Автомобильная отрасль консолидирована с правительством, меры поддержки принимаются, но наступает новый этап, связанный с определенными проблемами и ошибками, допущенными на первом этапе развития отрасли. Об этом заявил генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин в ходе парламентских слушаний «О мерах по созданию производства высоколокализованной конкурентоспособной продукции автомобильной отрасли» в Совете Федерации РФ.
В коммерческой отрасли 70−80% рынка локализована, отметил камазовец, но с легковыми авто не так. Всего глава автогиганта выделил пять ошибок:
- Обилие внешних игроков рынка. «Мы пустили сюда игроков в достаточно большом количестве без серьезных обязательств по рынку. Было подписано 26 соглашений, и на размер рынка 2,5 миллиона [машин] это, конечно, избыточно», — сказал он. Поэтому он приветствует возвращение утильсбора. «Это мера защиты рынка, и не нужно рассматривать его как новый налоговый платеж», — подчеркнул Когогин.
- Не было финансовой ответственности за неисполнение обязательств по соглашениям. Это позволило игрокам уйти с рынка без серьезных финансовых потерь. «Поэтому наше предложение автопрому — заход игроков с хорошим уровнем локализации и обязательно через инвестиции. Это то, что сделали китайцы: пустили всех, если они инвестируют и создают совместные производства», — заключил гендир КАМАЗа.
- Отсутствие продукта. «У нас нет прав на продукты на местном рынке. Toyota встала и ушла, а на рынке осталось 6 тысяч позиций», — сокрушался Когогин. АвтоВАЗ после ухода Renault совершил подвиг, считает Когогин: их отключили от всех систем, разрушили цепочки поставок, но АвтоВАЗ сумел восстановить компетенции по проектированию, подготовке производства, да еще и нарастить объем производства. «Поведение французов, мягко скажем, было совсем не адекватным», — добавил спикер.
- Управление производством. «Те 12 гигантских заводов, которые были построены в нашей стране, ценности особой не представляют. Производство легковых автомобилей перешло в ранг индустрии 4.0. Это совершенно другой уровень производства: с автоматизацией 95%, с жесткой привязкой нескольких моделей — не 10 моделей, а 2−3. Это требует большей серийности, больших рынков. Мы должны делать все, чтобы у нас появились такие очаги супер-современных производств уровня индустрия 4.0. Если мы этого не сделаем, мы не будем конкурентоспособными», — говорит Когогин.
- Плохая адаптация восточных автомобилей к рынку России. В пример он привел опыт сотрудничества «КАМАЗа» с Mercedes: при заходе на рынок они обкатали 18 машин во всех климатических зонах России с пробегом 1 млн километров, составили отчеты и внесли изменения в конструкцию. «Ни один китайский производитель не проводил испытаний в России. При таком безалаберном отношении по допуску продукта на наш рынок мы поставим потребителя в большие расходы, потому что машины начнут ломаться и сыпаться», — обратил внимание Когогин.
Напомним, Toyota приняла решение о прекращении производства на заводе ООО «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге осенью 2022 года. Renault передала свои российские активы в государственную собственность в мае 2022 года. Бывший завод французского автоконцерна в российской столице официально переименовали в «Москвич».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.