Казначейство США погашает старые выпуски облигаций, но вынуждено рефинансироваться по новым повышенным ставкам. Суммарно выплаты на поддержание «штанов госдолга» составили уже порядка 3,7% от ВВП, или 22% от годовых доходов бюджета. Что делать с растущими как снежный ком долгами, в предвыборной Америке пока не знают. Известный экономист Александр Виноградов в своем блоге для «БИЗНЕС Online» пишет, что на этом фоне в США принимается решение о выделении новых средств Украине, что может продлить СВО еще на год-полтора. Помимо этого, обсуждается изъятие расположенных в Америке российских активов и передача их Украине посредством создания специального фонда. Подробности — в нашем материале.
«Джо Байден хочет дополнительно подстегнуть экономику под уже скорые президентские выборы в стране. Изначально предполагалось увидеть аж четыре акта снижения ставки, потом «осетра» урезали до трех, а сейчас, судя по всему, и два могут быть подарком»
Вторая волна
Рабочая неделя, завершившаяся субботним вечером, вновь прошла под ярко выраженным влиянием американских новостей. Нет, конечно же, было много чего: падение рынков, резкое снижение стоимости акций Nvidia, взлетевших ранее на ИИ-ажиотаже, а также халвинг в биткоине, удвоивший себестоимость продукции каждого нового «коина», что, по идее, долговременно должно поддержать его цену. Но это все частные истории, вплетающиеся в целое. Важными представляются две иные темы: де-факто официальное признание о начале второй волны американской инфляции (нет, не коронавируса — тема медицинских ограничений на время убрана на дальнюю полку) и о конфискации российских активов в США. И начнем обсуждение мы с инфляционного вопроса.
Он, безусловно, неоднозначный. Во-первых, в США продолжает оставаться в отличном состоянии рынок труда. Прирост числа рабочих мест стабильно выше прироста населения, причем почти в 1,5 раза, а среднее значение за три месяца — максимально за год. Уровень безработицы при этом снизился с 3,9 до 3,8%, а число вакансий превышает количество безработных в 1,4 раза. Это поддерживается и динамикой почасовой оплаты труда: за год она выросла на 4,1%, причем выросло количество и отработанных часов тоже, что, очевидно, приводит к более существенному пополнению кошельков американцев. Суммарно же фонд оплаты труда неуправленческого персонала показывает среднеквартальный прирост в 7,5% в годовом измерении. Фактически американская экономика активно предъявляет спрос на труд, ну а далее отрабатывает простая логика: от роста спроса на труд идет рост зарплат, соответственно, выше платежеспособный спрос со стороны населения, а отсюда уже проистекают рост цен и документально фиксируемая инфляция. И, в общем-то, конца этому пока не видно, экономика США не тормозит.
Большая проблема, однако, подкрадывается с другой стороны, и об этом здесь уже неоднократно писалось. Это, конечно же, вопрос американских долгов. Казначейство США погашает старые выпуски облигаций, но вынуждено рефинансироваться по новым повышенным ставкам, что вызывает рост объемов процентных платежей по этим облигациям. Так, мартовские расходы бюджета на выплату процентов составили $88 млрд, что выше прошлогодних цифр на 14%, а за пять лет эта сумма более чем удвоилась. Прирост процентных выплат за квартал при этом составил 34% относительно того же квартала прошлого года, а за год он вырос на 26%. Суммарно же выплаты на поддержание «штанов госдолга» составили порядка 3,7% от ВВП, что также составляет 22% от годовых доходов бюджета.
Вообще говоря, это очень много, действительно много. Уже много, с ударением на слове «уже». Важно понимать, что вот эта ставка обслуживания растет постепенно, поскольку сначала погашаются более старые бумаги и лишь потом — более новые. Сейчас, при ставке в диапазоне 5,25–5,5%, средневзвешенная ставка по займам для США составляет всего 3,22%, и со временем, если снижения ставки ФРС не будет, то эта средняя стоимость займа для бюджета лишь возрастет. При средней ставке в 4% на обслуживание долга будет уходить порядка 5% ВВП (т. е. около 28% от всех доходов казны), а при достижении уровня в 5% перевалит за 6% от ВВП США и более трети от доходов. Иными словами, уже все, ситуация пока не критическая, но очень серьезная, надо что-то делать (что?), но пока об этом больше разговоров, чем действий.
Экономика сильна, но высокие ставки угнетают возможность реализовывать бюджет
Но разговоры тоже пошли серьезные. Относительно миролюбивый (ранее) Джером Пауэлл, глава ФРС США, на Вашингтонском форуме обрисовал текущую ситуацию с инфляцией и был очень жесток в своих суждениях. Экономика сильна, безработица низка, высокая ставка перестала помогать против инфляции, значит, ФРС надо действовать аккуратно и уж точно не торопиться с ее снижением.
За снижение, впрочем, выступает президент США Джо Байден, но у него позиция в этом смысле безответственная — он хочет дополнительно подстегнуть экономику под уже скорые президентские выборы в стране, до которых осталось полгода. Опять же, так делалось регулярно в предыдущие предвыборные годы. Впрочем, будет ли так в 2024-м, мы узнаем лишь со временем. В конце концов, изначально предполагалось увидеть аж четыре акта снижения ставки, потом «осетра» урезали до трех, а сейчас, судя по всему, и два могут быть подарком.
Еще раз: экономика сильна, но высокие ставки угнетают возможность реализовывать бюджет, и со временем скажутся и на корпоративных облигациях. С другой стороны, текущая инфляция для США не является нормальной, она является высокой, неприятной (да, это смешно для жителей России) и требующей снижения. Но при этом же уже пошел на уровне комментариев и меморандумов нарратив о том, что инфляция, чуть повышенная относительно целевых 2%, есть не такое уж и плохое дело — пресловутое «окно Овертона» начало двигаться.
Выделение средств Израилю (против Газы), Тайваню (против Китая) и Украине (против России)
Значит, низкие ставки — это сильная инфляция, а с высокой сложно обслуживать долги. Полагаю, в итоге ситуация утрясется прицельным образом с удержанием ставки ниже инфляции (условно, ставка 2% при инфляции в 5%), чтобы за счет этой дельты «размывать» все имеющиеся долларовые долги.
Но это, очевидно, означает, что такое вот высококлассное безрисковое инвестирование в долларовые активы будет сушить капитал на 3% в год, т. е. никак не способствовать его притоку. Отсюда крайне желательно будет сделать так, чтобы инвестирование в других валютах приносило еще меньше денег, с учетом риск-профиля. Проще говоря, чтобы все желающие продолжали нести свои капиталы в бакс, потому что где-то в ином месте еще хуже. И, вероятно, движение в эту сторону и началось.
Речь идет о пакете законопроектов, который был принят нижней палатой конгресса в субботу. И речь там идет не только о выделении средств Израилю (против Газы), Тайваню (против Китая) и Украине (против России — да, эти деньги, будучи выделенными, планово продлят неизменно идущую по плану специальную военную операцию еще на год-полтора). Дело еще и в продолжающемся наборе действий, нацеленном на полный запрет соцсети TikTok: первая поправка к Конституции США еще 1791 года — нет, не слышали.
Изъятие российских активов и передача их Украине
А помимо того, дело еще и в принятом в палате представителей разрешении на изъятие российских активов и на передачу их Украине посредством создания специального фонда. Еще раз — изъятия, а не заморозки и не изъятия доходов от инвестирования этих активов. Что любопытно, этот пакет пошел в работу при активном участии якобы «нашего» Дональда Трампа.
Нет, конечно же, пока это все еще не «отлито в граните». Опять же, полноценный механизм изъятия российских активов (всех оптом, а не только тех, что были засвечены в рамках уголовных дел) есть только у Канады. Опять же, основная часть санкций введена президентскими указами или же распоряжениями «подведов» администрации США, законодательно закреплены лишь несколько запретов. Далее, речь идет только о государственных активах, а не об активах корпораций и тем более частных лиц; Россия здесь существенно менее щепетильна. Наконец, по этому закону, президент США может, но не должен (!) конфисковать российские суверенные активы. Более того, он также может разморозить их, т. е. по факту вернуть РФ, если не будет на то противодействия конгресса. Иными словами, закон не накладывает на президента избыточных обязательств по конфискации, кроме того, изъятие активов требует координирования этого всего с G7, Евросоюзом, Австралией и иными странами.
Но, несмотря на все эти «заглушки» в его движении и реализации, закон нельзя недооценивать. Безусловно, под угрозу сейчас попадают примерно $4–5 млрд российских активов, расположенных в США, это немного. Но это при реализации яркий урок для иных стран, инвестирующих свои казенные деньги в США, — о рисках, возникающих при проведении ими политики, идущей вразрез с американскими интересами.
Отсюда следующее: а не означает ли это действие однозначной подготовки к переходу к острой фазе мирового конфликта по оси США – Китай с рисками для всех прочих стран? С размежеванием капиталов, деятельности, а со временем и технологических стандартов, не говоря уже о гораздо более горячих гранях противостояния? Как обычно, покажет лишь время, но данный ход действительно очень резкий, он меняет само позиционирование США в планетарном масштабе. Соответственно, это либо дурь (что тоже весьма реально), либо все утонет в реализации, либо готовится хитрый план. Посмотрим. А что еще остается делать?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.