«РАЗОБЛАЧИТЕЛИ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ» ДОБРАЛИСЬ ДО НИКИФОРОВА

Сообщество «Диссернет», которое, согласно описанию проекта на сайте, занимается разоблачением «мошенников», «фальсификаторов» и «лжецов», изучая их научные труды, нашло плагиат в диссертации министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова. После анализа был сделан вывод, что Никифоров цитирует без ссылки несколько источников — к примеру, статью «Электронные государственные услуги и процессы» Александра Данилина, опубликованную в журнале CIO (№1 от 28 января 2004 года), статью «Классификационные признаки и виды услуг в современной экономике» и... работы своего научного руководителя Александра Юртаева. Диссертацию Никифоров защитил в 2011 году и вскоре получил степень кандидата экономических наук. Тема научной работы — «Инновационная модель управления информационными потоками в сфере оказания государственных электронных услуг: на примере Республики Татарстан». Защита проходила в КНИТУ-КХТИ, а научным руководителем будущего федерального министра выступил небезызвестный Юртаев.

Работа была выполнена в малоизвестном даже в Казани Институте социальных и гуманитарных знаний (ИСГЗ). Согласно данным с официального сайта вуза, в нем получают образование по самым различным специальностям. Обучение проходит на экономическом факультете, юридическом, переводческом факультетах и факультете психологии и рекламы. Интересно, что министр образования Татарстана Энгель Фаттахов во время интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» внес ИСГЗ в своеобразный черный список — по мнению министра, филиалы учебного заведения работают неэффективно и нуждаются в реорганизации. Ведущей (оппонирующей) организацией по диссертации Никифорова выступил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.

Александр Юртаев (слева) и будущий министр связи РФ Николай Никифоров, 2005 г.
Александр Юртаев (слева) и будущий министр связи РФ Николай Никифоров, 2005 год

Научный руководитель Никифорова Юртаев занимал и в Кремле, и в правительстве с конца 90-х не очень заметный, но по-своему значимый пост начальника информационно-аналитического управления. Считается, что именно Юртаев — один из тех людей, кто увлек нынешнего президента информационными технологиями. Именно под его крылом появился и получил доступ к Минниханову выходец из команды Юртаева — будущий министр связи России. Напомним, что в 2004 году Никифоров стал заместителем гендиректора компании «Современные Интернет Технологии», которая была создана в 2002 году по инициативе правительства Татарстана и под патронатом Юртаева (кстати, шефом компании был назначен его сын Дмитрий Юртаев). Предприятие владеет деловым информационным порталом Tatcenter.ru и является разработчиком сайтов республиканских министерств и самого правительства. По сути, оно и его главные герои стали разработчиками «Электронного правительства»...

5 августа прошлого года Юртаев скончался. Никифоров написал в своем блоге: «Он был моим учителем, идеологом проекта «Электронное правительство Татарстана». Соболезную его родным и близким. Юртаев был удивительным человеком с огромной силой воли. Но болезнь оказалась сильней...»

В вузе, где была сделана работа, не захотели ничего о ней говорить.

— Извините, но я не хочу это комментировать, — заявила «БИЗНЕС Online» Нонна Дмитриева, первый проректор Института социальных и гуманитарных знаний, кандидат юридических наук. — Никифорова не я вела как аспиранта, и я вообще не понимаю, о чем идет речь. Никифоров сам может прокомментировать это все.

Энгель Фаттахов внес ИСГЗ в своеобразный «черный список» — по мнению министра образования РТ, филиалы учебного заведения работают неэффективно и нуждаются в реорганизации
Энгель Фаттахов внес ИСГЗ в своеобразный черный список — по мнению министра образования РТ, филиалы учебного заведения работают неэффективно и нуждаются в реорганизации

Однако в министерстве связи и массовых коммуникаций РФ отказались комментировать «БИЗНЕС Online» обвинения в адрес министра, а сам Никифоров на просьбу прокомментировать происходящее в Twitter не ответил.

«АНТИПЛАГИАТ» КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ

Тем временем публикация скандальных результатов проверок диссертаций на плагиат уже давно превратилась в России в своеобразный инструмент политической борьбы. К примеру, в прошлом году на сайте общества научных работников на фоне скандала вокруг реформы РАН появилось письмо, обращенное к Владимиру Путину и главе российского правительства Дмитрию Медведеву, призывающее провести экспертизу научных работ 25 депутатов Госдумы. В число народных избранников, укравших, по мнению авторов письма, диссертации, попали два депутата из Татарстана. Ришата Абубакирова и Айрата Хайруллина обвинили в некорректном использовании чужих диссертаций. У Абубакирова было найдено 138 копирований на страницах работы. Хайруллину вменялось копирование в докторской диссертации собственной кандидатской.

В разное время скандал разворачивался вокруг диссертаций других российских политиков федерального масштаба. Так, в январе была проверена работа детского омбудсмена Павла Астахова «Юридические конфликты и современные формы их разрешения (теоретико-правовое исследование)». Как заключили эксперты, она на 31% состоит из «некорректных дословных заимствований из сторонних источников». В заключении подчеркивается, что некоторые из заимствований носят существенный характер, поскольку представлены как результаты авторских исследований.

Много заминок было и с диссертацией главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. Журналисты в различных интервью пытались узнать у Кадырова подробности его научных изысканий, но за все это время кроме темы своей диссертации, которая звучит как «Оптимальное управление договорными отношениями между основными участниками строительного производства», Кадыров так ничего и не озвучил.

Министру культуры Владимиру Мединскому блогеры ставят в укор докторскую диссертацию «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV - XVII веков». После ее анализа некоторые эксперты пришли к выводу, что в работе много чужих фраз — дословных повторов.

111.jpg
Выдержка из кандидатской диссертации Никифорова
(Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой)

ДОПУСТИМЫ ЦИТИРОВАНИЯ 5 - 7%

Разоблачение министра связи газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Владимир Беляев — доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии КНИТУ-КАИ им. Туполева:

— Это безобразие! Я считаю, что все диссертации должны вносить новое слово в науку и образование. Весь этот процесс нужно контролировать очень-очень тщательно, особенно когда дело касается защиты чиновничьей работы. Что касается Казани, отрадно, что нам сдаются практически чистые работы. Но у нас и система контроля очень строгая, работы проверяются на всех этапах. Конечно, при написании работы большой вклад вносит и руководитель — подкидывает идеи, структурирует план, но ни в коем случае не пишет этот труд за него. Да, это может быть долго и мучительно, но зато и результативно.

Исходя из моих наблюдений, чиновники вообще любят защищаться в других городах, не в Казани. Я сам сидел на защитах в Москве — это кошмар! Комиссия некомпетентна, кандидаты обходятся одним-двумя вопросами. Конечно, я допускаю сбой в программе, но никто не отменял работу и самого экспертного совета при ВАКе. И работы должны проверяться не только сроком годности до пяти лет, а вообще все.

Римма Гильмеева — проректор академии социального образования по связям с общественностью:

— Такая ситуация не может не огорчать. Казалось бы, Никифоров — такой перспективный министр с амбициозными планами, и когда возникает вопрос о плагиате его кандидатской работы, становится грустно. Вообще, к подобной практике студенты и аспиранты прибегают, к сожалению, все чаще и чаще. Безусловно, в первой части работы есть некий процент использования чужих работ, но подается он за счет интерпретации самого автора, того, кто пишет либо кандидатскую, либо докторскую, либо диплом, а не того, кто этот труд уже написал. Кроме того, есть еще и вторая часть научного труда, где уже работа целиком и полностью состоит из собственных выводов, она экспериментальная. Вот совсем недавно у нас сняли работу, потому что своего текста было лишь 64 процента.

Светлана Шайхитдинова — профессор, доктор философских наук КФУ, заведующая кафедрой журналистики:

— Тема плагиата — это ситуация не столько науки, сколько положения дел в обществе в целом. Более того, скажу, что это касается не только России, почти везде так. Это социальная ситуация, пришла она с интернетом. С распространением всемирной сети знания потеряли персонифицированный характер, авторство перестало оцениваться как уникальный продукт.

В случае с Никифоровым, не думаю, что в его труде идет речь о каких-то глобальных открытиях. Скорее, это компилятивная работа, которых сейчас в научном дискурсе немало. Безусловно, хорошего в этом нет, с этим надо бороться. И не только силами научных работников, но и поддерживанием ценности авторства, ценности индивидуальной работы. Кроме того, я считаю, что оценкой на плагиат должен заниматься не веб-ресурс, а экспертная комиссия, то есть не программа, а сами люди. Потому что за плагиат программа засчитывает и обширные цитаты, и использование каких-то документов, поэтому реальной оценкой должны заниматься специалисты из этой области. Но как такового заданного процента чужих работ, использованных в кандидатской или докторской, нет. Например, допустимы цитирования, процент которых в дипломных работах не должен превышать 5 - 7.