое как лжец, а в другом его изводе есть два неизвестных передатчика. Поэтому хадисоведы называют данный хадис выдуманным. Так, по формальным основаниям, это красивое и глубокомысленное изречение делегимитизируется в рамках исламского богословия и отправляется на свалку религиозных идей.
А что же говорится в так называемых достоверных хадисах? Со слов Абу-Хурайры в сборнике Муслима приводится следующее изречение, возводимое к Пророку Мухаммаду: «Женщины, побольше раздавайте милостыни и чаще кайтесь, ибо я видел, что вы большинство обитателей ада». У Пророка, сообщает Абу-Хурайра, поинтересовались, в чем же причина столь плачевного положения женщин, и он якобы ответил, что они «ущербны в уме и в религии». У него вновь уточнили, повествует хадис, в чем выражается ущербность женщин и Пророк, обращаясь к представительницам слабого пола, дескать, сказал: «Ущербность в уме — это то, что свидетельство двух из вас равняется свидетельству одного мужчины, и это доказательство ущербности в уме, а свидетельство ущербности в религии — это то, что вы проводите некоторые ночи [и дни] не молясь, и в месяц Рамазан [в течение нескольких дней] вы не поститесь [по причине месячных]».
Итак, согласно исламской суннитской доктрине, хадис об уважении к матери выдуман, а хадис об ущербности женщин достоверен. Вам может показаться, что все должно быть с точностью до наоборот. Но нет. В Татарстане даже создали Российский исламский институт и Болгарскую исламскую академию, где студентам (впрочем, как и в подавляющем большинстве исламских учебных заведениях мира) объясняют, что при оценке достоверности хадисов надо учитывать не здравость заключенных в них суждений, как учил, например, Риза Фахретдин, а цепочки их передатчиков, как учит «классическое» исламское хадисоведение. Вы только представьте: миллиарды рублей вложены в то, чтобы некогда угасшая средневековая мысль сегодня возродилась на нашей земле с новой силой.
Что ж, не будем идти против существующего мейнстрима. Раз у нас в Татарстане — хотим мы того или нет — приветствуется средневековая версия ислама, то будем в сегодняшнем материале следовать ей и мы. И попробуем ответить на вопрос: может ли женщина быть муфтием с точки зрения доктрины «классического» суннитского ислама? Как никак вчера было 8 Марта, и женский вопрос по традиции стоит у нас на повестке дня.
«СРЕДИ ЖЕНЩИН ЕСТЬ БОЛЕЕ СПОСОБНЫЕ НА ЭТО, ЧЕМ НЕКОТОРЫЕ МУЖЧИНЫ»
Начнем с того, что слово «муфтий» используется в двух смыслах. В своем исконном значении оно подразумевает богослова высшей категории: того, кто может выносить фетвы по вновь возникшим вопросам ислама. Это, можно сказать, доктор (или академик) исламского богословия. К такого рода муфтию, или, как его еще называют, муджтахиду, выдвигаются несколько требований, которым он должен непременно соответствовать: знание арабского языка, Корана, Сунны, вопросов консенсуса уммы и тому подобного. Нередко в отдельное требование выдвигают благочестие. Однако мы нигде не встречаем никаких гендерных ограничений. Проще говоря, согласно «классическому» исламу, муфтием/муджтахидом может быть абсолютно любой человек, достигший нужного уровня знаний, как мужчина, так и женщина.
Однако для многих из нас слово «муфтий» более привычно во втором значении. Исторически так сложилось, что в России под муфтием подразумевают прежде всего председателя ДУМ. Другими словами, более привычное для нас понятие «муфтий» указывает не на исламского ученого, а на мусульманского чиновника, руководителя централизованной исламской организации. В истории нашей страны было даже два светских всероссийских муфтия, не имевших никакого религиозного образования, что, собственно, неудивительно: муфтию в этом смысле важно быть не теологом, а хорошим управленцем.
Как мы уже выяснили, женщина, согласно традиционному исламу, вполне может быть муфтием-богословом, но может ли она стать муфтием-руководителем? В суннитской теологии об этом вопросе обычно рассуждают в контексте проблемы политической власти. «Ислам требует, чтобы верховная власть в государстве принадлежала мужчине, — писал еще в середине прошлого века шейх Мустафа ас-Сибаи. — Об этом Посланник Божий говорит: „Не будет благоденствовать народ, назначивший править женщину“. Правление, о котором говорится в данном повествовании, касается лишь общего верховного правления, ибо эти слова были сказаны тогда, огда Пророку сообщили, что после смерти Хосроя персы назначили править одну из его дочерей. А правление как таковое, несомненно, не является запретным для женщины согласно общему мнению мусульманских ученых (иджма)».
Более подробно эту мысль раскрывает Юсуф аль-Карадави, президент Международного союза исламских ученых. «Абу-Ханифа допускал назначение женщины на пост судьи, — пишет он, — по вопросам, в которых ей разрешается свидетельствование, т. е. по делам, не являющимся уголовными. Ат-Табари и Ибн-Хазм допускали назначение женщины на пост судьи по имущественным, уголовным и другим делам. <…> Что же касается управления государством, то женщины в большинстве своем не способны вынести ту борьбу, которая предполагается этой огромной ответственностью. Мы говорим „в большинстве своем“, ибо среди женщин есть более способные на это, чем некоторые мужчины, как, например, царица Савская, о которой Бог рассказывает нам в Коране. Однако религиозный закон строится не на редких, а на наиболее общих и распространенных случаях. Поэтому наши ученые говорят: „В редком нет нормы“. Что же касается того, чтобы женщина была деканом или ректором, или председателем организации, или членом представительного собрания и т. п., то в этом нет запрета, если того требует общественное благо».
В рассуждениях аль-Карадави легко заметить внутреннее противоречие. Он отказывает женщинам в праве занять высший пост в стране лишь на том основании, что большинство из них неспособно потянуть столь тяжелую ношу. Но ведь и подавляющее большинство мужчин точно также не способны быть главой государства, а раз «в редком нет нормы», то, стало быть, в свете этой логики и им тоже нужно запретить вставать у руля страны. Впрочем, не будем долго останавливаться на этом противоречии. Нас интересует сегодня не должность главы государства, а всего лишь должность руководителя частной, общественной организации, каковой является муфтият. И, как мы видим, суннитская доктрина учит, что у женщин нет никаких религиозных препятствий для занятия этого поста.
А теперь попробуйте рассказать об этом имаму вашей приходской мечети, и вы поймете, насколько он знает учение суннизма и готов следовать ему.
ТЕЗИС О ГИПЕРВОЗБУДИМОСТИ МУСУЛЬМАН
Движемся дальше. Как насчет того, чтобы женщина стала не муфтием, а всего на всего рядовым имамом? На самом деле это вопрос уже другого плана: в первом случае речь идет о менеджменте, во втором — о богослужении, ведь муфтий — чиновник, а имам — предстоятель на молитве. Суннитская доктрина, как мы видели, учит, что чиновником женщина вполне может быть, а вот имамом, согласно суннитским теологам, должен быть только мужчина. Конечно же, опираясь на аяты и хадисы, очень легко показать богословскую несостоятельность этого ограничения. Но сегодня мы договорились подыграть нашим «ретограрадам», и потому будем оставаться в рамках суннитской традиционной логики.
Здесь важно вспомнить, что имам на пятничной молитве выполняет две основные функции: руководит намазом и произносит проповедь, которая, в свою очередь, распадается на две составные части: каноническую и назидательную (хутба и вааз). Каноническая проповедь состоит из формул на арабском языке и произносится с минбара, т. е. кафедры, сделанной в виде небольшой лестницы. Назидательная же часть проповеди всегда звучит на понятном для слушателей языке и представляет собой, по сути, лекцию об основах ислама. Нередко ее читают до начала основного богослужения, а во многих мечетях под нее делают даже отдельное от минбара место — курси. Нередко бывает и так, что намаз и хутбу проводит один человек, а вааз — другой.
Итак, обязанности имама в пятницу состоят из трех основных вещей: молитва, хутба и вааз. Первые две из них — канонические. Их мы сегодня трогать не будем. Поговорим о ваазе — назидательной проповеди.
Знаете, почему на пятничной молитве имамом должен быть мужчина? Если верить нашим суннитским улемам, из-за гипервозбудимости прихожан. В свете их взглядов, стоит богомольцам, пришедшим в мечеть, увидеть женщину впереди себя, как им уже сложно мысленно сосредоточиться и оставаться в молитвенном состоянии. Причем для них все едино: что молодые, что пожилые — запрет на имамство распространяется в отношении женщин всех возрастов.
Но вот что интересно. Суннитская консервативная мысль вполне спокойно смотрит на то, что женщины читают лекции для мусульман в университетах. Даже у нас в Российском исламском институте представительницы прекрасной половины человечества ведут занятия для мужской аудитории. И ничего. Молодые люди в тюбетейках, чтобы о них ни думали суннитские улемы, как-то справляются со своими гормонами и после выхода преподавательниц из аудитории на стены не лезут. Значит, тезис о гипервозбудимости мусульман — миф, придуманный теологами, то ли судящими обо всех по себе, то ли просто оторванными от жизни. А раз так, тогда почему женщина перед пятничной молитвой не может читать в мечети вааз? Чем это отличается по своей сути от лекции в вузе? Ничем. А потому запрет на проведение назидательных проповедей не более чем сексизм и дискриминация, которые противоречат не только Корану, но и принципам исторического суннизма.
«НАШИ МУЛЛЫ, КАК СТАРЫЕ ДЕВЫ, НЕ ПОДПУСКАЮТ К СЕБЕ НИКОГО»
Ваш покорный слуга уже многократно писал о том, что, в литературе, издаваемой ДУМ РТ, содержатся тезисы об обязанности мусульман нападать на иноверцев, о том, что преподаватели БИА проповедуют право власти преследовать своих граждан по религиозным основаниям и о многом другом. Конечно, государство полицейско-оперативными методами сдерживает произрастание опасных сорняков из этих идейных семян. И, в принципе, оно неплохо справляется со своими обязанностями в данной части. Проблема, однако, заключается в другом.
Отказ признавать религиозное равноправие мужчин и женщин, как и многие другие формы средневекового мракобесия, подрывают доверию людей к исламу как таковому. В абсолютном большинстве они вспоминают о религии своего народа лишь пару раз в жизни, и не более того. Все остальное время шкатулка с вечными духовными ценностями нашей традиции остается для них закрытой. Одна из главнейших причин тому — косность религиозных деятелей, которые под видом ислама проповедуют на самом деле вещи, привнесенные в него из менталитета и практики Средневековья, но не из Священного Писания. И этим они лишь отталкивают людей от вековой традиции ислама, подлинной веры и истинного Бога. Наши муллы, как старые девы, не подпускают к себе никого, лишь затем, чтобы потом обнаружить, что «одряхлевшее тело» их понимания религии уже никому и не нужно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online»
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 121
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.