Фундаментальная проблема исламских институтов, перекочевавших на просторы светского государства, состоит в том, что у этих институтов под собой нет никакого базиса, осталось лишь мишура надстройки, пишет постоянный автор «БИЗНЕС Online», известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Он подчеркивает, что особенно явственно подобное положение вещей заметно на примере мусульманских механизмов создания семьи. Они прекрасно работают в религиозном, традиционалистском обществе, но дают досадный сбой в наших реалиях, причиняя страдания тем, кто вовлечен в подобные отношения. Что же делать?
Рустам Батыр: «Поскольку молодые люди толком не знали своих невест, как и те — своих женихов, непреднамеренного подлога никто из них не заметил. Он вскрылся лишь утром, что породило юридический казус, который и пришлось решать Абу-Ханифе: никах был прочитан с одним человеком, а невинность потеряна с другим»
Процент разводов в исламский неофитской среде крайне высок
Как женились в традиционалистском обществе, когда формировались средневековые правила касательно никаха? По так называемому сговору родителей. Это самый существенный момент, который сегодня мы часто упускаем из виду. Да, молодым до никаха/бракосочетания могли дать увидеться в присутствии старших, с тем чтобы они как бы добровольно приняли выбор родителей, но не более того. В житие Абу-Ханифы рассказывается забавный случай, как в Куфе одною свадьбой женили двух братьев на двух сестрах. Когда дело дошло до первой брачной ночи, девушек перепутали: каждому из женихов на супружеском ложе привели невесту брата. Поскольку молодые люди толком не знали своих невест, как и те — своих женихов, непреднамеренного подлога никто из них не заметил. Он вскрылся лишь утром, что породило юридический казус, который и пришлось решать Абу-Ханифе: никах был прочитан с одним человеком, а невинность потеряна с другим.
Сегодня подобный анекдотический конфуз нам представляется немыслимым в принципе. Мы уже давно не женимся по «сговору родителей». Мы прекрасно знаем, как выглядят наши возлюбленные, ибо сами выбираем себе спутников жизни. В том числе поэтому, к слову, наши браки гораздо менее устойчивы, чем это было в традиционалистских мусульманских обществах.
Брак по сговору старшего поколения позволяет создать семью, руководствуясь трезвым разумом, а не буйством гормонов в крови. Жених и невеста при таком подходе перекрестно сканируются до седьмого поколения. Жених уже не сможет охмурить неопытную девушку обещаниями подарить ей звездное небо, ибо весь его романтический настрой, прекрасный для соблазнения, но малопригодный в реальной жизни, разобьется о беспощадный прагматизм родителей невесты, уже видавших виды и потому не ведущихся на поэзию мечтателей. Родители же жениха, в свою очередь, включают рентген и тоже смотрят, что за хозяйка и будущая мать скрывается за смазливым личиком девушки, ибо их сын сам понять того не в состоянии, пребывая в гормональном ауте. Когда молодые впервые видят выбранных для них таким образом спутников жизни, они уже знают, что подходят друг другу по всем параметрам, и остается только выяснить, возникнет ли личная симпатия между собой, пресловутая искорка чувств. Вот, собственно, для этого и нужны одна-две встречи перед тем, как вопрос о свадьбе будет решен окончательно.
В нашем обществе молодые сами выбирают себе пару. Отсюда — долгий период ухаживания, в течение которого юноша и девушка узнают друг друга и пытаются понять взаимопригодность для совместного путешествия по жизни.
А как это работает в среде российских практикующих мусульман, прежде всего неофитов? Они знают, что по исламу долгие ухаживания — харам. Поэтому встречаются пару раз на лавочке в парке (в присутствии сестры по вере, а иногда и без) и уже через неделю читают никах. Как следствие, спустя месяц молодые люди разводятся, ибо вдруг выясняется, что совершенно не подходят другу другу. Процент разводов в исламской неофитской среде крайне высок. Так исламские нормы прекрасно работают в традиционалистском обществе, но, будучи механически и бездумно перенесенными в наши реалии, дают сбой.
Процент разводов в исламской неофитской среде крайне высок. Так исламские нормы прекрасно работают в традиционалистском обществе, но, будучи механически и бездумно перенесенными в наши реалии, дают сбой
Никах нужен лишь для того, чтобы не возникла ситуация, когда мужчина «поматросил и бросил»
По правде сказать, в светском государстве дает сбой весь институт никаха, ибо он, утратив какую бы то ни было юридическую силу, превращается в некотором роде в пустышку, от которой по большому счету нет никакой пользы. Смысл традиционного никаха заключается в ответственности, которую жених берет за невесту (уж извините, но религиозные нормы патриархальны по своей природе). А если называть вещи своими именами, то это сделка (акд аз-завадж), по которой мужчина за деньги (махр) получает доступ к женскому телу и одновременно обязуется содержать (нафака) свою избранницу. Никах нужен лишь для того, чтобы не возникла ситуация, когда мужчина «поматросил и бросил». Поэтому при заключении данного соглашения и привлекаются два свидетеля, которые в случае разногласий подтвердят, что союз действительно был заключен. При этом мужчина наделяется правом в одностороннем порядке расторгнуть брачный договор, если женщина по каким-то причинам ему надоест. Для этого достаточно трижды сказать: «Свободна!» (талак). Женщина таким правом не наделяется.
Не будем чересчур строго судить нравы людей прошлого, хоть они нам и кажутся вульгарными до оскорбительности. Это сегодня мы воспринимаем семью под влиянием идей романтической любви XIX века, но раньше люди были намного проще. Нас сейчас интересует не морально-этическая оценка средневековых норм шариата, а их суть. Так вот никах, с данной точки зрения, — это правовой договор. Нормы же права, как известно, работают лишь тогда, когда они стоят на трех китах: гипотезе, диспозиции и санкции. А какую санкцию можно наложить за неисполнение никаха, прочитанного в мечети? Никакой. Поэтому никах в светском государстве — простая фикция.
Все чаще в исламской религиозной среде мы слышим призывы не читать никах без регистрации брака в органах ЗАГС. Так, например, известный мусульманский общественный деятель Мухаммад Салахутдин отмечает, что мусульмане часто «ограничиваются пятиминутным заключением никаха для того, чтобы начать совместную жизнь, но при этом игнорируют узаконивание отношений в ЗАГСе, дабы не обременять себя правовой ответственностью. Как показывает практика, такие отношения обычно легкомысленны и недолговечны». Другими словами, никах сам по себе не работает. Ему нужна юридическая подпорка.
Выходом могло бы стать возвращение исламским организациям права, отнятого у них советским богоборческим режимом, на регистрацию актов гражданского состояния. Тогда бы никах имел юридическую силу. Но будем реалистами: в обозримой исторической перспективе на подобное рассчитывать не приходится.
Другим выходом представляется использование возможностей, которые уже сейчас дает нам российское законодательство. «Я, когда встречаюсь с ученицами медресе, всегда советую им составлять брачный договор, заверенный нотариусом, — отмечает главный казый Татарстана Джалиль Фазлыев, — или просить большой махр. У нас ведь люди думают, что махр — это сережки, которые дарят на никахе. Хотя отцы вправе поставить условие женихам: во время заключения никаха ты должен дать моей дочери, например, 20 тысяч рублей, а если разведешься с ней, то должен выплатить ей, допустим, 500 тысяч рублей или 1 миллион рублей. Вот тогда мужчина и задумается: стоит ли ему разводиться».
В принципе, Джалиль хазрат озвучивает здравые вещи. Проблема в том, что все его рекомендации носят факультативный характер.
Одностороннее право развода, которое шариат дает исключительно мужчинам, плохо вписывается в современные реалии
Слом норм никаха, которые по большому счету не работают в российских реалиях, — вызов мусульманским богословам. Но еще бо́льшим вызовом является сама патриархальность шариатских норм. И с этим что-то нужно делать.
Сегодня, например, некоторые женщины зарабатывают гораздо больше мужчин. Представительницы прекрасной половины человечества иной раз являются кормилицами в семье, ведь в постиндустриальном обществе источники дохода формируются не грубой физической силой, а силой ума, в котором женщины ничем не уступают мужчинам. Тогда почему махр в такой ситуации должен давать мужчина? Это чистой воды атавизм. И вообще нужно ли на оплате строить семью? Не опошляет ли такой подход идею любви, которая в действительности соединяет двух людей в единое целое?
Одностороннее право развода, которое шариат дает исключительно мужчинам, также плохо вписывается в современные реалии. Татарка с активной жизненной позицией вряд ли будет дожидаться разводных слов от разлюбившегося мужа-бездельника, который не может поднять пятую точку с дивана и начать зарабатывать. Не пойдет она за разводом и к казыю. Она сама, без посторонней помощи, вычеркнет никчемного мужа из своей жизни, подав соответствующее заявление в ЗАГС. И кто-то после этого будет настаивать, что раз муж не сказал ей талака, то брак сохраняет силу? А если она повторно выйдет замуж, прочитав никах в мечети, то что, у нее по шариату будет теперь два мужа? Или дети, рожденные во втором браке, станут считаться ублюдками, то есть незаконнорожденными? Все это глупости.
Нормы никаха уже давно пора привести в соответствие с нашими объективными реалиями жизни. В противном случае мы можем потерять уважение к религии как к таковой. Ведь религия — то пространство, где человек учится быть честным с самим собой и строить жизнь на правде. Но раз сами имамы невольно проповедуют правила, которые уже не работают, которые ложны, то о каком уважении можно вести речь? Ислам в таком случае из религии Бога превращается — хотим мы того или нет — в религию лицемерия, и мириться с этим нельзя.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 172
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.