С 12 мая Татарстан, как и ряд регионов России, начал возвращаться к нормальной, «досамоизоляционной», реальности, в то время как братская Белоруссия ни на один день не останавливала привычный ход жизни и даже провела единственный на постсоветском пространстве парад Победы. Депутат Госсовета РТ Николай Атласов на страницах «БИЗНЕС Online» размышляет, что стоит за «социальным экспериментом» Александра Лукашенко и почему «картофельный фельдмаршал» может в итоге выиграть «вирусную» войну.
Николай Атласов: «Мы говорим с белорусами на одном языке, они близки нам по культуре и ментальности. И очень прискорбно видеть, как мы своими же руками разрушаем доверие между нашими народами и странами»
«ПУТЬ, КОТОРЫЙ ИЗБРАЛ ПРЕЗИДЕНТ БЕЛОРУССИИ, МОЖЕТ КОМУ-ТО ПОКАЗАТЬСЯ СПОРНЫМ И ДАЖЕ ОПАСНЫМ»
Я неоднократно бывал в Белоруссии и имею об этой стране устоявшееся мнение. Белорусы — отличный народ. Но проводимая президентом страны Александром Лукашенко социально-экономическая политика оценивается мной неоднозначно. Она имеет как свои очевидные достоинства, так и вопиющие недостатки. Но сейчас речь не об этом.
В последнее время на фоне пандемии коронавируса меня все сильнее беспокоят наши отношения с Белоруссией. Это близкая нам страна, с жителями которой у нас сложился самый высокий уровень взаимопонимания и взаимная симпатия. Мы говорим с белорусами на одном языке, они близки нам по культуре и ментальности. И очень прискорбно видеть, как мы своими же руками разрушаем доверие между нашими народами и странами.
Я имею в виду ту очерняющую пропаганду, временами просто оголтелую, которая уже много лет, то усиливаясь, то затухая, ведется официальными информационными каналами в отношении президента братской для нас страны.
Спору нет, Лукашенко — партнер непростой. Это сильная и авторитетная личность. Это человек, который хорошо знает, чего хочет, и умеет добиваться желаемого. Он из тех политиков, которые в прямом смысле сделали себя сами. Он очень эмоционален, но при этом открыт, прямолинеен и искренен. Но самое главное, в силу своего воспитания и житейского опыта, он искренне настроен на дружбу с Россией.
Понятно, что отношения даже с близкими братьями временами омрачаются взаимными претензиями. Эти претензии могут иметь материальную подоплеку в контексте споров, кто кому больше дает — Россия, которая спонсирует экономику Белоруссии, или же Белоруссия, выступающая в роли защитного буфера для России. Но даже если эти споры возникают, лучше всего не выносить их на широкую публику, не раздувать их в СМИ до степени конфликта. Потому что, если вы сделали свой спор достоянием общественности, вы искусственно придали ему конфликтную остроту. И дальше вы вынуждены ради сохранения собственного лица заигрывать с общественностью, апеллировать к ней, публично оправдывать перед ней свою позицию, чаще всего путем намеренного очернения своего оппонента. И очень плохо, если этот оппонент, образно выражаясь, ваш брат. Потому что в семейных конфликтах, особенно публичных, проигрывают обе стороны. А для сторонних наблюдателей это прекрасный повод использовать к собственной выгоде разлад между близкими сторонами.
Путь, который избрал президент Белоруссии в борьбе с коронавирусом, может кому-то показаться спорным и даже опасным. Но нам не следует нагнетать истерику, обвиняя Лукашенко в том, что он якобы ставит под угрозу жизнь граждан своей страны. Нам бы прежде своих заболевших вылечить. И уж совсем несолидно устами анонимных пропагандистов из телеграм-каналов обзывать Батьку, отказавшегося отменять парад Победы в Минске, картофельным фельдмаршалом.
Та линия, которую избрал Лукашенко в отношении борьбы с коронавирусом, не является следствием его чудачеств. Она вытекает из объективного понимания им возможностей экономики Белоруссии. Не может Лукашенко позволить себе остановить экономику своей страны во имя спасения людей от угрозы коронавируса. Потому что нет у Белоруссии в заначке нефтедолларов и ему нечем будет кормить людей, отправленных на самоизоляцию. В этом смысле Батька поступает со своими людьми намного честнее, потому что не дает им пустых обещаний. Это, кстати, очень сильно контрастирует с ситуацией у нас в стране, когда с высоких трибун обещают переведенным на самоизоляцию сотрудникам сохранение зарплат, а малому и среднему бизнесу — налоговую и финансовую поддержку. На деле же все оборачивается для сотрудников увольнениями или же невыплатой зарплат, но в лучшем случае — подачкой в размере 12-тысячного МРОТ. Бо́льшая часть пострадавшего бизнеса не способна преодолеть банковские препоны, чтобы получить обещанные льготные кредиты.
Никто так и не объяснил, что собой представляет этот коронавирус. Ведь до сих пор нет устоявшегося мнения относительно источника происхождения COVID-19 — природный он или лабораторный?
«СНАЧАЛА СТРЕМИЛИСЬ ЗАНИЖАТЬ ПОКАЗАТЕЛИ ЗАБОЛЕВАНИЯ, А В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ — НАОБОРОТ»
Есть еще один аспект, который следует учитывать в понимании действий Лукашенко. Никто так и не объяснил, что собой представляет этот коронавирус. Ведь до сих пор нет устоявшегося мнения относительно источника происхождения COVID-19 — природный он или лабораторный? Нет единого подхода в статистике учета заболеваний COVID-19 и смерти от него. А это все благодатная почва для манипуляций.
Сначала некоторые страны, и Россия в том числе, стремились занижать показатели заболевания, диагностируя у больных любую иную болезнь, но только не COVID-19. Особенно этим грешили некоторые главы регионов, которые вынуждены манипулировать статистикой в политических целях. В последнее время, наоборот, статистика стала демонстрировать высокий рост заболеваний. Объяснения этому даются разные, одно из них — наши врачи перешли на европейскую методику учета, фиксируя заболевших уже при первой положительной пробе. Впрочем, активно обсуждается и политическая мотивация в манипулировании статистикой в сторону повышения. Якобы в угоду интересам отдельных элитных группировок искусственно нагнетается истерия страха и тем самым формируются благоприятные условия для создания системы тотального электронного контроля над людьми (так называемый цифровой концлагерь). И этот процесс, как считается, уже развивается не только в масштабах России, но и на глобальном уровне. Та же всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая критикует Лукашенко, по опыту борьбы с прежними эпидемиями не раз демонстрировала свою коррумпированность и ангажированность. Поэтому полного доверия к ее оценкам и рекомендациям нет.
Неудивительно, что на фоне такой неопределенности в понимании коронавирусной проблемы и сроков окончания пандемии растет массовый психоз, усиливающийся страхами людей на почве их обнищания. И эта большая проблема для любой власти. Потому что массовый психоз благоприятен не только для усиления властного контроля над людьми, но и для неконституционного свержения этой власти. И я думаю, что Лукашенко это прекрасно понимает, а потому делает все, чтобы не допустить подобного в Белоруссии. Иначе возникнет серьезный риск потери рычагов управления страной. И это абсолютно разумные опасения, независимо от того, считать ли Лукашенко диктатором или нет. Разрушение любого государственного порядка — авторитарного или демократического — не сделает людей счастливее.
Именно с учетом этого обстоятельства следует понимать многие высказывания Лукашенко по поводу коронавируса. Они могут казаться проявлением бравады или чудачеств, как, например, совет лечиться от COVID-19 баней или водкой либо игрой в хоккей на морозе. Но эта бравада — не только отражение особенностей характера президента Белоруссии, но и сознательное стремление дать людям сигнал сохранять спокойствие и не поддаваться эмоциям. Это своеобразная установка белорусам со стороны их лидера, что государство контролирует ситуацию и в состоянии справиться с масштабами заболевания, что не следует впадать в панику и менять привычный образ жизни. И в том числе по этой причине в стране работают все предприятия, открыты все магазины, парки, развлекательные заведения, проводится чемпионат страны по футболу. И именно поэтому в праздник 9 Мая в Минске состоялся единственный на всем постсоветском пространстве Парад Победы.
Парадокс в том, что человек, воспринимающийся на Западе как «последний диктатор в Европе», стремится сохранить в своей стране устоявшийся образ жизни, не лишая людей свободы передвижения, сохраняя им работу, зарплату, а также праздничное настроение на 9 Мая. И далеко не случайно, что россияне, глядя на минский Парад Победы, испытывали тихую зависть к белорусам. Думаю, такая же зависть витала в этот день и в московском Кремле.
Окончание следует.
Депутат Государственного Совета РТ
Николай Атласов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.