ООО «ПП «ТехВент» — производитель широкого спектра систем вентиляции, кондиционирования и преобразования энергии — изобрело уникальную технологию энергоэффективной рекуперации тепла для проекта «Иннополис». Установка прошла все необходимые испытания, получены сертификат и декларация соответствия, экспертное мнение о ее большей эффективности по сравнению с зарубежными аналогами. Тем не менее государственные структуры, ответственные за выбор поставщиков оборудования, предпочли установку итальянской компании. Совладелец ООО «ПП «Техвент» Евгений Чирков поделился с «БИЗНЕС Online» своим опытом «сотрудничества» с федеральными чиновниками за «место под солнцем» для отечественного производителя, развивающего научный и производственный потенциал республики.

460-персона.jpg
Евгений Чирков: «Мы оказались на рынке, когда он уже был поделен крупными российскими и зарубежными игроками. Так что работать приходится в условиях жесточайшей конкуренции»

ИЗОБРЕТЕНИЕ ДЛЯ «ИННОПОЛИСА»

Евгений Андреевич, когда была создана ваша компания и почему был выбран такой специфический бизнес – производство промышленного вентиляционного оборудования?

– Наше предприятия «выросло» на производственной базе группы компаний «Фортэкс» при поддержке руководства республики, министерства строительства и министерства спорта РТ. Все началось еще с 2005 года, когда реализуемые группой компаний объекты со стадии проектирования комплектовались энергоэффективным инженерным оборудованием швейцарской компании Mountair и канадского производителя холодильного оборудования Cimco, приоритетно использующими новейшие энергоэффективные мировые разработки при производстве. Именно с этого момента началось развитие инженерной команды, которая уже через пять лет «выросла» в самостоятельную компанию с мощной производственной базой и собственной научно-производственной группой.

Таким образом, был сформирован многофункциональный коллектив, способный самостоятельно ставить и решать сложные инженерные задачи. Тогда же мы начали разработку собственной линейки оборудования российского производителя под брендом Airway. В 2010 году была создана научно-производственная группа «ТехВент» с полным циклом производства – от разработки оборудования, изготовления до его монтажа с проведением пусконаладочных работ, последующим предоставлением сервиса в гарантийные и постгарантийные периоды.

– Вы уже четыре года на рынке производителей вентиляционного оборудования, что собой сегодня представляет ваша компания?

– Производственная база расположена на улице Химической, ее площадь — более 2 тысяч квадратных метров. Этот завод создан по точным стандартам ведущего европейского производителя Швейцарии Mountair. Производство оснащено современным станочным парком. Все ключевые сотрудники компании прошли стажировку и аттестацию на швейцарском предприятии Mountair AG. Причем производимое нами оборудование адаптировано под местные климатические условия и возможности эксплуатации. Объясню, что это за условия. Мы поставляем оборудование в районы республики, в бюджетные организации, в которых величина заработной платы по штатному расписанию сводит на нет возможность иметь специалистов, которые бы смогли на высоком уровне обслуживать сложную климатическую технику. Поэтому программное обеспечение и техника разработаны именно под нашего российского эксплуатанта и по максимуму исключают возможность внесения некорректных команд, имея при этом тройную степень защиты элементов. Есть и климатические особенности. Например, мы поставили климатическое оснащение в Красноярск, оно было изготовлено с расчетом на сибирские морозы в минус 50 градусов. Для Татарстана рассчитываем под местные климатические условия – до минус 32. Все наше оборудование предусматривает тройную защиту от замерзания-разморозки водяного калорифера.

777.jpg
«О своих разработках мы информируем все профильные министерства в республике»

– Где в Татарстане и России можно увидеть ваше оборудование?

– За последние годы нашими заказчиками стали такие крупные коммерческие организации, как «Леруа Мерлен» (Франция), «Мегастрой» (Россия), «Давыдов» (Татарстан) производственные организации «Роснефти» и многие другие.

В этом году нами произведено оборудование для Сибирского государственного аэрокосмического университета в Красноярске, научно-производственного комплекса ОАО «ЭЛЛАРА» (завод по производству высокоточной автоматики для авиационной промышленности), на объект «Синергия» в ОЭЗ «Алабуга».

Перинатальный центр РКБ, республиканский центр переливания крови, агропромышленный парк, центр семьи «Казан» (новый загс) в Казани также оснащены нашим оборудованием. Я уже не говорю о десятках спортивных объектов – бассейнах, ледовых дворцах, универсальных спорткомплексах по всей республике – и сотнях менее значимых объектов.

Кстати, во всех вышеперечисленных проектах оборудование нашей компании победило в жесткой конкурентной борьбе со многими мировыми лидерами в производстве климатического оборудования – это и Swegon (Швеция), Wolf (Германия), Seat (Франция), Frivent (Австрия), York (США) и другие. Здесь есть один момент: мы оказались на рынке, когда он уже был поделен крупными российскими и зарубежными игроками. Иностранные компании, к примеру, начали заходить на российский рынок еще в 1991 году, когда только открылись границы. Так что работать приходится в условиях жесточайшей конкуренции.

IMG_1515.jpg
ООО «ПП «ТехВент» – поставщик широкого спектра систем вентиляции, кондиционирования и преобразования энергии

– У вас специфичное производство, вы же не производите товары масс-маркета, с какими трудностями сталкиваетесь в процессе освоения рынка?

– Трудности в реализации проектов, в менталитете наших потребителей. Прежде всего в нежелании принимать новое, в недоверии к российскому производителю. Это началось еще с нашего автопрома, когда каждый на своей шкуре ощутил все его прелести, столкнулся с тем, насколько может быть плохим автомобиль, созданный в России. Аналогичное отношение переносится на всю российскую промышленность. И нам приходится буквально каждый день с этим сталкиваться. Приведу красноречивый пример. Наша компания создала торговую марку Airway. И почему же, спросите вы, не, к примеру, «Воздушный путь»? Да потому что российский покупатель, видя название марки на английском языке, относится к ней с гораздо большим доверием. А вот наш швейцарский коллега генеральный директор Mountair AG Макс Аберхард считает, что если он к своему лейблу Mountair сбоку добавит маленький швейцарский флаг, то к его продукции в Швейцарии будут относиться с большим уважением и покупать станут именно ее, потому что это продукция местного производства. И он нам говорит: «Ребята, добавьте в свой лейбл российский флаг!» А мы отвечаем: увы, если его добавить, то, наоборот, от нас отвернутся.

– А как сломать этот стереотип?

– Только производя качественную продукцию, чтобы люди видели, что она ничуть не хуже, а даже превосходит зарубежные аналоги, а по цене гораздо интереснее.

60586.jpg
Производство «ТехВент» оборудовано по всем европейским стандартам

СТРАННЫЕ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ ГОСЗАКАЗЧИКОВ

– И насколько успешно удается убеждать потенциальных клиентов, что ваше оборудование достойнее зарубежного?

– Мы работаем со многими заказчиками – это монтажные организации, наши постоянные партнеры. Но производители вентиляционного оборудования очень зависимы от проектных организаций. Грубо говоря, какую систему заложит в проект проектировщик, такую и примет заказчик. И не факт, что он отдаст предпочтение российскому производителю, даже если его оборудование будет намного эффективнее и дешевле зарубежного аналога. Совсем недавно мы столкнулись со странным предубеждением к российскому производителю именно со стороны федерального государственного заказчика.

В республике строится инновационный центр «Иннополис», для которого проектный институт «Гипронииавиапром» спроектировал вентиляционную систему. Изучив проект, мы обнаружили ряд технических несоответствий, часть из них была устранена, а некоторые на сегодняшний день подлежат корректировке. Здесь сразу уточню, проектировщик изначально заложил оборудование конкретного производителя – итальянской компании. В свою очередь, «ТехВент» специально для проекта «Иннополис» разработал вентиляционно-климатические установки, не имеющие аналогов на территории РФ, да и в мире. Заявляя это, мы отдаем себе отчет, потому что следим за развитием климатической индустрии путем участия в экспозициях в качестве участника, например «Мир климата-2014» в Москве, и в качестве наблюдателей на выставках CHILLVENTA в Москве (2014 год), ISK в Стамбуле (2014 год), MCE в Милане (2014 год).

Мы предложили использовать нашу технологию в проекте «Иннополис».

– Что это за технологии?

– Это наше изобретение, причем оно обладает лучшими техническими характеристиками и экономически выгоднее зарубежного. Схема климатической установки AIRWAY Premium сочетает в себе функциональные возможности двух установок с теплоутилизацией: с тепловым насосом реверсивного типа и рекуператором тепла с промежуточным теплоносителем путем их объединения. Наше оборудование было предложено в альтернативу системам итальянского производителя – с обычной термодинамикой, разработанной более 15 лет назад и на сегодняшней день не являющейся наиболее эффективной.

– И есть экспертное мнение по вашему проекту?

– Профильный университет – КГАСУ, проанализировав работу опытного образца нашей установки, рекомендует к использованию именно ее для проектов республики, потому что данное оборудование эффективнее в сравнении с аналогами. Предлагаемое нами решение дает существенную экономию по затратам на тепловую энергию и обладает большей холодопроизводительностью. У нас уже есть реализованные проекты, где при применении нашей технологической схемы эксплуатирующая организация получила ощутимо выгодный экономический эффект по электричеству на 50 процентов, по теплоснабжению – на 60 процентов. Вы представляете, какой масштаб экономии может получить заказчик при эксплуатации?!

– Но вы же понимаете, что одно дело – заложить в проект оборудование проверенного производителя, другое – взять на вооружение технологические установки, пусть по экспертному мнению и наиболее эффективные, но еще нигде не опробованные. Наверное, проектировщик просто не пошел на такой риск?

– Мы не просто предлагаем инновационные технологии, не просто предоставляем расчеты и экспертное мнение, а строим на своем производстве технологические модели и проводим испытания.

IMG_1571.jpg

У НАС ВСЕМИ СИЛАМИ ПОДДЕРЖИВАЮТ ИНОСТРАННОГО ПОСТАВЩИКА

– Вы получили какой-то ответ от госзаказчика?

– Мы не получаем каких-то официальных отказов. О своих разработках мы информируем все профильные министерства в республике: министерство строительства, министерство образования и науки, министерство экономики, министерство информатизации и связи. Мы идем открыто через официальные письма, нужны документы – предоставляем, если необходимо провести семинар – проводим, испытания – пожалуйста.

– Вы «похоронили» надежу на участие в проекте «Иннополис»?

– Надежда остается. Поймите, ведь дело не в деньгах, которые заложены проектом «Иннополис», мы их заработаем на других объектах. С высоких трибун постоянно декларируется, что надо поддерживать своего производителя, давать ему «зеленый свет», а на деле-то выходит, что задвигают своих в темный угол. Вам нравится, что нашу страну оскорбительно называют «бензоколонкой»? Так, может, чиновникам пора задуматься не только о своих интересах? Ведь очевидно же, что в условиях неопределенности будущих взаимоотношений с западными странами целесообразно развивать отечественную промышленность. А мы видим, что в сложившейся ситуации при выборе поставщика климатического оборудования для объекта «Иннополис» налицо предвзятое отношение к местному производителю и отсутствие стремления к развитию научно-технического потенциала Татарстана.

Получается, госзаказчик рублем, евро, долларом, всеми силами поддерживает иностранных поставщиков. И такое почему-то принято только в России. Недавно наши специалисты ездили на отраслевую выставку в Стамбул. И что интересно: оформляя заявку на участие в выставке, они обнаружили, что, оказывается, турецкая сторона готова предоставить нашим специалистам бесплатное проживание в гостинице, если они обратятся в турецкое консульство в Казани и сообщат о целях своей поездки – деловая кооперация. И гостиница была предоставлена, причем, отмечу, бесплатно! Вот это не декларированная поддержка, а реальная. Турецкие власти готовы идти на расходы, лишь бы специалисты из-за рубежа могли поучаствовать в выставке, что-то подобрать, заключить какие-то договора с турецкими производителями.

IMG_1844.jpg

ФРАНЦУЗЫ В НАС ПОВЕРИЛИ

– А в коммерческих проектах у вас проблем нет?

– И это ключевой момент! В коммерческих компаниях каждая копейка на счету, там вникают в такие детали, на какие в иных госпроектах даже не обращают внимание. Нам легче договориться с французской компанией, к примеру «Леруа Мерлен», чем с нашими чиновниками. Французы в нас поверили и отдали предпочтение именно татарстанскому оборудованию. Уж они-то точно просчитали, с каким производителем им работать выгоднее. Их конкурент «Мегастрой», собрав десятки предложений, также отдал предпочтение нам. Для них важно качество, им не нужно какое-то громкое имя, главное – чтобы это оборудование у них работало долгое время.

– Сколько разработок уже на счету вашей компании и какие дальнейшие планы?

– У компании 19 изобретений, какие-то уже запатентованы, какие-то находятся в процессе оформления. К примеру, технология, которая была специально разработана для «Иннополиса», находится в процессе получения патента, федеральной службой по интеллектуальной собственности нам выдан приоритет на изобретение. Последняя разработка – оборудование для чистых помещений в больницах. Мы получили регистрационное удостоверение минздрава РФ – наше оборудование допущено к комплектованию любого операционного зала. Мы считаем это серьезным успехом. Что касается планов, мы стоим на таком этапе, когда начинается строительство жилья с локальной принудительной вентиляцией. И это один из векторов для нашей компании. У нас уже есть собственные разработки для данного направления. Еще одно направление нашего развития – так называемый «умный дом».

Но основное остается прежним: производство вентиляционного оборудования для любых объектов, включая частное домостроение с бассейнами. Про медицинские мы уже говорили, а спортивные – вообще наш конек: мы поставили оборудование более чем на три десятка универсальных зданий, ледовых дворцов и бассейнов. Так что здесь для нас вообще не осталось никаких белых пятен.

– Несколько слов о себе: где родились, какое получили образование, есть ли семья. Чем занимаетесь в свободное время, жизненное кредо?

– Родился в Казани, окончил Казанский государственный энергетический университет. Женат, воспитываю сына и дочь. Планируем с женой еще одного ребенка. Из увлечений – охота, рыбалка. Прошедшей зимой впервые встал на горные лыжи, где-то с седьмой попытки поехал. А кредо простое: «Знающий меру не знает поражения».

– И последний вопрос: назовите три секрета успешного бизнеса.

– В первую очередь это трудолюбие. Второе – интуитивное понимание ситуации. И третий секрет – организация максимальной заинтересованности и продуктивности сотрудников посредством правильного делегирования полномочий.