Начинал свое дело Тимур Шайхутдинов еще студентом, снимая свадьбы и работая на дому. Теперь его компания видеопродакшена «Видимый свет» занимает большой дом в центре Казани. Часть помещений Тимур сдает, налаживая дополнительный бизнес. А еще он держит цветочную мастерскую, продвигает казанскую музыку и мечтает снимать кино. О том, как ведет дела творческий человек, — в новом интервью видеоблогера и владельца «Автосети.РФ» Руслана Абдулнасырова.
«Я себя считаю предпринимателем. И при этом активно принимаю участие во всех творческих процессах, плюс обучение, проверка качества проектов»
— Сколько у тебя в компании работает человек и чем они занимаются?
— 14 работают внутри и на аутсорсе еще 10–15. Здесь заместитель, управляющий домом, менеджер B2C-проектов, девчонка на подхвате, видеографы, фотограф и я.
— Ты себя кем считаешь?
— Я себя считаю предпринимателем. И при этом активно принимаю участие во всех творческих процессах, плюс обучение, проверка качества проектов.
— Ты сам находишь заказы?
— Мы вместе ищем. Один человек по B2C-сегменту находит заказы, я работаю с предпринимателями, которые заказывают у нас видео. Я считаю, что видео — это один из главных двигателей бизнеса. О бизнесе известно, только если о нем есть «видос», потому что его видят сразу много людей, и не обязательно лично встречаться с клиентами, чтобы о нем рассказать. Заливаешь видео в «Инстаграм», YouTube и продвигаешь. В Европе, в мире уже давно так работают, в Россию это только недавно пришло. В Казань еще не пришло, поэтому все студии-конкуренты у нас либо переехали в Москву, либо закрылись. Мы тут одни выживаем.
— Сколько тебе лет, Тимур?
— 30.
— Ты когда этот бизнес организовал?
— Сразу после института. В вузе я был фотографом, были шабашки разные. За счет того, что ты фотограф, работающий на себя, ты коммуницируешь с огромным количеством людей разного калибра. И когда ты что-то делаешь, об этом многие узнают.
«Я считаю, что видео — это один из главных двигателей бизнеса. О бизнесе известно, только если о нем есть «видос», потому что его видят сразу много людей, и необязательно лично встречаться с клиентами, чтобы о нем рассказать»
— Можешь рассказать, как ты создал свое предприятие?
— Я понял, что дома обрабатывать свадьбы по ночам сложно, потому что залипаешь в сериалы. Тогда мы с другом решили арендовать офис. Он видео снимал, в основном для бизнеса. Я был свадебным фотографом, делал семейные съемки. Со временем разошлись, и я начал набирать людей. У меня было слишком много заказов, я начал их раздавать другим людям. Взяли эсэмэмщика, администратора, так появился «Видимый свет».
— Неужели так все просто, как ты рассказываешь?
— Это я рассказал так красиво. На самом деле ты не спишь, ребятам всем даешь заказы. При этом система была такая, что 20 процентов от оплаты они скидывают в офис — на воду, аренду и так далее, а 80 процентов забирают себе. Я отдавал столько же от своих заказов, несмотря на то, что находил им клиентов, и плюс уходила почти вся зарплата. Денег не хватало совсем. У меня очень плохая модель бизнеса. Потом уже по 30 процентов скидывали, эту систему обложения поменяли. По сей день все деньги с моих съемок уходят в «Видимый свет».
«Я понял, что дома обрабатывать свадьбы по ночам сложно, потому что залипаешь в сериалы. Тогда мы с другом решили арендовать офис»
Инвестор давал 5 млн на условиях «братан, отдашь, когда деньги появятся»
— Сейчас у тебя творческая студия. Что ты можешь рассказать про это здание?
— Это «Видимый дом». Всегда у нас была мысль открыть большую студию для продакшна, чтобы было где снимать. Я искал по всему городу, пока не увидел это тогда еще строящееся здание. Я сразу вписался, говорю, беру полностью. Пока еще цена за аренду была неизвестна, но я понимал, что она будет большой, поэтому к тем 14 сотрудникам набрал еще 30 человек к себе в штат, нас стало 46. Это было очень опрометчиво с моей стороны, потому что прибыли это не дало. Нужно было 3,5 миллиона вложить, только чтобы все это доделать. Я нашел инвестора. Он согласился дать мне 5 миллионов без процентов, на условиях «эй, братан, все нормально, отдашь, когда деньги появятся».
— Это твой близкий друг? Или поклонник твоего таланта? Как найти такого мецената?
— Знакомый. Нашел-то я нашел, но денег он мне не дал.
— Ты бы с этого и начинал (смеется).
— Дал добро на 5 миллионов. Сюда переезжаем, строим. А денег не дали. Я нашел другого человека. Мне предлагали 3,5 миллиона под огромный процент, по договору там шесть месяцев не надо было платить, а потом почти все выплатить разом. Тоже не подходит. В итоге подруга взяла на себя кредит чуть больше миллиона, потом еще 700 тысяч, плюс мама взяла 500 тысяч и 700 тысяч в кредит, и я занял у одного друга 250 тысяч, у другого — 500 тысяч.
— То есть ты напряг всех, чтобы запустить этот лофт? Ты взял чужое здание в долгосрочную аренду? На сколько лет?
— На 10.
— Какая площадь у этого здания?
— 600 квадратных метров. Оно огромное.
— Сколько ты платишь в месяц?
— 250 тысяч и 50 тысяч — «коммуналка».
«Это «Видимый дом». Всегда у нас была мысль открыть большую студию для продакшена, чтобы было где снимать. Я искал по всему городу, пока не увидел это тогда еще строящееся здание. Я сразу вписался, говорю, беру полностью. Пока еще цена за аренду была неизвестна, но я понимал, что она будет большой, поэтому к тем 14 сотрудникам набрал еще 30 человек к себе в штат, нас стало 46»
Лев Толстой, коворкинг и «Мураками»
— На этом месте в свое время сидел Лев Толстой. У нас есть табличка: «В этом доме жил Лев Николаевич Толстой». Когда он был в Казани, он жил в этой комнате.
— Здесь жил Лев Толстой?
— Да, я даже боялся, что этот дом будут звать домом Толстого. Мне кажется, что лучше называть не в честь того, кто здесь был, а в честь того, кто сейчас есть. Здесь располагается «Видимый свет», поэтому это место называется «Видимый дом».
— Как обустроено пространство в этом доме?
— На первом этаже наш продакшен, на втором — целый этаж, который мы сдаем в аренду под разные мероприятия — конференции, мастер-классы, свадьбы, дни рождения. Стоимость аренды у нас — 2,5 тысячи в час. На третьем этаже коворкинг. Сюда будут приходить люди, которые не хотят работать на кого-то, платить по 7–8 тысяч в месяц за свой стол и кайфовые условия. Мы запускаем коворкинг через неделю. Пока не работает.
— Что человек получает за эти 8 тысяч?
— Кофе, воду, стол, тумбу, кресло. Все что ему нужно.
— У тебя здесь сколько рабочих мест?
— 12–14.
«Сейчас наша видео- и фотосъемка в «Видимом свете» окупает дом, благодаря этому мы платим аренду. Были месяцы, когда мы еле выходили в ноль, я каждый раз сам себя убеждаю, что дом нам нужен»
— Твоя экономика говорит, что ты будешь получать здесь порядка 100 тысяч рублей.
— Выручка будет такая, да. Но вообще оно пойдет в ноль, просто чтобы закрыть аренду, которую мы платим за это помещение.
— Получается, создание продакшена — это один бизнес. Сдача в аренду помещений — совершенно другой бизнес. Зачем ты занимаешься всем этим?
— Сейчас наша видео- и фотосъемка в «Видимом свете» окупает дом, благодаря этому мы платим аренду. Были месяцы, когда мы еле выходили в ноль, я каждый раз сам себя убеждаю, что дом нам нужен. Почему? Во-первых, мне очень важна наша цель. Мы идем к тому, чтобы снимать кино. Снимать кино можно, только когда у тебя много денег, много связей и хороший жизненный бэкграунд. Дом мне дает много связей.
— Но не дает денег. Сдача этого помещения в аренду не приносит тебе никакого дохода.
— Приносит, мы сами проводим здесь мероприятия. Оно нам сильно помогает. Но у меня есть долг по аренде, 1 миллион 250 тысяч.
— Сколько у тебя заказов в месяц?
— Примерно 25. Выручка в сентябре была 1 миллион 600 тысяч.
— При такой выручке у тебя все равно есть убыток?
— Накопился большой долг, который я выплачиваю, много кредитов. Весной было очень сложно, и люди увольнялись. Летом мы взяли себя в руки, начали выплачивать долги, но все равно ситуация не легкая. Мы сейчас выходим на Москву, у нас будет три видеопортфолио, которые мы снимаем на кинокамеры, с большим продакшном, который мы сделали за это лето. В Казани очень сложно работать. Иногда бывает даже, что люди дают предоплату и пропадают. А бывает, что ты сделал все, тебе должны еще 300 тысяч, и клиент может их три месяца выплачивать, хотя у тебя договор и судебные иски.
— Со второго этажа сколько ты планируешь получать?
— Сейчас от 150 до 230 тысяч в месяц колеблется аренда.
— Первый этаж занимаешь ты сам, два сдаешь. При таком раскладе у тебя экономика бьется. Тогда почему растет долг?
— Потому что она не сразу билась. Когда мы сюда заехали, здесь все было голо. Мы полгода все восстанавливали, чтобы людей запустить. Несмотря на то, что владельцы очень хорошо все сделали, мне все равно пришлось доделывать. В этом году мы только доделали кондиционеры, летом на втором этаже было тяжело.
— Не проще оставить для себя 60 квадратных метров под офис и не держать убыточный дом?
— Дом нам очень помогает. Мы здесь два года. За это время успели провести здесь свои концерты. У нас внизу проходят квартирники (концерты, которые проводят в обычных квартирах в домашних условиях) на 120 человек. У нас были «Дом кукол», «Мураками». Живая музыка, камеры. Мы их снимаем, выкладываем на YouTube.
— Это коммерческое мероприятие?
— Да, люди платят деньги.
— Ты больше все-таки творческий человек. Тебе вообще нравится заниматься бизнесом?
— Бизнес — это самое главное творчество, мне кажется. Но мне не нужны деньги как таковые, мне нужна только камера и деньги на производство кино. Наверное, поэтому у меня и есть проблема с финансами, что я не очень их ценю.
— Что ты в итоге хочешь? Создать творческое пространство, сдавать помещения в аренду и получать от этого доход? Ты предприниматель или творческий человек?
— Быть просто успешным бизнесменом мне было бы скучно. Мне нравится, что у меня то получается, то не получается, заниматься разными вещами. Мне такая жизнь интереснее. Может быть, это странно, но главная мысль дома — собрать творческую движуху, и это нам удается. Много раз мы сдавали помещения ивент-агентствам, организаторам, малому бизнесу, собирали творческих людей здесь, и они друг с другом делали проекты, в том числе здесь.
«Быть просто успешным бизнесменом мне было бы скучно. Мне нравится, что у меня то получается, то не получается, заниматься разными вещами. Мне такая жизнь интереснее»
Подарок девушке — цветочный магазин
— У тебя есть еще один бизнес. Цветочный магазин. Можешь рассказать, как он появился?
— Я встречался с девушкой. Она была флористом. Тогда у меня уже был «Видимый свет», я примерно представлял, как делается бизнес, по крайней мере, я так думал. И мы решили сделать цветочную мастерскую. Хотели делать экзотику, такое, чего в Казани еще нет. У нас получилось, но мы через полгода расстались, и очень сложно и тяжело было вести этот бизнес. Еще три-четыре года мы вместе работали, но уже не в отношениях.
— Чем вы здесь занимаетесь?
— Это цветочная мастерская, мы здесь делаем букеты, цветочные композиции, оформляем свадьбы, делаем декор, есть дополнительная продукция. Еще у нас есть школа флористики. Мы выращиваем специалистов себе и другим цветочным магазинам.
— Можешь рассказать об экономике этого магазина?
— Выручка в месяц чуть больше миллиона. Но сейчас у нас проблема со сменой оргсостава. Весь состав ушел — шеф-флорист, исполнительный директор, специалист по SMM, проект-менеджер и еще несколько человек.
— Почему они ушли?
— Они переработали. Они работали по 72 часа, без выходных. Не все процессы были правильно выстроены, и все привело к тому, что все перегорели.
— В итоге тебе надо начинать все заново?
— Не совсем заново, но оргсостав надо искать, я почти всех нашел: исполнительного, эсэмэмщика, полностью выстроил структуру. Меня почти год в этом бизнесе не было.
— А где ты был?
— В «Видимом доме», где мы только что были.
Если у вас остались вопросы к Тимуру Шайхутдинову, вы можете задавать их здесь.
Канал Руслана Абдулнасырова на YouTube, серия про бизнес здесь.
«Инстаграм» Абдулнасырова @ruslan_abdulnasyrov.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.